Дарья Фомина
Проект «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Тема: «Познавательный центр в группе ДС как дидактически организованное «поисковое поле» ребенка в овладении окружающим миром».
Дидактические единицы проекта : поисково-познавательная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда, познавательный центр как дидактически организованное «поисковое поле».
Проблема: необходимость создания условий развивающей среды для стимулирования поисковой активности детей.
Публикация «Проект „Познавательный центр как „поисковое поле“ по теме „Вода“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Исследуемая проблема: создание в группе детского сада познавательного центра как «поискового поля» ребенка по формированию представлений о воде.
Тематическое поле : поисковая деятельность детей дошкольного возраста по теме «Вода» по программе «Ребенок в мире поиска».
Тип проекта : практикоориентированный монопроект, выполняется в группе (в объединениях по 5-6 человек, предполагает пошаговую координацию педагогом самостоятельной деятельности студентов.
Длительность работы над проектом : 2 недели.
Цель проекта : разработать содержание микроблоков поисково-познавательного центра в группе ДС для организации поисковой деятельности детей для реализации программы «Ребенок в мире поиска» по теме «Вода».
Задачи проектной деятельности :
1. Разработать план-программу поисковой деятельности детей в микроблоках познавательного центра по теме «Вода» (комплекс поисковых заданий, опытов, экспериментов).
2. Определить структуру (микроблоки) познавательного центра и содержание микроблоков для реализации разработанного плана-программы поисковой деятельности детей (перечень, характеристика, способ предъявления материалов и оборудования).
3. Разработать и изготовить необходимый дидактический и методический материал (по каждому представленному микроблоку).
4. Разработать и оформить «Методическую разработку по организации поисковой деятельности детей по теме «Вода» в познавательном центре».
Этапы работы над проектом :
1. Теоретическое изучение темы с выходом на формулировку проблемы проекта. Анализ проблемы, определение этапов ее решения. Распределение на подгруппы. Определение модели проекта; вариантов его защиты. Составление плана реализации проекта : распределение заданий (действий) для каждого члена микрогруппы; координационные встречи внутри микрогруппы; совместный «круглый стол» по обсуждению проблемный аспектов в решении задач проекта.
2. Работа в микрогруппах в соответствие с намеченным планом.
3. Обсуждение в малых группах сотрудничества с переходом на коллективное обсуждение - «круглый стол».
4. Презентация проекта.
I. Программные задачи работы с детьми при реализации проекта по теме «Вода»
• Расширять представления об Арктике;
• Познакомить детей с животными, живущими в Арктике;
• Развивать умение сравнивать объекты природы;
• Закреплять знания об агрегатном состоянии воды – лед;
• Воспитывать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности;
II. Перечень центров.
1. Центр «Знайки»
2. Центр «Мастерилки»
3. Центр «Узнавайки»
4. Центр «Поиграйка» : микроблоки – «Мелодия воды»; «Игротека»
III. Характеристика центров.
1. Центр «Знайки»
1)Опыт «Лед большой и маленький»
Образовательные задачи:
• Формировать представление о том, что маленький кубик льда растворяется в воде быстрее, чем один большой
Материал и оборудование: кубики льда, два стаканчика.
Деятельность детей: взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
2) Опыт «Лёд легче воды»
Образовательные задачи:
• Формировать представление о том, что лед легче воды
Материал и оборудование: кубик льда, стаканчик с водой.
Деятельность детей: спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт
2. Центр «Мастерилки»
Образовательные задачи:
• Использование поискового опыта и знаний об окружающем мире в продуктивной деятельности.
Материал и оборудование: формочки в виде фигурок животных Арктики, вода, 2 кувшинчика, 2 стакана.
Деятельность детей: дети заполняют формочки в виде фигурок животных Арктики водой и с помощью воспитателя выносят их на подносе застывать на балкон; получившиеся изделия служат игрушками на прогулке.
3. Центр «Узнавайки»
Образовательные задачи:
• Формировать умение самостоятельно работать с источниками информации, «добывать» нужную информацию.
Материал и оборудование:
1) «Атлас мира» Филипа Стила с закладками (атлас содержит информацию об Арктике и Антарктике и о животном мире данных полярных областей);
2) «Умка» Юрия Яковлева (книга рассказывает историю медвежонка умки, живущего на северном полюсе (В Арктике, который познает мир)
Деятельность детей:
1)Дети открывают энциклопедию на страницах, отмеченных закладками, рассматривают представленные иллюстрации, прослушивают текст с помощью взрослого или самостоятельно, если есть читающие дети);
2)Дети с помощью взрослого или самостоятельно (если есть читающие дети) знакомятся с произведением Юрия Яковлева «Умка»
5. Центр «Поиграйка»
А)Микроблок «Мелодия воды»
Образовательные задачи:
• Развивать у детей навык соотносить звуки воды с реальными объектами или явлениями.
Материал и оборудование: диктофон – повторяющийся цикл звуков, который дети должны угадать. После каждого звука, через 5 секунд звучит ответ (для контроля). ( звуки: капель, водопад, шум моря, вода из крана, весенний ручеек, звук прибоя, звук дождя); карточки соответствующие каждому звуку (по одному экземпляру. Приложение № 2); алгоритм включения диктофона (Приложение № 1).
Деятельность детей: перед началом игры, дети распределяют карточки по одной для каждого. Затем включают диктофон, прослушивают, и тот ребенок кому досталась карточка с изображением звука, показывает ее. (Чтобы правильно пользоваться диктофоном, рядом с ним лежит алгоритм его включения и выключения). Ответ нужно дать сразу после того как звук был воспроизведен. Через 5 секунд, после окончания звука ребенок услышит ответ, тем самым проверив себя.
Б)Микроблок «Игротека»
Образовательные задачи:
• Развивать умение различать животных, живущих в разных климатических зонах.
Материал и оборудование: карточки с изображением животных живущих в Арктике и в других климатических зонах (Приложение № 3).
Деятельность детей: на каждой карточке изображено по два животных – одно живущее в Арктике, а второй из любой другой климатической зоны. Ребенку необходимо указать какое животное живет в Арктике, назвать его. Для проверки, на обороте карточки галочкой отмечено какое животное живет там.