Анжела Шарова
Проект предметно-развивающегося пространства «Островок настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и социальная значимость
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. В современном обществе развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Способность ребенка осознавать свои эмоции возрастает. Необходимо развивать эмоциональную сферу. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. А ведь общение значительно обогащает эмоциональную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Публикация «Проект предметно-развивающегося пространства „Островок настроения“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Сроки реализации проекта : ноябрь-май
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста формировать эмоциональную сферу через средства самопознания в уголке настроения в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта :
Создать условия в среде группы, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребёнка, его эмоциональный комфорт.
К гармоничному развитию личности мы будем приближаться, решая следующие задачи:
1. Изготовить оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей; дизайнерское оформление части предметно – развивающего пространства группы;
2. Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника по выражению его лица, положению тела, жестам, интонации;
3. Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие);
4. Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
5. Помогать детям отреагировать имеющиеся у них неуверенность, агрессивность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности; способствовать формированию адекватной самооценки;
6. Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции;
7. Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, самостоятельно урегулировать конфликтные ситуации.
Участники проекта :
Воспитанники старшей группы детского сада, их родители и другие члены семьи, воспитатели группы.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы,
-сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по
проекту «Островок настроения».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной
тематике.
-создание эскиза по оформлению стены, где планируется реализация одной из зоны уголка настроения.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического
обогащения проекта (приобретение фоомирана и прочих сопутствующих материалов для оформления зоны уголка настроения)
- создание пособий, игр, а также подбор материалов, оборудования для работы в уголке «Островок настроения».
- участие родителей в оформлении настенного панно, зоны приветствия детей в виде символов.
2 этап – Практический:
-реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
-чтение художественной литературы, презентаций, беседы,
- дидактические игры,
-художественное творчество,
-решение проблемных ситуаций,
-сюжетно ролевые игры,
-игровые ситуации,
-продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Со стороны педагога предполагается диагностика ребят, занимавшихся в уголке «Островок настроения», их родителей, которая будет демонстрировать результаты проделанной работы.
Со стороны детей и членов их семей (участников проекта) логическим итогом всех мероприятий, связанных с «Островком настроений», будет развлечение «В гостях у Звёздочек». Мы планируем, что принимая в нём участие, ребята продемонстрируют приобретённые знания о человеческих эмоциях, умения справляться со своим плохим настроением, тревогой, страхами и сформированные навыки бесконфликтного взаимодействия.
Работа с детьми:
Ноябрь № Вид деятельности
1. Беседа «Что такое эмоции?»
2. Дидактическая игра «Собери портрет»
3. «Тест тревожности» (выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния, авторы Темпл, Дорки, Амен).
Декабрь 1. Коллективная творческая работа «Карусель желаний».
2. «Листок гнева» — напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т. д. (Приложение №1)
3. Волшебные средства понимания: интонация.
4. Знакомство с эмоцией радости.
Январь 1. «Победи свой страх!» : обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи.
2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»).
3. Просмотр познавательного мультфильма «Эмоции и Чувства» развивающее видео для детей
Февраль 1. Дидактическая игра «Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
2. «Ласковое имя» (Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа).
3. Творческая мастерская «Моё настроение» Рисунки детей.
4. Чтение сказки С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Март 1. Творческая мастерская создание «Книжки про меня» : страничка «Моя мечта».
2. Дидактическая игра «Мешочек секретов»
3. НОД «Царство эмоций»
4. Творческая мастерская создание «Книжки про меня» : страничка «Я сержусь! Мой гнев».
Апрель 1. Сюжетно ролевая игра «В больнице»
2. Терапевтическая сказка "Сказка про зайца - забияку" И. Гурина
3. Чтение рассказа «Живая шляпа» Н. Носова
4. Театр «Эмоций»
Май 1. Квест – игра «В поисках хорошего настроения»
2. НОД «Путешествие по стране Настроений»
3. Творческая мастерская создание «Книжки про меня» : страничка «Мои достижения»
Заключение
В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым
Уголок психологической разгрузки — это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки саморегуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, почитать, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр. А педагог, используя ресурсы центра в методической практике, успешно вырабатывает индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Велиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»
2. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей. – М. : 1995
3. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/ сост. Н. Д. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : Генезис, 2000. – 208 с.