Гаева Тамара
Проект «Профессии» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта:
«Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем.
Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.
Публикация «Проект „Профессии“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» - это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете?
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.
Проблемы:
Недостаточная информированность детей о профессиях.
Не сформирован познавательный интерес к труду взрослых.
Цель проекта: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи проекта для педагога:
• создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
• разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
• обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.
Задачи для детей:
• формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
• научить детей издавать газету посредством совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
• формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
• стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
• обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т. д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
Задачи для семей воспитанников:
• побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
• оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Ожидаемый результат:
• сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
• сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и «детского сада»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов детского сада, обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Формы работы используемые в проекте:
- беседы;
- сюжетно-ролевые игры;
- фотовыставки;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры.
Первый этап - подготовительный
На подготовительном этапе работы планируем изучить необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработать План практической реализации проекта, провести родительское собрание группы с целью посвящения семей воспитанников группы в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации, а так же создать необходимую РППС в групповой комнате.
- Выявление проблем.
- Анализ полученных результатов.
- Подбор специальной литературы.
- Подбор плакатов, макетов.
- Подбор мультфильмов.
- Подбор материалов для художественной деятельности.
- Создание в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
- Планирование детской деятельности.
Методы сбора информации: анализ современных образовательных программ, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей, анализ планирования, обследование предметно-развивающей среды, беседы с детьми.
Второй этап - практический.
Познавательное развитие:
- Экскурсия по детскому саду и знакомство с профессиями сотрудников (повар, врач, мед. сестра, дворник, психолог, методист, завхоз, охранник, прачка и т. д.)
- Рассматривание плакатов «Кем быть», «Профессии»
- Рассматривание фотоальбома «Профессии моих родителей»
- Просмотр видеоинформации «Все профессии важны!»
Дидактические игры:лото «Профессии», «Все профессии важны», «В мире профессий», «Назови профессию», «Орудие труда».
Речевое развитие:
- Беседы: «Кем я хочу стать», «Профессии моих родителей», «Помощники в работе», «Откуда хлеб пришел?», «Люди какой профессии заботятся о нашем здоровье?»
- Загадки о профессиях
- Проведение опроса среди детей старшей группы «Что значит трудиться?», «Какие профессии ты знаешь?», «Кем работают твои мама, папа?»
- Рассуждалки: «Какая профессия самая важная?» «Как много профессий?» «Откуда берутся предметы, окружающие нас?», «Кто такой пожарный?» (провести экскурсию в Пожарно-спасательную часть).
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Почта»
В. Маяковский «Кем быть?»
А. Лопатина «Секреты мастерства»
И. Карпова «Повар»
Р. Скарри «Город добрых дел»
Социально-коммуникативное развитие:
Ситуации: «Отключили электричество», «Кукле нужно платьице», «Дедушка заболел», «У машины лопнуло колесо», «Продукты закончились», «День рождение друга» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Строители», «Механики», «Водители», «Больница», «Магазин», «Повар», «Детский сад», «Парикмахерская».
Физическое развитие
Физические упражнения «Профессии»
Я – шофёр – помыл машину.
Сел за руль и выгнул спину. (имитация движений)
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. (наклоны вперёд с одновременными рывками рук)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты вправо и влево)
Наши летчики-пилоты
Приготовились к полёту. (прямые руки, в стороны, наклоны вправо-влево)
Веселей смотри вокруг:
Детский врач – ребятам друг! (руки на поясе, поворот головы, улыбка)
Подвижные игры: «Повара», «Лётчики», «Шофёр», «Рыбаки», «Пожарные на ученье», «Футболисты», «Хоккеисты».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Мой воспитатель»,«Кем я вырасту», «Лётчики», «Дорисуй, что забыл нарисовать художник», «Инструменты парикмахера», «Пожарная машина».
Лепка: «Поварята», «Метла для дворника»
Аппликация: «Моя мама - стилист», «Повар», «Чудо-доктор»
Изготовление атрибутов для театрализованной постановки «Помощники», посредством которой приобщаем детей принимать участие в посильном труде, в помощи взрослым.
Третий этап - заключительный.
Результаты проекта:
- У детей сформировалось понимание значения слова «профессия».
- У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
- В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
- Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
- Созданы конспекты тематических занятий.
- Подготовлен фотоотчет на сайте ДОУ.
- Оформлена выставка детских работ «Все работы хороши». Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Работа в данном проекте показала, что
-дети готовы осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии
-представления о профессиях взрослых, которые формируются при знакомствах с социальными партнерами, дают более высокие результаты
-умение отражать полученные знания в игровой и продуктивной деятельности стимулирует познавательно-исследовательские, коммуникативные, творческие, речевые и физические возможности дошкольника