Ольга Малова
Проект «Поклонимся великим тем годам»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ – ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!»
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Актуальность проекта : Очень скоро приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы не менялись оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне – наша слава и гордость. День Победы достоин того, чтобы принять в нем вместе с детьми самое активное участие.
Публикация «Проект „Поклонимся великим тем годам“» размещена в разделах
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, с учреждениями дополнительного образования, социумом.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Современные дети страдают дефицитом знаний о родном крае, о стране, тем более, очень мало знают о подвиге своего народа в борьбе с фашизмом в годы Великой отечественной войны. Это не проходит бесследно: зарождается равнодушие к близким, пожилым людям, наблюдается недостаток сочувствия к чужому горю. Таким образом, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная и приоритетная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родную землю в тяжелые годы. Гордость за свою Родину, любовь к родной земле, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан.
Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Цель проекта : формирование гражданско - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи проекта :
- Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии;
- Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине, воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов;
- Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет;
- Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, с мемориальным комплексом;
- Дать детям знания о храбрых защитниках-соотечественниках (генерал А. П. Белобородов);
- Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Место проведения: МБДОУ детский сад №37, г. Иркутск, подготовительная группа №1.
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: 6-7 лет.
Вид проекта : творческо-информационный.
Сроки реализации: краткосрочный проект : апрель – май.
План реализации проекта :
1 этап – организационный. Срок: первая половина апреля. Задачи: Создание базы для реализации проекта, подтверждение актуальности данного проекта, разработать стратегию решения возникших проблем, составление плана деятельности, сотрудничество с родителями, подбор литературных и музыкальных произведений на военную тему, подготовка цикла бесед о ВОВ, беседа с детьми «Что я знаю о войне?», «Что я знаю о мемориальном комплексе «Вечный огонь» г. Иркутска», разработка содержания проекта. Опрос детей. Мониторинг опроса. Подбор иллюстраций о Великой Отечественной войне, о мемориальных комплексах в городах-героях, в Иркутске.
Вопросы
Что я знаю о «Вечном огне» Что ещё хочу узнать о «Вечном огне» «Где это можно узнать»
Женя Д. : Огонь, который горит вечно, т. к. охраняют духи солдат, это могила всех военных солдат. Узнать, кто воевал, кто защищал нашу Родину? Спросить у родителей
Настя А. : Это памятник всем, кто воевал. Почему он горит вечно, почему не гаснет? Посмотреть в интернете
Вова Н. : Это памятник, возле которого всегда лежат цветы. Почему Вечный огонь считают памятником всех солдат? Прочитать в книгах, журналах
Полина К. : с помощью Вечного огня, мы всегда можем вспомнить всех погибших и воевавших. Хочу узнать про караул возле Вечного огня (пост №1, про памятники, которые находятся возле Вечного огня. Спросить у воспитателей, у родителей
2 этап – основной, практический. Срок: с середины апреля по середину мая 2016г. Задачи: Познакомить с историческими фактами военных лет, закрепить знания детей о правилах поведения у мемориального комплекса «Вечный огонь», способствовать выражению полученных знаний через рисунок, воспитывать уважение к памятным местам, получать радость от результатов совместной деятельности со взрослыми, воспитывать интерес к истории своего народа, воспитывать будущих защитников Отечества.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях:
Познавательное развитие: просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Они сражались за Родину», «День Победы», «Дети – герои». Беседы с детьми на темы: «Что такое героизм?», «Герои Великой Отечественной войны». Создание уголка памяти «Кто подарил нам этот МИР», где размещены фотографии бабушек, дедушек – свидетелей и участников Великой Отечественной войны, выставка орденов и медалей прадедов. Рассматривание открыток «Города герои», мемориальные комплексы в городах-героях. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу». Занятия и беседы: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», Почему война называется Великой Отечественной войной?», «Что такое героизм?», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Земляки – фронтовики», «В нашей семье есть герой», «Всё для фронта, всё для Победы!». «Праздник со слезами на глазах!», «Повяжи, если помнишь!». НОД «Русская береза – символ Родины моей» (рисование русской березы красками)
Художественно-эстетическое развитие: творческая деятельность воспитанников на темы: «Вечный огонь», «Салют Победы», «Цветы воину победителю», «Военная техника», «Открытка ветерану!», изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла. Конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Рисуют мальчики войну». Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»
Речевое развитие: Чтение художественной литературы: Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Суркова «Утро Победы», Исаева А. «Нет солдат неизвестных…»; разучивание стихотворения «Нет войне» О. Воробьева, Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники». Выставка художественной литературы о ВОВ. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «Соловьи», «Вечный огонь». «Бравые солдаты», «Наследники Победы». Разучивание некоторых песен. Чтение рассказов Анны Печёрской «Дети – герои ВОВ» Рассматривание открыток, слайдов «Памятники детям войны».
Физическое развитие: спортивное развлечение «Приходим к Вечному Огню». Досуг «Бравые солдаты». Подвижные игры «Кто быстрее?», «Перетягушки».
Социально-коммуникативное развитие: целевые прогулки к мемориальному постаменту, экскурсия к Вечному огню, «Аллее славы», где дети возлагали цветы к памятникам. Праздник «День Победы», показ слайдов, встреча с ветеранами ВОВ. Просмотр мультфильма «Василий Теркин». Дидактические игры: «Назови пословицу», «Защитники Отечества», Сюжетно-ролевые игры «Партизаны», «Разведчики», «Военный госпиталь». Конкурс чтецов.
3 этап – заключительный. Срок: май. Задачи: закрепить и систематизировать знания по теме проекта, формировать уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Выставка рисунков «Мир глазами детей». Индивидуальные беседы о войне. Проведение обобщающего занятия. Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей. Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне».
В рамках проекта велась большая работа и с родителями воспитанников:
- подготовить совместно с детьми презентации по темам: «Мемориал «Вечный огонь», «Пост №1 г. Иркутска», «герой ВОВ, генерал А. П. Белобородов»;
- помощь в подборе материала для создания альбомов: «Мемориальные комплексы в городах-героях», «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Праздник со слезами на глазах», «Военная техника времен Великой Отечественной войны»;
- консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
- помощь родителей в создании макета Мемориал «Вечный огонь»;
- рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники» и т. д.
Продукт проектной деятельности :
1- подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, о мире;
2- беседы с детьми о военной технике ВОВ;
3- дидактические игры с патриотическим содержанием;
4 - подборка песен военных лет;
5 – оформление альбомов: «Мемориальные комплексы в городах-героях», «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Праздник со слезами на глазах», «Военная техника времен Великой Отечественной войны».
6- Экскурсия к мемориальному комплексу «Вечный Огонь».
7- тематические выставки детского рисунка на темы: «Вечный огонь», «Мой дедушка – герой», «Защитники нашего Отечества», «Праздник Победы», «Военная техника».
8 - «Неделя добра и памяти» : Изготовление праздничных открыток и рисунков для участников ВОВ.
9 - презентации: «Мемориал «Вечный огонь», «Пост №1 г. Иркутска», «герой ВОВ, генерал А. П. Белобородов»; «Мы победили».
Ожидаемый результат нашего проекта :
- Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы». Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
- Осознанное проявление уважения детей к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;
- Формирование гражданской позиции, чувства любви к Родине.
- бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)
- Развитие интереса у детей к истории своей страны, своего города Иркутска.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.
- Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы; Распространение педагогического опыта.
Вывод: По завершению проекта накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам ДОУ для использования в их работе с детьми. Повысится уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
Всё дальше в историю уходят годы самой жестокой войны двадцатого столетия, но не меркнет величие подвига, совершенного нашим народом.
Мы будем помнить ваши имена
И память завещать грядущим поколеньям. Герои не уходят навсегда, Им не грозит холодное забвенье.
Пусть будет мир! Пускай цветут сады! За это жизнь отдали наши деды. Работу посвящаем вам свою, Всем тем, кто отстоял для нас Победу!