Ирина Овчинникова
Проект «Праздники моей семьи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Праздники моей семьи»
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
Публикация «Проект „Праздники моей семьи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Родители недооценивают значимость семейных традиций и праздников. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Поэтому необходимо обобщить представление дошкольников о семье, о ее ценностях и показать взаимосвязь между семьей, ее традициями и семейными праздниками.
Без праздников трудно представить нашу жизнь. Наверное, праздник – это самый замечательный момент в жизни ребёнка, его знакомство с чем-то новым, радостным, счастливым. Праздники помогают расслабиться, встряхнуться, отдохнуть, набраться положительных эмоций, помогают детям в их духовном становлении и росте.
Актуальность проекта
Сегодняшний день характеризуют: ломка традиционных ценностей, разрушены нравственные представления о браке и семье, нарушены родовые и семейные связи между поколениями, стремительно сменяются нравственные ориентиры, происходит «переоценка ценностей». В такое нелёгкое время особенно нужны семейные праздники, как один из способов сплочения семьи. А если ещё к тому же эти праздники проводят родители совместно с детьми – что может быть важнее и значимее для воспитания ребенка дошкольного возраста.
В каждой семье есть свои национальные праздники. “Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка
совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и
что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника.
Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники. ” —писал К. Д. Ушинский. Среди всех семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи должен быть день рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику.
Готовиться праздник заранее и принимать участие в нём должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и чем младше ребёнок, тем должен быть праздник ярче и длительнее –весь день белее красивы и сказочным. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей, подарков. Хорошо бы это день сфотографировать, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий.
Мир доброты, красоты, гармонии открывается перед человеком через
праздники. Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом. Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития все его дарований. Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух. Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви
Существует множество молодых семей, которые не имеют своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. Все современное поколение «зациклено» на зарабатывании денег, много времени уделяют работе и другим видам деятельности. В большинстве случаев, из-за занятости родителей, воспитание детей перекладывается на бабушек и дошкольную образовательную организацию. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций и праздников в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции и семейные праздники, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций и праздников на развитие ребенка. Ценность семейных праздников утратилась за счет развлекательных комплексов и студий, где детьми занимаются посторонние люди (аниматоры, а родители предпочитают наблюдать со стороны и не принимают активного участия в организации праздника.
Данная ситуация позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с семейными праздниками, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей дошкольного возраста. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Праздники моей семьи», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, через приобщение к семейным праздникам.
Цель проекта : формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям, посредством изучения праздников своей семьи.
Задачи проекта :
- Формировать интерес к выработке семейных традиций и проведению семейных праздников.
- Выработать стремление и желание активно участвовать в проведении семейных праздников. - Укрепить связи между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создать межсемейную дружескую атмосферу.
Объектом исследования являются семейные праздники дошкольников подготовительной группы, а также их родителей.
Предметом исследования являются семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, семейные праздники.
Теоретическая значимость:
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным праздникам, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Новизна
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным праздникам, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Форма проведения: беседы, консультации, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями, стендовая информация, конкурсы, развлечения, праздники.
Тип проекта : практико - ориентированный, информационный, групповой.
Вид проекта : внутригруппповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с 12 сентября по 12 марта).
Участники проекта : педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников ДОУ.
Прогнозируемый результат:
- повышение интереса детей к своей семье и семейным праздникам, повышение уровня сформированности культуры семьи воспитанников;
- повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении семейных ценностей.
- способствовать сплочению детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- заинтересовать родителей в создании и определении семейных ценностей, семейных праздников.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
- Анкетирование родителей,
- изучение и подбор методической и художественной литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, игр.
-создание в группе, соответствующей предметно - развивающей среды;
-привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
2. Основной этап.
Реализация проекта.
3. Заключительный этап.
- фотовыставка «Семейные праздники»;
- выставка рисунков родителей и детей на тему «Мой любимый праздник».
План реализации проекта.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
3. Рассматривание альбомов и иллюстраций «Моя семья».
4. Чтение и обсуждение произведений по теме.
5. Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.
6. Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
II ЭТАП- ОСНОВНОЙ.
1. ЕЖЕДНЕВНЫЕ БЕСЕДЫ.
1. Беседа с детьми «Моя семья»
2. Беседа «Мои родственники?»
3. Беседа «Что такое праздник?»
4. Беседа «Мои любимые праздники»
5. Беседа «Семейные праздники и традиции»
6. Беседа «Что такое семейные ценности» и т. п.
2. НОД
Познавательное развитие:
«Моя семья», «День пожилого человека», «Моя любимая мама», «День Матери», «Что за праздник Новый год?», «День защитника Отечества», «Международный женский день».
Художественно-эстетическое развитие:
«Мои любимые бабушка и дедушка», «Портрет любимой мамы», «Цветы для бабушек и мам», «Открытка ко Дню Защитника Отечества», «Открытка для мамы».
3. РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ.
1. Рассматривание иллюстраций, картин на тему: «Семья, семейные праздники», фотографий; заучивание пословиц, поговорок о семье и о семейных традициях.
2. Чтение художественной литературы:
А. Барто «Вовка – добрая душа»
А. Раскин «Как папа укрощал собачку»
В. Бианки «Аришка – трусишка»
В. Вересаев «Братишка»
В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»
Д. Габе «Моя семья»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
З. Воскресенская «Секрет»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни
М. Зощенко «Показательный ребёнок»
3. Отгадывание загадок.
4. ИГРЫ И ПРОЧИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1 С/р игры «Семья», «Семейный праздник»
2 Игровая ситуация «Подготовка к празднику»
3. Дидактическая игра «Праздники по временам года»
4. Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый праздник», «Праздники моей семьи», «Мой День Рождения»
5. Организация мероприятий «День пожилого человека», «День Матери», «Большой концерт для бабушек и мам»
6. Оформление фотовыставки ко «Дню пожилого человека»
7. Оформление стенда ко «Дню Матери», фотовыставка к 23 февраля,
8. Коллективная открытка «Мамочка любимая моя
9. Выставка рисунков и поделок на тему «Пасхальная мастерская»
5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Консультации для родителей «Семейные праздники», «Семейные праздники и семейные традиции» и др.
2. Буклеты
3. участие родителей в подготовке костюмов и атрибутов к новогоднему празднику, к празднику 8 марта, в подготовке подарков для детей к празднику 23 февраля и 8 марта
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1. Выставка рисунков на тему: «Моя семья», «Портрет любимой мамы»
2. Фотовыставка «Мой любимый праздник»