Оксана Семёнова
Проект «Правила дорожные детям знать положено»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Пчёлка № 23»
Краткосрочный проект
для детей второй младшей группы
«Правила дорожные –
детям знать положено»
Подготовила и провела:
Воспитатель : Семёнова Оксана Александровна
город Шилка 2020
Паспорт проекта.
Название проекта : «Правила дорожные – детям знать положено»
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Тип проекта : познавательно-игровой.
Публикация «Проект „Правила дорожные детям знать положено“» размещена в разделах
Вид проекта : групповой.
Возраст детей: вторая младшая группа.
Период выполнения: с 02.11.20 по 09.11.20 года.
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатель.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
Задачи: Формирование у детей представлений о правилах поведения на проезжей части. Расширение представлений о разновидностях транспорта (воздушный, наземный, водный). Знакомство с сигналами светофора и пешеходным переходом. Обогащение словарного запаса детей. Расширение кругозора. Активизация познавательной деятельности малышей. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД. Развитие памяти, внимания, мышления, речи и мелкой моторики пальцев рук. Воспитание грамотного пешехода.
Актуальность.
Существует не только актуальность, но и жизненная необходимость в обучении детей Правилам дорожного движения. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет дорога и автомобиль. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.
На первый взгляд, кажется, очень легко научить малыша Правилам дорожного движения. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД. На самом деле - очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, то они смогут в дальнейшем избежать опасных ситуаций на дороге и сохранить свою жизнь.
Материал: Иллюстрации с изображением разного вида транспорта, улиц города; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, мультфильм «Пешеходный переход».
Формы реализации проекта : • занятия по краеведению;
•чтение художественной литературы; • беседы;
• наблюдения на прогулке;
• рассматривание иллюстраций;
• раскрашивание картинок;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• просмотр мультфильма;
• работа с родителями;
• оформление коллективной работы.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта :
Воспитатель: Разработка методических материалов.
Подбор наглядно – иллюстрационного материала, оборудования для занятий, бесед, игр.
Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.
Подготовка консультации для родителей.
Сотрудничество с родителями: Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности : необходимо помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения детей на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию, а тут должны работать родители и педагоги сообща.
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Беседы: «Наша улица», «Светофор» (по картинкам).
• Чтение художественной литературы (рассказов «Автомобиль» Н. Носов,
«Шагая осторожно.» С. Михалков).
• Рассматривание иллюстраций «Транспорт».
• Занятие по краеведению: «Улицы нашего города».
• Занятие по конструированию» (моделирование) - «Постройка грузовика, дороги».
• Работа по художественно-эстетическому развитию: по лепке «Светофорчики».
• Работа по художественно-эстетическому развитию: Раскрашивание раскрасок «Дорожные знаки», «Транспорт».
• Наблюдения во время прогулки за транспортом на проезжей части, за небом - самолётом.
• С. -Р. И. «Волшебный светофор», «Шофёры».
• Дидактические игры: ««Какой вид транспорта», «Собери машинку».
• Просмотр мультфильма «Пешеходный переход».
• Подвижные игры: «Такси», «Птички и автомобиль», «Цветные автомобили».
Мероприятия по работе с родителями:
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.
Оформление памятки «Правила поведения на дороге зимой».
Беседы с родителями о необходимости обучения детей ПДД; во время совместных прогулок обратить внимание на пешеходный переход, как место где переходят улицу и на какой цвет.
3. Заключительный этап: Создание коллективной работы с детьми.
Продукт проекта – коллективная работа «НАШИ ДРУЗЬЯ СВЕТОФОРЧИКИ».
МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ.
• Беседы:
«Светофор» (по картинкам).
Задачи: Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый - двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за его руку.
«Работа по ОБЖ: ребёнок на улицах города» (беседа) - «Наша улица».
Задачи: Закрепление знаний детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД (Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки).
• Краеведение. Тема: «Улицы нашего города»
Задачи: Образовательная: Формирование у детей представлений об улице. Продолжать знакомить с родным городом, его достопримечательностями. Учить называть свой адрес. Расширение словарного запаса детей.
Развивающая: Развитие наблюдательности, внимания и диалогической речи детей.
Воспитательная: Воспитание любви, гордости и бережного отношения к родному краю (улице, на которой мы живём).
Материал: Иллюстрации домов, улиц НАО - ИКТ.
Предварительная работа: Беседы о доме, в котором ты живёшь, о домашнем адресе. Предложено было родителям сходить в магазин, на почту. Наблюдения за транспортом на улице; чтение художественной литературы - стихотворений С. Дрожжина «Улицей гуляет», С. Маршака «Почта»; отгадывание загадок о транспорте.
Ход занятия:
I. Орг. момент. Дети заходят в группу и садятся на стульчики.
II. Новый материал. 1. Сообщение темы.
Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение Константина Ивановича Ибряева и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить:
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет,
Выхожу из дома я, —
Здравствуй, улица моя!
(Ответы детей)
Правильно, мы будем говорить об улицах нашего города.
3. Беседа «Улицы нашего города»
- Кто скажет, как называется город, в котором мы живём? (Шилка)
- Скажите, как называется улица, на которой вы живёте? (Ответы детей)
- а кто знает, как называется улица нашего детского сада? (ул. Балябина 57)
- Что такое адрес, кто знает? (Название улицы, номер дома и квартиры)
- Для чего нужно знать свой адрес? (Ответы детей)
Обобщение: Правильно! Вдруг случится так, что мы потеряемся или заблудимся, тогда мы можем назвать свой адрес, и нам прохожие или полицейские помогут найти свой дом.
- Ребята, кто–нибудь из вас знает свой адрес? (Ответы детей)
Молодцы!
4. Физминутка «Мы по улице гуляем»
Мы по улице гуляем, (Ходьба на месте)
За природой наблюдаем (Повороты головы)
Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)
И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)
Птички в гнездышках сидят, (Присесть)
Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)
И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)
И никто не плачет! (Улыбнуться)
5. ИКТ – «Улицы моего города» (просмотр фотографий).
Ребята, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по улицам нашего посёлка. Это путешествие будет не простым, мы будем рассматривать фотографии улиц.
- Отправляемся?
В нашем посёлке много улиц. Одни большие, другие маленькие, широкие есть и узкие улицы. Каждая из них имеет своё название. Около каждого дома есть двор.
-Для чего нужны дворы? (Чтобы дети могли там гулять, играть)
Во многих дворах построены новые детские площадки, разбиты газоны, клумбы с цветами, посажены деревья и кустарники.
- Как вы думаете, для чего взрослые сажают деревья, цветы? (Ответы детей)
Для людей на площадках есть скамейки.
- Для чего они нужны? (Ответы детей)
Многие дворы очень красивые, с постройками. Чтоб всё это построить, трудилось много людей, поэтому мы должны беречь эту красоту.
Мы с вами хоть и маленькие, но являемся жителями нашего города, в котором мы живём.
- Чем мы можем помочь, чтоб наш город был красивым? (Не сорить, не ломать; беречь все то, что нас окружает).
- Ребята, а как надо играть во дворах, на улице? (Ответы детей)
Играть на улице опасно, так как на улицах города много транспорта. Надо обязательно соблюдать правила поведения на улице.
III.Итоги. – Где мы сегодня с вами были? – Что запомнилось?
- Вам понравилось занятие? Кому понравилось занятие, предлагаю взять понравившуюся раскраску транспорта и закрасить в свободное время. Спасибо, вы большие молодцы!
• Наблюдения:
Прогулка 9. Наблюдение за небом - самолётом.
Задачи: Формирование представлений о небе (обратить внимание на то, как высоко летают самолёты, выше облаков; предложить послушать их звук; показать след, который они оставляют после себя).
Ход наблюдения
Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды.
- Всегда ли облака бывают одинаковыми?
- Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом?
- Быстро двигаются облака или медленно?
Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет.
Облака, белокрылые лошадки, Самолёт летит красиво
Облака, куда вы мчитесь без оглядки? В небе белой ленточкой,
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, Словно чертит мелом в синем
А по небу прокатите нас, облака. Маленькая девочка. А. Друшляк
Трудовая деятельность. Сгребание снега лопатой.
Задачи: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями (Тимур, Денис, Муслимбек).
Подвижные игры:
«Самолёты» - Задачи: учить бегать врассыпную, не толкая друг друга.
«Ловушки» - Задачи: упражнять в беге в разных направлениях.
«Попади в обруч» - Задачи: формирование умения метать в горизонтальную цель.
Дидактическая игра «Отгадай, не глядя» - Задачи: учить детей распознавать предметы на ощупь, развивать тактильные ощущения.
«Что лишнее» - Задачи: учить классифицировать предметы по цвету (выносные игрушки).
Элементарное детское экспериментирование: просмотр, проведение и обсуждение опыта: бумажные самолётики летают. - Почему?
Индивидуальная работа: развивать меткость; учить называть цвет выносных игрушек. Самостоятельно надеть варежки (рукавички – Алиса, Аврора, Дима).
Маленькая рукавичка, На прогулку собирайся,
Моих пальчиков сестричка, На ручонку надевайся. С. Капутикян
Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки для снега.
Прогулка 14. Наблюдение за проезжающим транспортом.
Задачи: Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, их назначением (обратить внимание детей на то, что люди едут на работу на транспорте: автобусе, машине, такси). Закрепление умения называть виды пассажирского транспорта; объяснить, как трудно было бы жить без транспорта.
Ход наблюдения.
- Отвезу, куда хотите,
Только вы билет купите!
За рулём сидит шофёр,
И гудит во весь мотор,
Фары круглые, как глобус –
Называюсь я… (автобус)
Трудовая деятельность. Собрать выносные игрушки.
Задачи: привлекать детей к выполнению трудовых поручений (Кирилл, Ярослав, Паша).
Подвижная игра:
«Такси» - Задачи: приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения.
«Береги предмет» - Задачи: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра «Назови машину» - Задачи: учить детей различать и называть машины (легковые, грузовые, большие, маленькие).
Элементарное детское экспериментирование: просмотр, проведение и обсуждение опыта: можно ли убрать лёд со скамейки? Почему?
Индивидуальная работа. Упражнять в метании мяча (Денис, Виктория).
Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки, мячи.
• «Подвижные игры» :
«Такси»
Задачи: Приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре. Доставить детям радость.
Материал: рули Материал: обручи (диаметром 1м,
Ход игры: Дети становятся внутрь большого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, педагог может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.
«Птички и автомобиль»
Задачи: Развитие ловкости, скорости, ориентировки в пространстве, внимания.
Материал: руль или игрушечный автомобиль
Ход игры: Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Воспитатель говорит: Прилетели птички, Птички – невелички, Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками Крыльями махали. Так они летали, Крыльями махали. На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям Зернышки клевали. Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит: Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись, Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети – птички бегут от автомобиля.
«Цветные автомобили»
Задачи: Закрепление основных сигналов светофора (красный, желтый, зеленый, упражнение детей в умении реагировать на цвет; развитие зрительного восприятия, внимания, ориентировки в пространстве.
Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или флажки красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется
• «Конструирование» - «Постройка грузовика, дороги».
Задачи: Закрепление умения плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога); устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина). Развитие умения обыгрывать постройки.
Материал: кубики и кирпичики.
Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор, дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывают постройки.
• «Сюжетно – ролевые игры» :
«Волшебный светофор»
Задачи: Формирование представления у детей о безопасном поведении на улице (о поведении водителя и пешехода в условиях улицы); донести до детей, что лучший способ сохранить свою жизнь и здоровье - соблюдать Правила дорожного движения; закрепление представлений детей о назначении светофора, о работе полицейского; воспитание вежливости в общении друг с другом.
Ход игры:
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.
- Кто помнит, что такое дорога? (Место, где ездит транспорт)
- Из чего состоит дорога? (Из проезжей части, тротуаров, обочин)
- Вспомните, в каком месте необходимо переходить дорогу? (На пешеходном переходе).
Молодцы!
Сегодня к нам в гости пришел светофор. Он очень хочет посмотреть, как хорошо мы с вами знаем правила дорожного движения и всегда ли их выполняем.
На дорогах с давних пор есть хозяин – светофор.
Загорелся красный свет: стой, вперед дороги нет.
Желтый глаз твердит без слов: к переходу будь готов!
На зеленый свет: вперед. Путь свободен! Переход!
Многие из вас каждые день ходят в детский сад пешком вместе с мамой или папой, кто – то переходит дорогу. Поэтому каждый должен знать, что дорогу переходят только по пешеходному переходу - по «зебре».
Дети выбирают себе пару, кто – то берёт коляску, машинку и занимают места около игрового поля. По сигналу и жестикуляции воспитателя двигаются в такт команд и сигналов светофора.
Вот идут пешеходы - раз, два, три!
Как они знают правила - посмотри!
Красный свет - дороги нет! Стой и жди!
Желтый свет горит в окошке-
Подожди еще немножко!
А зеленый свет горит-
Нам он говорит - иди!
Дети подходят к «зебре» и переходят дорогу с помощью светофора (показываем попеременно красный, желтый, зеленый круг светофора).
Дети проходя дорогу по «зебре» и садятся на места. Машины начинают движение.
«Шоферы»
Задачи: Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр. Закрепление умения выполнять игровые действия, знаний ПДД: Правил поведения на проезжей части, в транспорте. Отработка навыка правильного общения, социального поведения. Продолжать знакомить детей с профессией шофера. Развитие умения переносить знакомые действия со строительным материалом в игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир, погрузчик, диалогической речи. Воспитание интереса и уважение к профессии водителя.
Игровой материал:
Разнообразные машины, строительный материал, набор инструментов, кольцо – руль, игрушки-заместители.
Ход игры: Создание мотивации
Педагог включает детей в игру.
Ребята, предлагаю помочь строителям перевезти кирпичи на стройку, так как машина, перевозившая кирпичи сломалась, а людям нужна помощь.
«Сегодня мы с вами будем строителями. Мальчики будут перевозить кирпичи на стройку, а мы строить большую машину с остальными ребятами. Будете возить на маленьких машинах кубики, кирпичики.
- Требуется помощь в перевозке кубиков и кирпичиков. Я буду говорить вам, что вы повезете на машине. Паша привезет кубики, а Дима привезет кирпичики.».
Проблемная ситуация: Во время игры у одного водителя сдувается колесо.
- Дима, посмотри, у тебя колесо не крутится, сломалось?
- Что делать? (Надо починить).
Педагог побуждает к самостоятельному поиску предмета-заместителя.
- Что нужно сделать, что бы колесо не ломалось? (Нужно ездить аккуратно, накачать колесо или поменять его, и хорошо закрутить гайки).
- Дима, ты рядом с сервисом, попроси помочь с ремонтом. Паша, принеси инструменты, помоги, пожалуйста, ему отремонтировать колесо.
Пока ребята ремонтируют машину, педагог читает стихотворение:
«Ты гуди сильней, мотор.
Я - умелый шофер.
Надо - влево руль кручу,
Надо - гайку подкручу,
Дам сигналу погудеть –
Должен все шофер уметь»
Наконец, стройматериалы доставлены. Педагог благодарит водителя и его помощника, строит машину и комментирует свои действия:
Сначала построим кабину.
- Что нам понадобится для этого? (Кубики).
- А теперь что надо сделать? (Положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик-получится кабина шофёра).
- А что у нас будет вместо руля? (кольцо - руль).
Теперь будем делать кузов. Поставлю стульчики, чтобы детям было удобно сидеть. Кузов сделаем большой, чтобы все уместились. Всё. Машина готова.
- Кто будет шофером? (Ответы детей)
- Муслим, ты хочешь быть шофером? (Да) Вот тебе руль.
А все остальные ребята будут пассажирами.
Для пассажиров существуют определенные правила.
- Кто напомнит нам правила поведения в транспорте? (Не вставать с места, не шуметь, не отвлекать водителя).
Молодцы, знаете правила!
- Можно отправляться в путь?
- Что для этого надо сделать? (Завести машину)
Заводят и отправляются в путь. Би-бин!
Вот остановка - «Магазин», выходим кому нужно за покупками. Дети продолжают играть самостоятельно.
• «Чтение художественной литературы (сказки, рассказы)» - «Автомобиль» Н. Носов и «Шагая осторожно.» С. Михалков.
Задачи: Привитие любви и интереса к чтению. Учить детей внимательно слушать авторские произведения без наглядного сопровождения, делиться впечатлением, отвечать на вопросы воспитателя. Закрепление правил поведения на улице и дороге.
• «Региональный компонент» (рассматривание, показ)- «Транспорт НАО»
Задачи: Вспомнить с детьми названия транспорта нашего края, его основные части, для чего он нам нужен. Закрепление знаний о правилах дорожного движения.
• «Работа по художественно-эстетическому развитию»
Закрашивание картинок (отработка навыков, приемов и умений) – «Транспорт».
Задачи: Закрепление умения правильно держать карандаш и аккуратно закрашивать картинку с изображением транспорта (слева - направо или сверху - вниз). Развитие усидчивости и мелкой моторики рук.
«Лепка» (отработка навыков, приёмов и умений) – «Светофорчик».
Задачи: Закрепление с детьми сигналов светофора, умения размазывать пластилин по основе; развитие у детей старательности, мелкой моторики рук, желания доводить начатое до конца, умения радоваться полученному результату.
• Дидактические игры:
«Собери машинку» (кубики, плоскостной материал).
Задачи: Формирование у детей умение составлять одно целое из нескольких частей и различать собранный вид транспорта; умения подбирать соответствующие основные части к грузовой машине, скорой помощи… Развитие усидчивости, внимания, мелкой моторики.
Материал и оборудование: кубики с изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль, а также предметные картинки с изображением транспорта.
«Какой вид транспорта?».
Задачи: Закрепление умения детей распознавать и называть разные виды транспорта, основных цветов. Развитие внимательности, памяти.
Ход игры: Перед детьми лежит коробочка с картинками. На них изображены разные виды транспорта. Ребёнок берёт картинку с любым изображением, называет, какой предмет изображён на ней, какой это вид транспорта; кладёт в соответствующую коробочку (легковой, грузовой, воздушный, водный).
«Чего не хватает?».
Задачи: Закрепление умения детей, находить и называть недостающий предмет (транспорт). Развитие у малышей любознательности, внимания, усидчивости; умения рассуждать, сравнивать.
Ход игры: Перед детьми лежит картинка.
- Что на ней изображено? (Ответы детей)
- Они есть в каждом ряду?
- Чего не хватает в этом ряду?
• Работа с родителями: памятка «Правила поведения на дороге зимой, весной, летом»