Оксана Дубовицкая
Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ПРОЕКТА
«Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность".
(Драматизация русской народной сказки
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Творческое название проекта
«Чудеса рядом с нами»
Авторы проекта :
воспитатель О. А. Дубовицкая
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Устное народное творчество
- Темочки
- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию высоких чувств и стремлений.
- Знание сказок окажет неоценимую помощь в приобщении ребенка и к истокам национальной культуры.
- Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.
- Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.
- За счет большей четкости и структурированности сказочного сюжета по сравнению с сюжетами на бытовые темы, разыгрывание сказок обеспечивает большие сдвиги в развитии речи детей, что особенно важно для детей логопатов.
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать коллектив воспитанников в изучении этого вопроса, убедить в его значимости.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
2. Прививать любовь к театру.
3. Учить детей диалогической речи.
4. Учить взаимодействовать с партнером.
5. Развивать конструктивные способности.
6. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.
Механизм и календарный план
реализации проекта
Если у ребенка не будет развит интерес к народному творчеству, к самостоятельной творческой деятельности, то он не станет цельной, независимой личностью уважающей себя и окружающих, обладающей высокими моральными принципами, любящей свою национальную культуру. Для достижения этих задач был выбран метод обучения детей театральной деятельности, в который вошли следующие формы работы с детьми: занятия, разыгрывание спектакля, домашняя работа, экскурсия, данные формы позволяют разнопланово и максимально интересно для детей погрузить их в данную тематику, дать им необходимые навыки и умения, которые необходимы для конечного результата – спектакля. В рамках проекта взаимодействие с социумом воплотилось в сотрудничестве с детской библиотекой с целью повышения читательского интереса, расширения кругозора и приобщение к посещению библиотеки.
ЭТАПЫ И СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (I неделя апреля)
- ОСНОВНОЙ (II-III неделя апреля)
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (IV неделя апреля)
ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Определить программное содержание, структуру и технологическое обеспечение для осуществления проекта.
№
п/п ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
1 Подбор методической литературы Восп. Кобозева И. В. I неделя апреля
2 Систематизирование материала Восп. Кобозева И. В.
Логопед Смыкова Н. В. I неделя апреля
3 Диагностика детей Восп. Дубовицкая О. А. I неделя апреля
4 Подготовка объектов демонстрации Восп. Дубовицкая О. А.
Логопед Смыкова Н. В. I неделя апреля
5 Написание конспектов занятий. Воспитатели гр. №1,
восп. по ИЗО I неделя апреля
6 Чтение сказок Воспитатели гр. №1
Логопед Смыкова Н. В. I неделя апреля
7 Согласование с библиотекой вопроса о проведении экскурсии Ст. воспитатель I неделя апреля
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Реализовать задачи проекта посредством проведения различных мероприятий.
№
п/п ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
1 Занятие по ознакомлению с худ. Литературой «Эти мудрые русские сказки» Восп. Дубовицкая О. А. II неделя апреля
2 Экскурсия в библиотеку. Ст. воспитатель, воспитатели гр. №1 II неделя апреля
3 Занятие по развитию речи. Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Логопед Смыкова Н. В. II неделя апреля
4 Распределение и разучивание ролей.
Подбор муз. сопровождения. Логопед Смыкова Н. В.
муз. рук-ль Решетняк О. В. III неделя апреля
5 Д /з «Рисование иллюстраций к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Родители III неделя апреля
6 Занятие по конструированию
«Мы сказку сотворим» Восп. Попова Е. Е. III неделя апреля
7 Занятие по конструированию
«Театральные умельцы» Восп. Попова Е. Е. III неделя апреля
8 Репетиция спектакля. Восп. Дубовицкая О. А.
Логопед Смыкова Н. В. III неделя апреля
9 Сфотографировать воспитанников во время работы над проектом. Восп. Кобозева И. В.
II-III неделя апреля
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Осуществить презентацию результатов проекта, подвести итоги, сделать выводы.
№
п/п ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
1 Показ спектакля
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Восп. Дубовицкая О. А.
Логопед Смыкова Н. В. IV неделя апреля
2 Организация конкурса-выставки иллюстраций к сказке
«Сказочный мир» Восп. Попова Е. Е. IV неделя апреля
3 Награждение участников проекта Восп. Попова Е. Е. IV неделя апреля
4 Выпуск фотогазеты по итогам проекта «Чудеса рядом с нами».
Восп. Кобозева И. В.
IV неделя апреля
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
1. У детей расширились представления о русских народных сказках, их моральном содержании и иносказательном смысле, заложенном в сказках.
2. Сформировался устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
3. Дети научились интонационно-выразительными средствами передавать характер, настроение персонажей сказки, вести диалог, общаться с помощью мимики и жестов.
4. Дети закрепили технику работы с трафаретом, улучшилась моторная функция мелких мышц руки.
ВЫВОДЫ
1. Чтобы привить детям любовь к русским народным сказкам, воспитать в них различные моральные качества нужно исходить из интересов детей, не проводить назидательные беседы, не применять сказку как дидактическое пособие, а рассматривать сказку как литературное произведение, показать его красоту, самобытность, а иносказательность сказки дети лучше усвоят, разыгрывая ее, увидев наглядно логику поступков героев.
2. Занятия по пересказу литературных произведений позволяют формировать у детей логическое и образное мышление, пополнять словарь образными выражениями, учат соблюдать последовательность высказывания.
3. Для достижения высокого результата очень важен в работе над данным проектом личностный подход к детям, правильное распределение ролей, опираясь на темперамент каждого ребенка, важно правильно распределить речевой материал, учитывая состояние звукопроизношения каждого ребенка.
ОЦЕНКА РИСКОВ
Риски проекта
Меры для их минимизации
1. Несовпадение темперамента ребенка и героя спектакля 1. Ответственно подойти к распределению ролей среди детей, исходя из личностно-ориентированного подхода.
2. Ошибки в распределении речевого материала
2. Подбирать тесты ролей, учитывая состояние звукопроизношения каждого ребенка.
3. Недостаточная сформированность конструктивных и изобразительных навыков. 3. Проводить проект ближе к концу учебного года, когда уровень знаний позволяет детям выполнять сложную работу по изготовлению декораций и кукол.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Результаты проекта могут быть использованы в таких формах: разыгрывание спектакля для детей других групп, организация кружковой работы по театральной деятельности, закрепление звукопроизношения в связной речи. Данный проект могут использовать ДОУ в своих логопедических и массовых группах для детей 6-го года жизни, можно применять и в старшей группе, но брать сказки соответствующие возрасту детей. Декорации и героев сказки могут изготавливать дети подготовительной группы, а разыгрывать спектакль будут дети старшей группы, проект можно организовать для двух и более разновозрастных групп.
РЕСУРСЫ
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники, - СПб. : «Детство-Пресс», 2001
2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи, - СПб. : «Детство-Пресс», 1998
3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, - Ростов н/ Д: Феникс,2005
4. Театр кукол и игрушек в ДОУ/ Сост. О. П. Власенко, - Волгоград, 2009.
5. Баранова Э. Учимся задавать вопросы//Дошкольное воспитание, №12, 2005, - С. 12
6. Демьян Е. Занятия-забавы//Дошкольное воспитание, №51994, - С. 28
7. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников//Ребенок в детском саду, №4, 2005, - С. 84, №5, 2005, С. 83