Ольга Рогуленко
Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов
Пояснительная записка
Значительное число современных детей демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания и/или искажений психического развития, несформированность произвольной регуляции, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозам, соматическую и психосоматическую уязвимость.
Публикация «Проект „Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Нейропсихологические игры и занятия
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 4-5 лет на музыкальных занятиях. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка, улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала. При применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.
Кроме того, они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки, не нужны специальные условия, инвентарь, не требуют специально выделенного времени в расписании.
Участники проекта: дошкольники 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации: один год (долгосрочный).
Актуальность и новизна
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. С другой стороны, в ДОУ и в семьях можно заметить вытеснение игровой деятельности, сокращение коммуникативных процессов, в угоду раннему обучению, компьютерам и малоподвижному образу жизни.
Поэтому, в последнее время каждый педагог отмечает увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с расстройствами поведения, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы в усвоении образовательной программы. Эти наблюдения подтвержаются и исследованиями проводимыми специалистами. Психологи и неврологи повсеместно отмечают значительный рост числа детей с ЗРР и ЗПР соответственно.
Отлично зарекомендовавшим себя инструментом коррекции подобных соматических нарушений является нейрогимнастика. Нейрогимнастические упражнения являются высокоэффективным инструментом не только при работе с детьми ОВЗ в коррекционной работе, но и с нормотипичными детьми в групповой или индивидуальной развивающей работе. При регулярном использовании упражнений нейрогимнастики можно отметить следующие положительные эффекты:
• улучшение памяти, внимания и восприятия;
• синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга;
• улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;
• развитие речи;
• повышение способности к обучению и восприятию новой информации;
• развитие саморегуляции и самоконтроля;
• развитие способностей.
Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.
Нейропсихологические упражнения представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.
Нейрогимнастика особенно полезна детям:
• возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;
• тревожным, неуверенным, переживающих эмоциональное напряжение.
• с плохой координацией, с отсутствием плавности движений;
• с речевыми нарушениями.
• с наличием утомляемости и низкой устойчивочти к нагрузкам;
• испытывающим трудности в общении;
• а также медлительным детям.
Главный принцип этих упражнений - задействовать противоположные конечности вместе и попеременно. По мнению многих ученых именно слаженная работа обоих полушарий является основой интеллектуального развития ребенка.
Вся изюминка проекта в том, что упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед и во время занятий. Мотивация для детей – «А ты так можешь?» Сопровождение музыкой, интересными авторскими песенками поддерживают интерес детей к занятиям на протяжении длительного времени.
Каждый ребенок талантлив и открыт миру. Наша задача раскрыть его творческий потенциал и способствовать его гармоничному целостному развитию.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью нейропсихологических упражнений; способствовать формированию межполушарных связей у детей, что является необходимым условием для успешного обучения детей в школе: гармоничному сбалансированному развитию тонкой моторики рук и взаимодействию обоих полушарий мозга детей.
Задачи программы:
Для детей:
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие интеллектуальной деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- воспитывать волю ребенка;
- развитие фонематического слуха, фонематической памяти,
- развитие произвольного внимания, способность к его переключению.
Для воспитателей:
Повысить психолого-педагогическую компетентность воспитателей.
Для родителей:
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОО, активизировать и обогатить их педагогические возможности
Этапы реализации.
Подготовительный этап
1. Диагностика уровня развития детей
2. Анализ методической литературы по тематике
3. Составление перспективного плана работы
3. Подбор репертура: упражнений, игр, музыкального, стихотворного материала.
4. Организация среды в группе, музыкальном зале: подбор оборудования
(ковриков, удобной одежды и обуви, инструментов)
5. Подбор информационного и практического материала
Основной этап
1. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий
2. Проведение консультаций для родителей дошкольников
3. Организация развивающей среды в группе (воспитатели)
4. Использование игр в свободное от занятий время
5. индивидуальная работа с детьми
6. Вовлечение родителей (играть с ребенком дом, используя видео и аудио-материалы)
Заключительный этап
1. Диагностика уровня развития детей
2. Анализ результатов проекта
3. Творческий отчет (презентация проекта на педагогичсеком совете ДОУ)
4. Проведение итогового мероприятия для родителей
Перспективный план мероприятий в рамках реализации проекта (см. в презентации)
Используемые образовательные технологии
1. Здоровьесберегающие технологии: нейрогимнастика, подвижные игры, пальчиковая, дыхательные гимнастики.
2. Игровые технологии
3. Информационно-коммуникационные технологии: подбор иллюстративного материала к занятиям (сканирование, интернет, принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к занятиям; знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
4. Личностно - ориентированная технология: технология сотрудничества
В ходе реализации проекта были использованы ритмические игры с палочками из сборника И. Г. Галянт «Палочки-стукалочки», из сборника А. И. Приуполиной «Организация процесса творческого развития детей дошкольного возраста с применением системы речевых игр (палочек клавес)»
Планируемые результаты
1. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.
2. У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.
2. Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.
3. Улучшается внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делятся новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения, повысилась их самооценка.
4. Повышается мотивация родителей в участии в образовательной деятельности ДОО.
5. Наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации).
6. Значительно растет уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей.
Таким образом, социальная значимость проекта очевидна. Для детей это открыло новые возможности для коммуникаций. Дети стали увереннее в собственных силах и возможностях. Дети получили новый игровой инструмент для развития. Мы уверены, что придя в школу, они с удовольствием будут делиться своими новыми достижениями со сверстниками, спрашивая их: «А ты так можешь?»
Реализация проекта способствовала возникновению новой формы общения родителей с детьми и развития собственных детей. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде.
Проект долгосрочный, может быть внедрен в практику в качестве одной из форм совместного воспитания и обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ.