Галина Лузина
Проект «Покормите птиц зимой» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект
Тема: «Покормите птиц зимой!»
Разработала воспитатель: Лузина Галина Николаевна
Цель проекта:
• Проведение акции «Покормите птиц зимой», воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи проекта:
• обогащать у детей представления о зимующих птицах нашего края;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
• учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ для детей средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
• формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.
Средняя группа «А»
(для детей от 4 до 5 лет)
Область «Познавательное развитие»
Пояснительная записка.
Проект представляет возможность формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.
Если мы получим представление о непростой жизни зимующих птиц, то мы сможем помогать им в трудных зимних условиях.
Актуальность: Самое страшное для птиц – это не холод, самое страшное – это голод.
Проблема: Если птицам в зимний период не помогать, они начнут гибнуть. Что же делать? Как им помочь?
Выяснить, как зимуют птицы зимой, и может ли человек помочь птицам зимой?
Паспорт проекта
Тема: «Покормите птиц зимой!»
База исследования: экологическая тропа; дошкольное образовательное учреждение.
Участники проекта: воспитатели и дети 4-5 лет, их родители.
Тип проекта: познавательный
Сроки реализации проекта: среднесрочный (18.01.- 25.01.2016г.).
Условия реализации проекта:
• экологическая тропа;
• развивающая среда групповой комнаты.
Цель проекта:
• Проведение акции «Покормите птиц зимой», воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи проекта:
• обогащать у детей представления о зимующих птицах нашего края;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
• учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
• формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.
Материал:
• Литература: загадки и стихотворения о птицах, книги русских писателей, сказки.
• Музыка: аудиозапись голосов птиц, произведения П. И. Чайковского из серии «Времена года» (зима)
• Иллюстрации: зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.
• Презентация «Зимующие птицы нашего края»
• Макеты птиц: воробей, синичка, дятел, снегирь, голубь, ворона, сорока.
Продукты проекта
• Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»
• Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.
• Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края»
Форма работы с детьми
• Беседа.
• Наблюдение.
• Решение проблемных ситуаций.
• Экспериментирование.
• Чтение.
• Игровая деятельность.
• Продуктивная деятельность (лепка, рисование).
• Презентация кормушек.
Этапы реализации проекта
Этап I
• Постановка проблемы: игровая ситуация «К нам пришло письмо от птиц».
Этап II
• Реализация проекта
День недели мероприятия
понедельник Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, снегирь и др., музыки из серии П. И. Чайковского «Времена года» (зима)
Беседа «Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• А как зовут эту птичку (Показать картинку с изображением синицы).
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц?
Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают? Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
Экспериментирование.
Тема: Исследование птичьего пера.
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Кто это?
• Что есть у птицы?
• Чем покрыты ее тело и крылья?
• Зачем ей нужны перья?
• На что перья похожи?
• Что вы можете сказать о пере?
вторник Беседа «Синичка- гостья нашего двора»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками. (показать модели). Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка- это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц?
Дети отвечают.
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?
Дети отвечают.
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синичка – птичка?
Дети отвечают.
Чтение художественной литературы
Тема: Чьи следы?
Цель: научить узнавать животных по изображению их следов, сравнивать следы по размеру.
Наглядный материал: рисунки следов медведя, волка, лисы, зайца, мыши,птицы.
Художественное слово: рассказ И. Соколова-Микитова «Зимой в лесу».
Воспитатель: Кто-то прошел по снегу и оставил следы. Кто же здесь мог пройти? (сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Предлагаю отправиться в лес!
Воспитатель читает детям рассказ. Задает вопросы.
• Чьи же это следы?
• Кто чем пишет на снегу?
• Почему остались следы?
• Когда они пропадут?
среда Знакомство с воробьем.
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: про воробья.
Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.
Дети отвечают
Воробей – это зверек такой?
Дети: воробей- птичка?
Воспитатель:
• почему воробей – птичка?
• что есть у птички? (показать модель)
• какого цвета грудка?
• чем покрыто тело?
• какого цвета перышки?
• какого цвета шапочка?
• что это? (показать клюв)
• какой клюв?
• зачем он нужен?
• Что воробей клюет?
• Зачем нужен хвост?
• зачем воробью глазки?
• Кто у него враги?
• Могут ли птички прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Экспериментирование.
Тема: «Рассматривание птичьих следов»
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
• Что это?
• Кто их оставил?
• Кто догадался?
• Чьи это следы? А это?
• Почему у воробья следы маленькие?
• Почему тут следы кончились?
четверг Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Художественное слово: рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам».
Воспитатель читает детям рассказ, задает вопросы:
• Куда вышли дети?
• Для кого они несли зерно?
• Куда они насыпали зерно? Зачем?
• Почему прилетели птицы?
• Кому насыпали семечки?
• Птицы были рады?
• Так почему же надо подкармливать птиц?
Пальчиковая гимнастика.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели.
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
пятница Беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья».
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Зачем нужна кормушка?
• Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
• Что ест голубь, воробей, синичка?
• Так зачем подкармливать птиц зимой?
Д/игра «Кормушка»
Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка.
(Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»).
Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. (воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит. (сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Чернокрылый,
Красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.
Д/игра «Угадай-ка» (с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая).
Вывешивание кормушек на участке.
Просмотр видеофильма о зимующих птицах.
Работа с родителями:
• Изготовление памятки «Чем подкармливать птиц зимой»
• Информационное окно «Кормушки для зимующих птиц»
• Рисование «Зимующие птицы нашего края» (совместно с детьми)
• Изготовление кормушек
Этап III
• Книжная выставка «Птицы – гости нашего двора»
• Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.
• Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края»
Ожидаемые результаты:
• обогащение представлений о зимующих птицах нашего края;
• сформированы умения и навыки наблюдения за птицами;
• установлена связь между средой обитания и образом жизни птиц;
• у родителей появилось желание помогать своему ребенку, общаться с ним.