Наталья Кузнецова
Экологический проект «Подводный мир морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в «Детском саду № 191»
Тема: «Подводный мир морей и океанов»
Автор проекта : Кузнецова Наталья Алексеевна
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
Целевая группа: дети старшей группы.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский, игровой, творческий.
Публикация «Экологический проект „Подводный мир морей и океанов“» размещена в разделах
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Формы проведения работы: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Сроки реализации: 3 месяцев.
Актуальность проекта :
Море и океан - это особый мир, живущий естественной природной жизнью. Поэтому очень актуально познакомить детей с подводным миром. Расширить знания об обитателях, об экосистеме. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: у детей будут сформированы элементарные представления по теме «Подводный мир морей и океанов», если дети заинтересуются темой, проявятся их познавательная активность, творчество и детальность в работе.
Цель проекта : Расширение познавательного интереса к обитателям водоемов, закрепление знаний детей о разнообразии подводного мира, создание условий для воспитания экологической культуры и развития творческих способностей.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
- Учить навыкам безопасного поведения на воде и возле водоема;
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать. формировать навыки поисковой деятельности;
- Закреплять умения рисовать нетрадиционными способами, выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать технику вырезания; развивать аккуратность и собранность, творческие способности;
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
- Воспитать любовь, интерес к обитателям морей и океанов
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Мир подводный мир чудесный»
2. Консультация для родителей «».
3. Книга своими руками «Морские обитатели»
4. Конкурс родителей и детей «Обитатели морей и океанов»
5. Оформление выставки рисунков на тему: «Море и морские тайны»
6. Оформление фото выставки «Я в дельфинарии», «Я в аквариуме».
7. Викторина «Чудеса подводного мира»
Ожидаемый результат:
Активизируется познавательный интерес к обитателям морских глубин, будут закреплены знания о разнообразии подводного мира, обогащать речь детей, сформируется бережное отношение к природе, будут даны представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, развиваться первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Педагоги: Сформируется экологическая грамотность педагогов через ознакомление с экосистемой морей и океанов.
Родители: У родителей проявится интерес и желание к взаимодействовать с детьми и совместно охранять окружающую среду.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
- постановка проблемы;
- разработка плана проекта;
- создание соответствующей развивающей среды в группе;
- сбор и накопление материала по проблеме;
- информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной
- постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели моря и океанах?»;
- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана;
- создание взаимодействия взрослых и детей к результату.
3. Практико-аналитический
- изучение мнения всех участников проекта о работе по реализации проекта;
- организация и проведения «Викторины»
- составление сборника детских иллюстраций и рассказов «Море и морские тайны»
- коллективная работа панно «На дне морском»
4. Продуктивный
-Викторина «Чудеса подводного мира»
-Презентация сборника детских иллюстраций и рассказов «Морские обитатели»
-Презентация коллективного панно «На дне морском»
Календарно-тематический план
Дата Мероприятия Ответственные
Сентябрь
2.09.19 –
29.11. 19 г Беседа:
• Беседа с детьми по методу трёх вопросов
Что мы знаем о подводном мире?
Что бы мы хотели узнать?
Где мы можем узнать?
• «Сколько моей и океанов на земле?»
• Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.
• «Удивительный мир морей и океанов?»
• Беседа: «Какие разные моря!»
• «Сокровища морей»
• «Что изображено синей краской на глобусе»
• «Как сделать морскую воду»
• «Соль – это кристаллы»
• «Кораллы животные или растения?»
• «Море в опасности!»
• «Рыбы – кто они?»
• «Гроза океанов?»
• «Моря бывают разные»
• «Какие разные моря»
• «Все о ракушках»
• «Морские жители»
• «Может ли человек жить под водой»
• Гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»
познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
• Мифы про моря и океаны.
• «Для чего нужны жабры?»
• «Сокровища морей»
• «Чем питаются рыбы?»
• А какие самые опасные морские рыбы?
• Что происходит, когда осьминог пугается?
• Кораллы это рыба?
• Сколько живет черепаха?
• Почему кит не является рыбой?
• Можно ли с живыми рыбками играть?
Лепка:
«Рыбка»
«Осминожка»
«Черепашки»
«Акула»
Краб
Коллективная работа «рыбки в аквариум»
Аппликация:
«Рыбы-бабочки»
«Рыбка в море»
«Конёк морской»
«Черепаха»
«Большой синий кит»
Коллективная работа «Морские обитатели»
«Радужная рыбка»
Рисование:
«Морские обитатели»
Сказочный персонаж «Морской царь и русалки»
Способы не традиционного рисования «Кораллов»
Кого поймал дед в море «Золотая рыбка»
Разрисовывание «Раковина»
«Большая белая акула»
Опыт:
Опыт «Как рыбы дышат под водой».
Опыт «Свойства соленой воды».
Опыт «Подводная лодка из яйца».
Опыт с губкой.
Опыт Замерзает солёная вода или нет.
Опыт Выращивание кристаллов из соли.
Опыт Имеет ли соленая вода запах.
«Есть ли у воды вкус?»
«Какого цвета водичка»
«Какие предметы держатся на воде, а какие тонут?»
«Как сделать морскую воду»
«Соль – это кристаллы»
Презентация:
• «Подводный мир морей и океанов»
• «Растения морей и океанов»
• «Жизнь на дне океана»
• «Дельфины»
Чтение:
Чтение художественной литературы. «Сказка про морского царя и китов». Д. Биссет.
Чтение Г. Косова «Азбука подводного мира». Формировать интерес к художественным произведениям.
Чтение С. Сахарнов «Кто в море живет».
Рассмотреть с детьми иллюстрации рыб.
будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
Прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях : А. Глебова «Камешки», Г. Снегирев «Маленькое чудовище», «Колюшка- храбрюшка», «Осьминожек»
Пословицы, поговорки о водном мире.
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем море.
Наблюдение:
Развивающие видеоролики:
«Подводные растения. Мир кораллов», «Многообразие жителей морей и океанов», «Необыкновенные рыбы».
Слушание песен: «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»;
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина», «Чайки и волны».
Дидактические игры :
1. «Русалочка» «Четвертый лишний»
2. «Чей силуэт»
3. «Угадай звук животного»
4. «Чья тень?»
5. «Собери Дельфина»
6. «Укрась аквариум»
7. «Угадай какой водоем»
8. «Кто здесь живет?»
9. «О ком расскажу»
Настольно- печатные игры
a) «Парные картинки морской мир»
b) «Узнай, что изменилось»
c) «Найди такую же»
d) «Лото»
e) «Соедини точки»
Рассказ воспитателя
«Чем питаются обитатели подводного мира»
«Почему море соленое»
«Все о ракушках»
«Правила поведения на воде»
«Моря бывают разные»
Подвижные игры :
«Рыбак и рыбки»
«Море волнуется»
«Рыбки и камушки»
«Водяной»
«Водолаз»
«Караси и щука»
«Удочка» Воспитатель
Кузнецова Н. А.
Итоги проекта «Подводный мир морей и океанов»
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы. С помощью родителей были созданы лэпбуки «Морские обитатели», «Интерактивная книжка про морских обитателей», «Подводное чудо», «Черное море», которые заслужено пользуются вниманием детей и педагогов по теме «Водный мир морей и океанов». Родители стали нашими активными участниками и помощниками.
Дети нашей группы получили возможность показать все свои приобретенные представления и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых «морских» играх.
В процессе реализации проекта у наших детей на ряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественные представления о обитателях морских глубин, широко проявились инициативность и творчество. Ребята много знают о млекопитающих живущих в океанах, о способах маскировки морских обитателей, о их цепи питания. Работа по теме «Водный мир» будет продолжаться, нам еще предстоит изучить экосистему рек, о озер нашей Родины.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, коммуникативную);
Выросла познавательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта
Результаты реализации проекта для педагога : повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательно – исследовательских способностей.
Результаты реализации проекта для детей : у детей сформировались элементарные представления по теме «Подводный мир морей и океанов»; дети заинтересовались темой, повысилась их познавательная активность. Дети совместно с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими представлениями с другими детьми в детском саду, конструировали из подручных материалов макеты морского дна по своему представлению, проявляли творчество и детальность в работе.
Результаты реализации проекта для родителей : родители приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.