Щербинина Евгения Валерьевна
Проект «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (10,5 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет так же значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Поэтому наше исследование сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
Публикация «Проект „Мы вместе“» размещена в разделах
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Проект «Мы вместе!» направлен на установление партнерских взаимоотношений с семьёй
Цель проекта :
Создание эффективной модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Задачи проекта :
- Создание и внедрение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях детского сада.
- Установление партнерских отношения с семьями воспитанников, активизация воспитательного потенциала родителей.
- Создание атмосферы взаимопонимания, эмоционально доброжелательной и благоприятной обстановки общения в дошкольной организации.
Краткое содержание проекта :
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку и повысить компетенцию родителей. Объединить усилия педагогов, родителей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Обогатить и разнообразить работу дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями.
Актуальность.
Отношения между родителями и детьми, воспитание в семье в целом образуют определённые стили воспитательных воздействий, что по - разному влияет на формирование личностных свойств, на эмоционально-волевое и интеллектуальное развитие детей. В ДОУ педагоги используют профессиональные знания для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого малыша, развить его неповторимую индивидуальность. Проблема современных «вечно-занятых взрослых», с которой педагоги ДОУ сталкиваются повседневно - неумение выстроить положительные отношения с собственными детьми. Одна из приоритетных задач дошкольного образования - подготовка детей к обучению в школе, поэтому в ходе решения задач программы дошкольного образования необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Как показывает практика, нередко именно родители оказываются неподготовленными к тому, что ребёнок идёт в первый класс. Нарушение детско – родительских отношений является одним из важнейших факторов школьной дезадаптации. Подобные действия взрослых связаны с присутствием личного негативного школьного опыта, который бессознательно проецируется на детей. Один из способов решения этих проблем – повышение психолого- педагогической компетенции родителей посредством организации взаимодействия педагогов и родителей в форме сотрудничества, основанное на взаимопонимании и взаимоподдержки.
Принципы успешного взаимодействия педагога и семьи:
1. Принцип единства воспитательных воздействий ДОО и семьи
2. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
3. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей:.
4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
5. Научно практический принцип:
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта.
6. Индивидуальный подход:
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
7. Динамичность:
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
В МБДОУ «Малыш» используются в основном традиционные формы работы с родителями (перечислены далее, совместные мероприятия в основном проводятся с мамами, это: «День матери», «8 марта», поэтому достаточно традиционную форму работу, можно включить в инновационную форму для данного учреждения, в смысле приобщение к совместным мероприятиям пап, дедушек воспитанников, расширение использования данной формы не только в рамках традиционно проводимых обще садовых праздниках, но и в рамках мероприятий группы.
Формы взаимодействия с родителями:
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
“сотрудничество” и “взаимодействие”.
Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.
Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей
• Дни открытых дверей
• Работа сайта ДОУ
• Публикация
• Сотрудничество со СМИ
Диагностическое
• Анкетирование
• Опросы
• Беседы
• Тестирование
• Комплексные исследования
Психолого-педагогическое
• Родительские собрания
• Консультации
• Беседы
• Тренинги
• Игра
• Мастер классы
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе
• Участие родителей в проектно- познавательной деятельности детей
•Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях
Также формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как: родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации. Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство ДОУ, соревнования.
Интерактивные формы взаимодействия:
1. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
2. Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
3. Одной из полюбившихся форм взаимодействия родителей с ДОУ стал круглый стол: круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
«Круглый стол» -в основном проводится как итоговое мероприятие. Педагоги в течение года работали над конкретной проблемой. Через материалы родительских уголков, памятки, консультации, индивидуальные беседы вовлекали родителей в решение этой проблемы.
4. Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
5. Семинары-практикумы для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды.
6. Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями,
которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
7. «Родительская почта» - это форма работы с семьей, в процессе которой любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться к специалисту, высказать свои сомнения или пожелания.
8. Дистанционный родительский клуб – инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий.
Основная форма работы дистанционного родительского клуба - компьютерные презентации тематического характера и интернет - общение.
Это сайт детского сада, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в детском саду, каких успехов достиг педагогический коллектив.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога.
Реализация проекта :
Ожидаемые результаты:
• создание благоприятных условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОО;
• повышение уровня компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей; становление профессиональной культуры педагога в общении (развитие коммуникативных качеств личности); повышение активности родителей в воспитательно — образовательном процессе;
• повышение уровня психолого — педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и образования детей;
• повышение рейтинга ДОО среди родителей;
• оформление банка консультаций, наглядной информации для родителей.
Методы отслеживания:
наблюдение;
отслеживание участия родителей, их активности в совместных мероприятиях;
анкетирование родителей;
интервьюирование родителей и детей;
самоанализ педагогов работы с родителями.
1. Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей; становление профессиональной культуры педагога в общении (развитие коммуникативных качеств личности).
Показатели:
• Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
• Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т. д.).
• Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
• Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
• Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
2. Создание благоприятных условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОО.
Показатели:
• Наличие нормативно – правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• наличие информационных стендов для родителей в группах и холлах учреждения;
• Наличие банка консультаций, сценариев родительских собраний, памяток и т. п. для родителей;
• Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОО.
Показатели:
• Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка;
• Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО;
• Информированность о видах образовательных услуг в ДОО;
• Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог – родитель; педагог – ребенок;
• Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОО;
• Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения;
• Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОО;
• Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Показатели:
• Рост воспитательного потенциала семьи.
• Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.
• Активная субъектная позиция родителей.
• Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
• Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
Реализации проекта
Предметно-пространственная среда.
Для реализации проекта необходимы следующие условия: родительские уголки в каждой группе, выставки детских работ в каждой группе, информационные уголки всех специалистов, работающих в ДОО, информационные стенды для родителей в фойе учреждения, фото - выставки «Это наши дети», отражающие воспитательно – образовательную работу с детьми в учреждении.
В родительских уголках размещается информация:
• Характеристика возраста малышей (должна обновляться ежегодно)
• Уровень навыков (что должен уметь каждый ребёнок в свои годы)
• Режим дня,
• Сетка ОД (на учебный период,
• Памятки для родителей,
• Актуальная информация на текущий период (объявления, проводимые акции, проекты и т. п.).
• Меню завтрака, обеда и ужина (должно меняться ежедневно)
• Повторите с малышами (всё, что ребёнок должен повторять дома, к примеру, песни, стихотворения, художественные произведения)
• Телефон скорой помощи, пожарной охраны и т. д.
• На общих стендах в фойе размещается информации о нормативных документах, кадровом составе, визитная карточка детского сада и другая актуальная официальная информация.
Этапы реализации проекта
1 этап (аналитический)
Направление: основы взаимодействия с родителями воспитанников, анализ состояния работы в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- провести анализ работы по взаимодействию с родителями воспитанниками, удовлетворенность родителей образовательной деятельностью с детьми;
- провести анализ программно – методического оснащения проекта.
№ п/п
Направления
Сроки
Ответственный
1 Создание творческой группы по проблеме исследования.
Разработка плана работы творческой группы
Сентябрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
2 Анализ методический литературы по теме: «Взаимодействие с родителями»
В течение года Педагог –психолог
Воспитатели
3 Разработка анкет для родителей по теме: «Удовлетворенность родителей образовательной деятельность в ДОО»
В течение года Педагог –психолог
4 Анализ планов взаимодействия с родителями на каждой возрастной группе
Сентябрь 2016 года
Педагог –психолог
5 Разработка положения о смотре — конкурсе родительских уголков Сентябрь 2016 года
Заведующая
Педагог –психолог
6 Открытые просмотры родительских собраний В течение года
Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
7 Анкетирование родителей: «Удовлетворенность родителей образовательной деятельность в ДОО»
В течение года
Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
2 этап (технологический)
Направление: разработка тактики и стратегии внедрения инновации.
Цель: повышение уровня методической подготовленности педагогов по теме проекта.
Задачи:
- провести с педагогами ДОО методические мероприятия, направленные на актуализацию имеющихся знаний педагогов по вопросам взаимодействия с родителями, способствовать освоению новых форм взаимодействия с родителями;
- создать в фойе учреждения, приемных групповых комнат благоприятные условия для осуществления взаимодействия с родителями (родительские уголки, выставки работ детского творчества, папки с консультациями и т. п.);
- разработать планы взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм работы.
№ п/п
Направления
Сроки
Ответственный
1 Семинар «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Сентябрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
2 Методическая неделя «Общение с родителями. Ошибки …. как их избежать» Октябрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
3 Семинар «Проектирование в ДОО»
Декабрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
4 Разработка и реализация образовательных проектов на каждой возрастной группе (совместно с родителями) Январь – март 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
5 Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями» Ноябрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
6 Оформление родительских уголков. Проведение смотра — конкурса родительских уголков
Март – апрель 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
7 Педагогический совет: «Проектирование как инновационный метод развития и образования воспитанников»
Май 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
8 Разработка планов взаимодействия с родителями с включением разнообразных инновационных форм работы: проектной деятельности, совместные досуги, праздники, в том числе групповые, памятки, совместные акции, размещение информации на сайте и пр. Июнь 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
9 Разработка планов проведения родительских собраний (содержание) в каждой группе Июль 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
10 Консультация «Инновационные формы проведения родительских собраний»
Сентябрь 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
3 этап (внедренческий)
Направление – внедрение наработок в воспитательно-образовательную деятельность.
Цель: реализация инновационного проекта, вовлечение семей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- внедрить в практику дошкольного учреждения планы работы с родителями с использованием инновационных форм работы;
- способствовать формированию профессиональной культуры педагога: развитие коммуникативных качеств личности;
№ п/п
Направления
Сроки
Ответственный
1 Конкурс образовательных проектов : «Интересное рядом» Ноябрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
2 Смотр — конкурс уголков для выставок работ детского творчества: «Мир глазами ребенка» Декабрь 2016 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
3 Конкурс на лучший сценарий родительского собрания Март 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
4 Реализация планов работы с родителями в каждой возрастной группе В течение года Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
5 Серия тренингов «Развитие коммуникативных способностей педагогов» Октябрь –декабрь 2016 г. Педагог –психолог
4 этап (обобщающий)
Направление – анализ работы в рамках проекта.
Цель:– обобщение и пропаганда результатов экспериментальной работы.
Задачи:
- провести анализ проделанной работы;
-провести мероприятия с целью обмена опытом по использованию инновационных форм работы с родителями дошкольников.
№ п/п
Направления
Сроки
Ответственный
1 Проведение мониторинга, включающего в себя диагностику профессиональной культуры педагога (развитие коммуникативных умений, условий для информационной работы с родителями, разнообразия используемых форм взаимодействия, пополнения методической базы учреждения образовательными проектами, материалами по работе с родителями.
Март 2017 г. Педагог –психолог
2 Педагогический совет: «Состояние работы в ДОО по осуществлению взаимодействия с родителями. Итоги реализации проекта». Апрель 2017 г. Заведующая
Педагог –психолог
Воспитатели
3 Анкетирование родителей, педагогов Май 2017 г. Педагог –психолог
4 Обращение через СМИ с целью обмена опытом
Август 2017 г. Педагог –психолог
Результаты совместной деятельности :
• у родителей –сформировались доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;
• активизировалась деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
• родители стали больше участвовать в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, родителей.