Ирина Хамидуллина
Проект «Традиции земли Волжской»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект :
«Традиции земли Волжской»
Актуальность проекта
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".
Публикация «Проект „Традиции земли Волжской“» размещена в разделах
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Принципы
1. Принцип научности
2. Принцип практического применения
3. Деятельного подхода
4 Принцип наглядности
5. Систематичности
6. Последовательности
7. Доступности
Цели:
1. Способствовать формированию патриотических чувств к Родине через представления о родном крае.
2. Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья.
Задачи проекта :
• Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств;
• Развитию этнической идентичности ребёнка;
• Обогатить представления об особенностях культур разных этносов, культуре «ближайших» соседей. Пониманию других людей независимо от их национальности.
• Способствовать выражению отношения к жизни соседствующих народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах
• Дать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья, посредством ознакомления с народными п/и, предметами быта, показать сходство между традиционными костюмами наших народов.
• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру.
Предварительная работа.
• Подобрать литературу по теме исследования;
• Кратко описать особенности народных костюмов, орнаментов (русских, чувашей, мордвы, татар)
• Подобрать иллюстративный материал;
• Подготовить наглядный материал;
• Беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
• Опрос родителей;
• Наблюдения;
Практическая направленность работы по проблеме:
• проведение тематических, комплексных занятий;
• работа по самообразованию;
• участие на тематических педсоветах;
• работа с родителями;
• Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей).
• «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей дошкольного возраста
• Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений.
• Внедрение в практику работы с детьми серия занятий «Культура и традиции народов Среднего Поволжья»
Заключительная часть проекта.
1. Создать альбом «Национальные костюмы народов Среднего Поволжья»
2. Народный праздник «Осинины»
3. Презентация проекта «Традиции земли Волжской» на заседании педагогического совета
4. Весенние посиделки с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у чувашского народа»
5. «Путешествие по деревням Среднего Поволжья»
Карта деятельности по проекту
Образовательные
области Совместная деятельность взрослого и детей
Физическая культура Физминутки
Прогулки
Подвижные игры
Здоровье Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Социализация Игровые ситуации
Изготовление игр
Труд Изготовление рисунков, аппликаций
Выставка детских рисунков
выставка материала о национальной одежде народов Среднего Поволжья
Составить коллекцию украшений народов Поволжья
Коммуникация беседы о традиционной одежде в сезонный период жизни народа Среднего Поволжья
Познание Экскурсия в музей
Проведение целевых прогулок
Знакомство с костюмами, орнаментами народов Среднего Поволжья
Чтение художественной литературы
Чтение сказок народов Среднего Поволжья
Знакомство с национальной поэзией
Музыка
Слушанье: «Валенки», «Красный сарафан», татарских мотивов, мордовских и чувашских
Художественное творчество
рисование элементов национальной росписи народов Среднего Поволжья
аппликация «Изготовление подарков». Изготовление украшений народов (татары, мордва, чуваши, русские)