Елена Красикова
Проект по здоровьесбережению детей группы среднего дошкольного возраста «Я расту здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по здоровьесбережению детей группы среднего дошкольного возраста
«Я расту здоровым»
Составитель проекта : воспитатель
Пономарева Е. А.
Паспорт проекта :
Вид проекта : краткосрочный (2 недели)
Тип проекта : познавательно-оздоровительный
Возраст детей : группа среднего дошкольного возраста
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Образовательная область: физическое развитие
Публикация «Проект по здоровьесбережению детей группы среднего дошкольного возраста „Я расту здоровым“» размещена в разделах
Области интеграции: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие
Актуальность. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа – чупсов и т. д. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из – за этого дети не привыкшие к здоровой пище отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Проблема: недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни, отказ от полезных продуктов питания в детском саду.
Цель проекта : сохранение и укрепление физического здоровья детей, формирование культуры питания.
Задачи:
Задачи проекта :
-для детей :
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать только здоровые продукты;
5) формировать представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека
-для педагогов:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Методы и формы организации проекта
№ п/ п Название формы организации проекта Дата проведения
1. Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). Ежедневно
2. Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». Ежедневно
3. Воздушное контрастное закаливание. Ежедневно
4. Контрастноеобливание стоп (36-18-36) Ежедневно
5. Прогулки и игры на свежем воздухе Ежедневно
6. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье» (Приложение №6) 10-11 марта
Дата Вид
образовательной
деятельности Совместная
деятельность
педагога с детьми Работа с родителями Интеграция
14-18 марта Ежедневная профилактическая работа Утренняя гимнастика, Физкультминутка «Зарядка», «А в лесу растёт черника», «Точим нож», «Подрастает зёрнышко» - картотека.
- гимнастика пробуждения, массажные дорожки.
Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
(Приложение №1) Образовательные области:
Физическое развитие, социально-коммуникативное
Образовательные области:
Физическое развитие, социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
14 марта Беседы
НОД
Игры «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Культура поведения за столом»
Ознакомление с окружающим «Где живут витамины».
- сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека»;
- подвижные: «Зайцы и волк», (Приложение №2);
«Кот и мыши» и т. д. ;
- дидактические: «Кому что нужно», «Полезные и вредные продукты» и т. д.
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»
Консультация «Здоровый образ жизни».
15 марта Беседа с детьми
чтение худ. литературы
Игры «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» (Приложение №3).
К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Вредные советы» Б. Заходера.
-дидактические: «Таня простудилась», «Узнай на вкус», Д/и. «Правильно, правильно, совершенно верно», листы, «Да – нет» и т. д. ;
- подвижные: «Лисьи прятки», «Гуси-лебеди» и т. д.
Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пищи, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
16 марта Беседа с детьми
НОД
Игры «Для чего мы едим?», «Полезно это или нет?»
(Приложение №5).
АППЛИКАЦИЯ: «Коллаж из этикеток продуктов правильного и неправильного питания»
Подвижные: «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору».
Тренинговая игра «Случай во время обеда» Папки – передвижки «Полезное питание в кругу семьи», «Солнце, воздух и вода»
Подготовка к участию в конференции ДОУ «Здоровое питание» Образовательные области:
Физическое развитие, социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
17 марта Беседа с детьми
Чтение худ. Литературы
Занятие
Игры
ИКТ (презентация) Народная мудрость о питании (пословицы и поговорки о продуктах, еде, гостеприимстве).
«Витаминная сказка» авторская сказка И. А. Крупновой
Театрализованная постановка «Спор овощей» (Приложение №6)
-подвижные: «Собери урожай» (эстафета); «Баба сеяла горох»; П. и. «Полезно – вредно» (подобие «Съедобно – не съедобно»
- сюжетно-ролевые: «Продуктовый магазин», «Кафе».
«Витамины» Картотека «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры».
Оформление альбома «Здоровые рецепты»
18 марта НОД
Игры
Рассуждение Рисование: «Мой обед», «Эти полезные фрукты»
-дидактические: «Азбука здоровья, «Чудесный мешочек»
-подвижные: «У медведя во бору», «По желанию детей».
«Что такое здоровый образ жизни?» (Приложение №5) Выставка массажных дорожек (их важность и значимость в развитии ребенка).
Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка»
Итоговое мероприятие -День открытых дверей для родителей «Эй, родители, ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!»;
-Фотоальбом «Мои витаминные рецепты». (Приложение №7)
Ожидаемый результат:
-для детей :
1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пище для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
-для родителей:
1) возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни
2) создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду
3) У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно- гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания
4) родители с желанием приняли участие в конференции ДОУ «Здоровое питание»;
5) приняли участие в оформлении фотоальбома совместно с детьми «Мои витаминные рецкпты».
-для педагогов:
1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Таким образом, благодаря реализации данного проекта, через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, бережное отношение к народным традициям питания. Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях.
Приложение №1
Утренняя гимнастика (с мячами)
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Гимнастика пробуждения
Приложение №2
Подвижная игра на свежем воздухе «Зайцы и волк»
Подвижная игра на свежем воздухе «Ворота»
Приложение №3
Беседа с детьми «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»
Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю, И улыбка на лице,
Потому что принимаю, Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку, Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам И не только по утрам.
Помни истину простую Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.
Приложение №4
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Приложение №5
Рассуждение «Что такое здоровый образ жизни?» (Рассуждения детей группы среднего дошкольного возраста)
Гунькина Ульяна: «….это когда ты занимаешься зарядкой, хорошо кушаешь…»
Василевский Тимофей «… когда спишь хорошо, делаешь разные упражнения, ходишь с мамой на тренировку…»
Вахитова Софья «…Это когда мы все здоровы…»
Вуколов Глеб «…когда мы с братом играем в футбол, кушаем фрукты и овощи полезные, а вредные не кушаем…»
Слышинская Арина «…утром мне мама готовит полезный завтрак…»
Стародумов Костя «…когда делаешь прививки, чтобы не болеть…»
Мазитова Арина «…Я очень люблю по утрам делать гимнастику со своей старшей сестрой, она мне показывает упражнения…»
Приложение №6
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»
Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? (Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их (Да, нет)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? (положительно, отрицательно, не воздействует)
8. Что вы считаете здоровым образом жизни?
___
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)
11. Как закаляется Ваша семья?
воздушные ванны (прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком
другое
12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми (Да, нет, иногда)
13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)
15. Часто ли болеет Ваш ребенок (Да, нет)
16. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №7
Фотоальбом «Мои витаминные рецепты».
Киркиж Вячеслав «Тушеные овощи в соусе»
аааа
Гармонова Валерия «Творожный пирог»
Список используемых источников
1. https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news5891.html
2. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. : ЦГЛ Москва 2003 г.
3. Гурец И. И. «Прогулки в детском саду».
4. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд. : Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
6. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
7. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
8. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.