Галина Жигулина
Проект «Пойте вместе с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Позитивные изменения, широкомасштабные реформы, происходящие в настоящее время в российском обществе, вызывают необходимость воспитания активной, самостоятельной личности, способной творчески подходить к решению жизненно важных задач. Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом по музыкальному развитию, что музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.
Публикация «Проект „Пойте вместе с нами“» размещена в разделах
«Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, не только закладываются фундамент для того, чтобы ребёнок мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создается отличная возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе». В. В. Сухомлинский. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».
Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» (Б. М. Теплов). Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (Б. М. Теплов). Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в нормативных правовых документах. Так, в ФЗ «Об образовании в РФ» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». В контексте ФГОС дошкольного образования проблема музыкального развития и поддержка детской инициативы находят свое отражение в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что элементы формирования социальной активности личности всегда входили в задачи художественно-нравственного воспитания. Но это была идеологизированная идеальная цель. Реальная цель, хотя и не формулировалась, открыто, однако имплицитно присутствовала в теории и практике обучения и воспитания, — сформировать не творца, инициатора, а исполнителя. Следует отметить, что такая цель явилась одной из причин, которая привела, по мнению некоторых ученых (Д. Б. Эльконин, к кризису современного детства. Исходя из общей стратегии по формированию активности исполнителя, многие исследования были направлены на то, чтобы выявить условия повышения уровня целенаправленности обучения и воспитания, обеспечения соблюдения требований, задаваемых обществом. При этом ребенок рассматривался лишь как объект воздействия, собственные его желания, интересы, активность не принимались во внимание.
В последние годы положение стало меняться. Внедрение личностно-ориентированного подхода показало, что существуют другие принципы организации жизнедеятельности детей, ориентированные на развитие инициативы, самостоятельности (Ш. А. Амонашвили, Р. С. Буре, Е. В. Бондаревская, Р. Г. Казакова, Г. М. Киселева, В. И. Логинова, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, Д. В. Сергеева, Л. И. Сайгушева, И. С. Якиманская и др.).
Имеющиеся исследования направлены на изучение проявлений активности в том или ином виде деятельности и педагогические условия ее формирования (М. М. Алексеева, Р. Ю. Андрекене, А. К. Бондаренко, В. Я. Воронова, С. В. Иванникова, Р. И. Капустина, М. В. Крулехт, Р. Г. Казакова, Ю. Н. Рюмина, Н. И. Михальченкова, Л. И. Сайгушева, Э. К. Суслова и др.). Однако проблема художественной активности, ее проявлений и динамики в дошкольном возрасте практически не изучена. В ходе поиска подходов к изучению художественной активности дошкольника встал вопрос о виде деятельности дошкольника, в котором можно было бы наиболее эффективно формировать художественную активность. Воспитание такой личности требует от современного образования применения совершенно новых методов и технологий. В связи с этим перспективным является, на наш взгляд, вовлечение дошкольников в художественно значимую деятельность, которая дает возможность формирования художественной активности, активной жизненной позиции. Таким видом деятельности является музыкальная деятельность.
Мы все прекрасно знаем из жизни, что с первого дня рождения ребёнок получает музыкальные впечатления. Прежде всего, это голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Но всё же, анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что музыкальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются ее многообразные отношения с миром. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста и в период адаптации.
И наши наблюдения показали, услышав музыку, дети начинают активно двигаться, отличают от постороннего шума, сосредотачивают на ней свое внимание, оживляются, прислушивается, иногда пытаются подпевать взрослому. И мы сделали вывод, что музыка оказывает положительное виляние на ребенка, и это необходимо использовать как средство педагогического воздействия. Кроме этого музыка дает богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Но, несмотря на игровой характер и многообразие форм и методов, используемых в музыкальной деятельности детей раннего возраста, нами педагогами были выявлены некоторые часто встречающиеся трудности. Наиболее важной задачей в этот период является успешная адаптация ребенка. Непросто наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада. Дети от 2 до 3 лет отличаются повышенной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно, нет интереса и желания приобщаться к музыкальной деятельности. Актуальность нашего проекта определяется рядом следующих противоречий между:
- сложности в общении со сверстниками, воспитателем и музыкальным руководителем;
- нет интереса к музыкальной деятельности;
- нежелание детей и родителей, участвовать в какой либо деятельности
С целью привлечения интереса к музыкальной деятельности, помощи их в общении с сверстниками, воспитателем и музыкальным руководителем в адаптационный период, заинтересованности родителей по данному вопросу в группе возник проект «Пойте вместе с нами»
Цель проекта : формирование музыкальной активности детей раннего возраста в познании основ музыкальной культуры
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса детей к основе музыкальной культуры через разные виды музыкальной деятельности.
2. Пополнить развивающую среду картотекой игр по музыкальному развитию
3. Привлечь родителей к совместной музыкальной деятельности с детьми.
Целевая аудитория:
- Дети,
- педагоги,
- музыкальный руководитель
- родители.
Тип проекта : долгосрочный, творческий.
Срок реализации: сентябрь-апрель.
Планируемы этапы и мероприятия реализации проекта
1. Подготовительный этап:
Дети: беседы с детьми, дидактические игры.
Педагоги: Изучение психолого-педагогическую литературу, наглядных материалов по данной проблеме;
2. Основной этап: Основной этап делится на два подэтапа:
2.2. Реализация социально-значимой деятельности с дошкольниками:
Беседы, слушание песен, рассматривание картин, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, досуги. Игры и пляски (подвижные, сюжетные, дидактические)
Использовались методы: наглядный, практический, игровой, словесный.
Приемы: игровой; игры-упражнения;
- показ действий (пример воспитателя);
- использование художественного слова.
Реализация проекта : В ходе поиска подходов к изучению музыкальной активности дошкольника встал вопрос о видах деятельности дошкольника, в которых можно было бы наиболее эффективно формировать музыкальную активность. Мы выделили следующие виды деятельности:
- Слушание музыки для развития образного мышления, эмоционального отклика на музыкальное произведение (слушание, подпевание и пение,
- Музыкально-двигательные упражнения (игры для развития пластики и основных видов движения);
- Игры на детских и шумовых инструментах.
Слушание музыки для развития образного мышления, эмоционального отклика на музыкальное произведение (слушание, подпевание и пение). Мы с детьми слушали разную музыку,
в оркестровом исполнении, народную музыку в записи, в пении. Дети вслушиваются, сопереживают её содержанию. Все их эмоции отражает лицо, глаза, покачивание головой, корпусом или болтание ножками. А иногда они просто замирают и не шевелятся в течение всего произведения.
Музыкально-двигательные упражнения (игры для развития пластики и основных видов движения);
В раннем возрасте восприятие музыки тесно связано с движением. Такое движение под музыку учит ребенка выражать свои эмоции, улучшает координацию движений, развивает зрительную и слуховую координацию. Сначала мы побуждали детей начинать те или иные движения с началом музыки и заканчивать с окончанием её звучания. Когда музыка не звучит, мы с детьми послушаем тишину. К концу года дети проявляют все свои музыкально-двигательные таланты.
- Игры на детских и шумовых инструментах. В течение года мы познакомились с рядом музыкальных инструментов: колокольчик, погремушки, барабан, бубен и металлофон. К концу года дети уверенно различают названия и тембры музыкальных инструментов: На предложение поиграть громко или тихо, с интересом реагируют и точно выполняют задание.
Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Мы постарались создать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями.
Реализация социально-значимой деятельности с детьми в группе «А» ОН
для детей 2-3 лет по долгосрочному проекту «Пойте вместе с нами»
Сроки
проведения Тема и виды деятельности Задачи
сентябрь Слушание и пение
«Ласковая песенка»
Песенка «Шарик мой голубой»
Песня «Собачка» развивать ласковое чувство,
формировать умение понимать эмоции, передаваемые музыкой
вызвать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками.
способствовать приобщению к пению, звукоподражанию
Подвижная игра, пляска:
«Матрёшки» (с музыкальным сопровождением) :
«Ладушки – ладошки»
«Где же наши ручки?» развивать координацию слов в песне с движениями
развивать навыки исполнения несложных движений под музыку
продолжать ознакомление с танцевальными движениями
Музыкальная игра «Ходим – бегаем»
Игры детей со звучащими игрушками (погремушки, резиновые игрушки, молоточки с пищалками)
Танец «Чок да чок» («Топ- хлоп, малыши!»)
Музыкально-дидактическая игра «Нам игрушки принесли»
Игра «Гуляем и пляшем» продолжать учить выполнять музыкально - ритмические движения (пружинка, фонарики, бег, «топотушки») по показу взрослого;
содействовать созданию эмоционально комфортной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации
продолжать развивать умение координировать движения с музыкой, учить правильно отхлопывать ритмический рисунок;
развивать тембровый слух.
формировать навыки исполнения несложных движений под музыку,
учить реагировать на смену характера музыки
октябрь Слушание «Осенняя песенка»
Песенка «Падают, падают листья» продолжать приобщать детей к пению, обогащали музыкально-слуховой опыт
Продолжать формировать умение активно подпевать, откликаться на общее эмоциональное состояние, радоваться совместному пению
Музыкальная игра «Прогулка и дождик» : Продолжать знакомить с контрастным звучанием погремушек, активизировать слуховую восприимчивость детей
Физкультурный досуг
«В гости к Снеговику» развивать умение согласовывать танцевальные движения со словами в песне «Мы погреемся немножко»
Подвижная игра «Ходим – бегаем»
«Пляска с листочками» закреплять умение менять движение со сменой характера музыки
формировать умение начинать и заканчивать движения под музыку
Дидактическая игра «Лисичка, пляши!» учить различать на слух звучание инструментов.
Музыкальная игра «Тук-тук молотком» Развивать чувство ритма и подыгрывания на детских музыкальных инструментах
ноябрь Слушание и пение песенки «Птичка»
Пение песни потешки «Ладушки-ладушки»
Дидактическая игра «Заинька, попляши!» продолжать формировать умение прислушиваться к речи взрослого, вызвали радостное настроение от совместного пения, расширять знания об окружающем мире
учить различать на слух звучание инструментов.
Выполнять соответствующие тексту танцевальные движения, продолжать развивать умение детей выполнять движения по тексту песни
Танец «Певучая пляска» продолжать развивать умение детей выполнять движения по тексту песни
Музыкальная игра «Ой, летали птички» Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве
Творческий вечер «Мама милая моя» Создать положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе музыкального общения друг с другом.
декабрь Слушание музыкального произведения «Ёлочка»
Песня «Покатились с горки вниз»
Пение песенки «Вот зима, кругом бело» Продолжать формировать умение внимательно слушать музыку, определять характер
Учить радоваться совместному пению
закреплять представления о зимних развлечениях, вызвать эмоциональный отклик, понимать содержание песенки, активно подпевать
Подвижная игра «Снежки»
(с музыкальным сопровождением)
Хороводная игра «Новогодний хоровод» Учить слышать в игре музыкальный сигнал
Обогатить музыкально-слуховой опыт детей, способствовать к приобщению к пению
Ритмическая игра с музыкальными инструментами
Музыкальная игра «Санки»
Развлечение «Здравствуй, Новый год!» Учить играть на шумовых музыкальных инструментах
продолжать учить детей двигаться ритмично топающим шагом друг за другом.
привлекать внимание к плясовой музыке, учить понимать ее задорный, веселый характер, выполнять простейшие движения, побуждать к активному подпеванию.
январь Пение песенки «Зимушка»
Хоровод «В лесу родилась ёлочка» закреплять представления о зимних развлечениях, вызвали эмоциональный отклик, понимали содержание песенки, активно подпевали
продолжать формировать умение осваивать способы взаимодействия, вернуть радость от новогодних праздников, исполняли несложные движения под музыку.
Танец «Куклы – неваляшки»
«Ледяные ладошки»
Веселый тренинг «Медвежата» развивать чувство ритма, выразительность, точность и координацию движений
продолжить учить детей согласовывать движения с музыкой
совершенствовать умение выполнять приседания ритмично в соответствии с музыкальным ритмом
февраль Пляска с султанчиками
Музыкально-ритмические движения: «Пляска с платочком» Способствовать активному освоению движений в танце
продолжать формировать умение выполнять движения по образцу, ори-ентируясь на ритм музыки. Учить понимать настроение, передаваемое мелодией, знакомить детей с выразительными средствами музыки.
Настольно-дидактическая игра «Музыкальные инструменты» Закрепить умение узнавать и находить нужные музыкальные инструменты.
Слушание и пение «Есть у солнышка дружок, голосистый петушок»
Мультконцерт «Кто в воде живет?» (под музыку)
Досуг с участием пап, посвящённый Дню защитника Отечества «Мы – солдаты» Побуждать к совместному пению.
просмотрели отрывки из мульт-фильмов, формировать умения называть знакомых персонажей, произвольно двигаться под музыку, способствовать профилактике нервного напряжения.
Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи; выполнять простейшие музыкальные движения, побуждать к активному подпеванию.
март Песня «Ладошечка», («Топ-хлоп, малыши!»)
Хоровод «Греет солнышко теплее»
Танец «Весёлые музыканты»
Слушание музыки «Голоса птиц» : продолжать учить детей выполнять движения по тексту песни.
учить водить хоровод в спокойном темпе, держась за руки, ритмично выполнять хлопки и притопы;
развивать музыкально-ритмическое чувство, учить передавать ритм музыки в движении.
Продолжать учить детей выполнять движения правильно, ритмично
раскрыть лексическую тему, ознакомить со звуками живой природы
Праздничный досуг «8 марта» Развивать музыкальное творчество, интерес к празднику, побуждать к активному подпеванию.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» : развивать умение различать по звуку музыкальные инструменты
Малоподвижная музыкальная игра «Киска-Кошка»
Музыкальная игра «Сел комарик под кусточек»
Игры в центре музыкального развития продолжать приучать детей слушать музыку и эмоционально на неё откликаться, развивать слуховую восприимчивость
продолжать развивать ритмический слух (прохлопать в ладоши тихо-громко)
закрепить названия музыкальных инструментов
Апрель
«Песня «Весна»
Песенка «Есть у солнышка дружок, голосистый петушок»
Малоподвижная музыкальная игра «Музыка и игра»
Подвижная игра под музыку «Хорошая дорога»
Спортивно – музыкальное развлечение с родителями и детьми «Шляпное сражение»
Ритмические упражнение «Лиса» закрепить слова в песне
развивать умение осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, побуждать к совместному пению
учить воплощать художественный образ в пластике тела. Развивать чувство ритма
создавать условия для эмоционально-комфортного состояния детей в группе под музыку.
пропаганда активных форм спортивного семейного праздника, побуждать к активному подражанию танцевальных движений.
развивать ритмические движения
Беседа о музыкальных инструментах «Наш оркестр» : Закрепить знания о музыкальных инструментах, умение их использовать. Развивать слуховую восприимчивость.
Музыкально-ритмические движения «Птички»
Музыкально-ритмическая игра «Потанцуем!»
Развлечение «Праздник бантиков» упражнять в умение двигаться под музыку, выполнять движения по образцу.
Развивать музыкально-ритмическое чувство, способность понимать эмоциональную выразительность музыкального ритма.
Упражнять в выполнении движения ритмично в соответствии с текстом и музыкой. Закреплять умение подпевать и развивать умение выполнять танцевальные движения под музыку.
май Коллективная работа рисование «Петушок» (ладошками с музыкальным сопровождением)
Приложение №1. Способствовать подпеванию песни «Петушок»
Приложение №1.
* Используем музыку в режимных моментах: Утренний прием, утренняя гимнастика, ритмопластика, во время умывания, вовлечение детей в образовательную деятельность, НОД, одевание на прогулку, наблюдения на прогулке,
сюжетно-ролевые игры, подготовка ко сну (засыпание, пробуждение (подъем) и закаливающие процедуры, повторение и закрепление песен, хороводов, музицирование в свободной деятельности, релаксация
2.3 Реализация социально-значимой деятельности с родителями.
Сделать союзниками и активными участниками образовательного процесса.
Для того чтобы родители охотно принимали участие, мы использовали следующие формы взаимодействия с семьё й: совместные праздники, досуги, развлечения, консультации, беседы, рекомендации.
Родители помогали:
• Разучивание стихов,
• Пошив праздничных костюмов,
• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Такой подход нам помог побудить к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и воспитателей; родителей-детей-воспитателей; устранить отчуждённость, вселить уверенность, решить и многие другие проблемы.
Реализация социально-значимой деятельности с родителями в группе «А» ОН для детей 2-3 лет по долгосрочному проекту «Пойте вместе с нами»
Сроки
проведения Тема
Сентябрь - ноябрь Физкультурный досуг «В гости к Снеговику»
Творческий вечер «Мама милая моя»
Декабрь Развлечение «Здравствуй, Новый год!»
Январь Консультация для родителей. «Учимся музыке. Как приобщить малыша к истокам музыки?
Февраль Досуг с участием пап, посвящённый Дню защитника Отечества «Мы солдаты»
Консультация для родителей «Развитие чувства музыкального ритма у детей раннего возраста».
Март-апрель 1. Праздничный досуг «8 марта»
2. Спортивно – развлекательное развлечение «Шляпное сражение»
3. Развлечение «Праздник бантиков»
4. Консультация для родителей «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты»
Приложение №2.
3. Итоговый этап.
3.1. Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта
Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты Возможности преодоления
Высокая заболеваемость в группе Привлечение дополнительных мероприятий для укрепления здоровья
Низкая мотивация родителей Использование дополнительных способов стимулирования родителей, различных форм и методов мотиваций
Оснащение методической литературы Привлечение администрацию ДОУ
к приобретению современной методической литературы
3.2. Результат проекта
Об эффективности проекта можно судить по следующим критериям и показателям:
Количественные:
Количество участников проекта
Количество мероприятий, проведенных дошкольниками
Качественные:
- Повысился интерес детей к совместной музыкальной деятельности
- Появилось устойчивое желание детей подпевать взрослым и играть на детских музыкальных инструментах
- Родители принимают активное участие в совместной деятельности с детьми
Совместное развлечение с родителями и детьми «Праздник бантиков»
Ресурсное обеспечение проекта :
М. Ю Картушина Методика работы с ранним возрастом.
• Элементы программы Т. Э. Тютюнниковой
• «Элементарное музицирование на музыкальных инструментах с дошкольниками» И. Каплунова И. Новоскольцева 2013 г.
• Издательство «Композитор-Санкт-Петербург»
• «Конспекты музыкальных занятий.
• С. Коротаева «Здравствуй музыка!». (Брошюра) СПб, 2011г.
8. Е. Д. Макшанцева «Детские забавы» Москва «Просвещение».
8. Е. Д. Макшанцева «Детские забавы» Москва «Просвещение» .
https://studopedia.ru/9_151490_formirovanie-osnov-muzikalnoy-kulturi-detey.html
https://bibliofond.ru/view.aspx?id=887380
https://orpheusmusic.ru/publ/vidy_i_formy_muzykalnoj_dejatelnosti/307-1-0-668
Смета проекта
Финансирование проекта осуществляется за счет средств МБДОУ №8 «Белоснежка» г. и собственных ресурсов административно-организационной и инициативной групп. Дополнительного финансирования не требуется.