Юлия Овсянникова
Проект «Пословица недаром молвится»
▼ Скачать + Заказать документы
Овсянникова Ю. М., воспитатель МАДОУ №524
Хочу представить вам опыт работы по Знакомству детей с малыми фольклорными формами: пословицами и поговорками.
Анализируя начальную работу с детьми, выявила, что около 60% дошкольников не понимают образного смысла пословицы.
Публикация «Проект „Пословица недаром молвится“» размещена в разделах
- Пословицы и поговорки для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Без пословиц не проживешь - точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Пословицы — это настоящее богатство, в них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
При знакомстве детей с пословицами особое значение придавалапониманию точности языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в своей речи, умели их объяснить.
Пословицы характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству различных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы записывали, создавали книги, которые дополняли детскими рисунками, фотографиями.
Работа над пословицами не должна ограничиваться только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Вместе с логопедами пришли к выводу - надо делать совместный с родителями проект «Пословица недаром молвится»
Были поставлены следующие задачи:
-обобщить у детей знание пословиц;
- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
- воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Для этого была проведена предварительнаяработа: дети старшей группы, вместе с воспитателями, разбирали смысловые значение пословиц на примере литературных произведений «Коли делать нечего» (Л. Н. Толстой, «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б. В. Шергин).
Совместо с логопедом учились пониманию прямого и переносного смысла пословиц. Дети по очереди брали карты с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице (прямой смысл, называли ее и пытались объяснятьпереносный смысл.
Совместно с родителями дома заучивали пословицы, готовили инсценировки и костюмы к ним, рисовали иллюстрации к пословицам.
В конце учебного года на итоговом развлечении совместно с логопедами, дети проявляли все свои способности, за правильные ответы получали жетоны.
Задания для детей были разнообразные:
«Доскажи словечко»
Не спеши языком, торопись. (Делом.)
Сначала подумай, потом. (Говори.)
Сумел взять — умей. (Отдать.)
Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал. (Умнее.)
О дереве судят по плодам, а о человеке по. (Делам.)
Терпение и труд, все. (Перетрут.)
«Продолжи пословицу»
Дружно не грузно. (А врозь — хоть брось.)
За двумя зайцами погонишься (ни одного не поймаешь.)
Сначала подумай — (потом говори.)
Едет Емеля. (Да ждать его неделю.)
«Узнай пословицу по двум словам»
Семь — один. (Семеро одного не ждут.)
Язык — дело. (Не спеши языком, торопись делом.)
Пчела — мед. (Одна пчела много меду не натаскает.)
Труд — лень. (Труд кормит, а лень портит.)
«Перепутаница»
Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься, гуляй смело.
Не имей сто рублей, людей насмешишь.
Далее дети представляли свои лучшие проекты, которые сделали с родителями дома. Яркие иллюстрации помогли рассказать и запомнить, а главное понять смысл пословицы.
Детям очень запомнился праздник, они многое узнали. Ушли со знанием важности своего творческого труда и с новенькими дипломами. Постепенно
увеличился уровень знаний пословиц у детей. Дети научились угадывать пословицы и использовать в театрализованной игре.