Марина Кокина
Проект «Познаём жёлтый цвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Познаём жёлтый цвет»
Вид проекта: групповой, игровой, познавательный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Длительность: среднесрочный (02.09 по 30.10.19 г)
Возраст детей: 1 г 11 м – 2 г 6 м
1 этап - целеполагание
Актуальность: В раннем возрасте всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети — это цвет. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей. Цвет вызывает у ребенка не только разные эмоции, но и способствует развитию творческих способностей. При определенной окраске игрушек, он может повышать уровень сосредоточенности на игре, а значит и облегчать процесс познания.
Публикация «Проект „Познаём жёлтый цвет“» размещена в разделах
2 этап – аналитический
Формы взаимодействия с семьёй:
1. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Наблюдаем с детьми за осенними изменениями в природе», «Играем – цвет изучаем;
2. Консультации: «Прогулки с детьми в осенний парк», «Знакомим детей с жёлтым цветом», «Одежда детей в группе и на улице»;
3. Папки – передвижки: «Осень – чудная пора», «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»;
4. Совместная творческая деятельность родителей и детей «Что бывает жёлтым?»
5. Участие родителей в оснащении развивающей среды группы: пошив одежды для кукол жёлтого цвета;
6. Изготовление поделок: «Чудо – овощи»;
7. Создание выставки: «Игрушки жёлтого цвета».
Формы работы с детьми:
1. Проведение и анализ мониторинга по сенсорному развитию детей.
2. Подготовка материалов для организации творческой, познавательной, сенсорной деятельности с детьми.
• Рассматривание альбомов на тему: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Предметы жёлтого цвета»;
• Рассматривание предметных и сюжетных картинок, иллюстраций: «Осенние забавы», «Собираем урожай»;
• Подбор книг для рассматривания: р. н. с. «Репка», В. Сутеев «Под грибом», Ю. Тувим «Овощи», В. Степанов «Про овощи, фрукты и ягоды»
• Подбор дидактических игр: «Жёлтые прищепки», «Подбери литок по цвету», «Вкладыши» (овощи и фрукты, логические блоки Дьенеша, «Большой и маленький», «Подбери пару», «Разрезные картинки», «Лото», «Оденем куклу»;
• Подбор трафаретов и обводок: листья, овощи, фрукты, инструменты и материалы для рисования и лепки;
• Раскраски: осень, овощи, фрукты;
• Презентации: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
• Лэпбук «Осень»;
3. Составление перспективного плана реализации проекта.
3 этап – основной
Цель проекта: Формирование у детей интереса к окружающим предметам и явлениям в процессе знакомства с жёлтым цветом.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
• Совершенствовать навыки различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине.
Развивающие:
• Развивать умение по словесному указанию находить предметы жёлтого цвета, круглой формы.
• Развивать у детей умение использовать в активной речи названия предметов с указанием цвета, формы.
• Развивать познавательные процессы.
• Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, накапливая чувственный опыт.
• Способствовать сближению детского сада и семьи.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Имеют элементарное представление о жёлтом цвете;
• Группируют предметы по цвету и форме, различают и называют жёлтый цвет;
• Умеют выделять предметы жёлтого цвета в развивающей среде группы;
• Употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета и формы;
• Проявляют бережное отношение к предметам окружающего мира. Родители:
• Проявляют интерес к совместной с ребенком творческой деятельности в процессе познания жёлтого цвета;
• Проявляют интерес к сенсорному воспитанию детей;
• Стали активными участниками в проектной деятельности.
Педагоги:
• Активизировалось сотворчество педагога в процессе проектной деятельности;
• Пополнилась пособиями развивающая среда.
4 этап - Продуктивный
План реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие
Знакомство с жёлтым цветом.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин жёлтых игрушек»
Игра-ситуация «Идем искать жёлтый цвет»
Беседа «Мы дружные ребята»
Проблемная ситуация: «Куда спрятались игрушки жёлтого цвета?»
Трудовая деятельность:«Собираем камешки в жёлтые ведёрки»
Театрализация: театр на стаканах р. н. с. «Репка»
Строительные игры:«Дорожка в осенний лес»
Наблюдение за трудом дворника
Внесение альбома «Я познаю жёлтый цвет»
Внесение атрибутов для сюжетно - ролевой игры (игрушки жёлтого цвета)
Внесение атрибутов для игры (предметы жёлтого цвета)
Выставка: «Игрушки жёлтого цвета»
Познавательное развитие
Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбома «Осень», «Осенние забавы»
Проблемная ситуация:«Где живет жёлтый цвет»
Д. и. «Подбери пару» «Чего не стало?», «Собери целое» «Когда это бывает?»
«Подбери листок по цвету и форме»
Экспериментальная деятельность: «Плавает – тонет» (камень, листок)
Н ОД: «Подберём игрушки жёлтого цвета» «Оденем куклу на прогулку»
Внесение альбома «Осень»
Внесение пособий для игры.
Пополнить развивающую среду дидактическими играми.
Внесение материалов для экспериментирования
(таз с водой, камешки, листья жёлтого цвета).
Внесение букета из осенних листьев.
Речевое развитие
Беседа «Осень в гости к нам пришла»
Свободное общение «Листопад, листопад, листья жёлтые летят»
«Как мы искали жёлтый цвет»
Чтение: «Листопад» В. Мировея, «Грибок» О. Высоцкой, «Осень наступила»
А. Плещеев
Рассказывание:р. н. с. «Репка»
Заучивание: «Осень, осень к нам пришла»
Внесение в книжный уголок книг для рассматривания
Художественно- эстетическое развитие
Лепка :«Жёлтые листочки»(коллективная работа)
Рисование пальчиками:«Листопад»
Рисование ладошками:«Осенние деревья»(коллективная работа)
Конструирование «Жёлтый забор вокруг дома»
Слушание: «Грустный дождик» Д. Кобалевского, «Осенью» С. Майкапара,
Пение: «Дует, дует ветер», «Дождик» рус. нар. мелодия обр. В. Фере
Музыкально-ритмические движения:«Дождик» муз. и слова Е. Макшанцевой
Музыкальный танец с листочками
Внесение в группу книжки- раскраски.
Внесение строительного материала для построек, игрушки.
Внести для танца листочки жёлтого цвета.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Солнышко и дождик» «Кто быстрее прибежит к жёлтому флажку»
Игры с движением:«Мы осенние листочки»
Пальчиковые игры: «Листья»
Дыхательная гимнастика: «Подуй на жёлтый листок»
Утренняя гимнастика с жёлтыми кубиками
Внесение картинок в уголок здоровья.
Внесение пособий для проведения игр (флажки, кубики жёлтого цвета)
Пополнить картотеку подвижных игр.
Внесение пособий для проведения дыхательной гимнастики.
5 этап - итоговый
Итоговое мероприятие:
Совместное творчество детей и родителей на тему: «Что бывает жёлтым?»
«Осенний праздник для малышей»
Выставка «Чудо овощи и фрукты»
Выводы:
Во время работы над проектом дети познакомились с жёлтым цветом, научились группировать предметы по цвету и величине, поддерживался интерес детей к играм с дидактическим материалом. В группе были созданы условия для ознакомления детей с жёлтым цветом, формой, величиной, с предметами ближайшего окружения. Родители принимали активное участие в создании альбома «Что бывает жёлтым?», в выставках «Игрушки жёлтого цвета», «Чудо овощи и фрукты». Родители были заинтересованы в совместной деятельности с детьми, проявляли интерес к деятельности детей в группе, играли дома в игры, на закрепление жёлтого цвета. Улучшалось взаимоотношение детей и взрослых, что способствовало сближению детского сада и семьи. Дети и родители получили много положительных эмоций.
Перспективы:
Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
Формировать умение обследовать предметы, выделяя жёлтый цвет, величину, форму.
Поддерживать интерес свободно ориентироваться в близлежащем окружении.
Пополнить среду дидактическими играми и материалами.
Список используемой литературы:
Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет» - М. : Мозаика – Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.
Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез.
Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под. ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.