Елена Комарова
Проект по экспериментированию во второй младшей группе «Воздух — наш невидимый друг»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗДУХ – наш невидимый друг?
Подготовила воспитатель Комарова Е. С.
Актуальность: в настоящее время современному обществу нужны личности, способные к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности.
По утверждению Н. Н. Поддьякова «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений, интересов». Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. А. П. Усова отмечает, что экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы.
Публикация «Проект по экспериментированию во второй младшей группе „Воздух — наш невидимый друг“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: как, обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним?
Так возник проект «Воздух – наш невидимый друг?»
Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта;
сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «воздух».
2. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, может двигаться, необходим всем живым для жизни.
3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
4. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, невидимый, передает запах.
5. Формировать желание находить способы решения проблемы.
6. Воспитывать наблюдательность, любознательность.
Ожидаемый результат:
1. Повысить уровень развития любознательности детей.
2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
3. Дети должны иметь простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
4. Помочь родителям приобрести знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».
Сроки реализации: краткосрочный (13.11.19 - 17.11.17)
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Продукт: лэпбук «Воздух – наш невидимый друг!»
Участники проекта: педагоги группы, дети, родители.
Реализация проекта проходила в несколько этапов.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Задачи:
Для детей:
Получить элементарные знания о воздухе, как можно играть с воздухом.
Для педагогов:
Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсов по данной теме;
Подобрать видеоматериалы о свойствах и применении воздуха;
Мотивировать родителей для организации развивающей предметно - пространственной среды для реализации задач по познавательно – исследовательской деятельности.
Для родителей:
Заинтересовать родителей проектом;
Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе;
Дать представление о том, как можно участвовать в проекте.
Решая поставленные задачи подготовительного этапа, изучалась и анализировалась нормативно правовая база, методическая литература по организации проектной деятельности с детьми младшего возраста и вовлечению в данную деятельность родителей воспитанников.
Далее осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и методов обучения и воспитания детей данного возраста, создавались условия для реализации проекта согласно требованиям стандарта. Так же был подобран материал: игровой, дидактический, для чтения, иллюстративный для реализации проектной деятельности, которым была насыщена развивающая предметно - пространственная среда.
2 этап – основной.
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разных видах деятельности.
Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтениях воспитанников во время основного этапа реализации проекта, организовывались все виды деятельности как совместная с воспитателем, так и самостоятельная деятельности.
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Воздух и его свойства»;
«Рисуем мыльные пузыри»;
«Расскажем Незнайке о самолёте».
Опытно-экспериментальная деятельность:
1. «Поиск воздуха» – обнаружить воздух.
2. «Что в пакете?» – выявить свойства воздуха: невидимый, без запаха.
3. «Игра с полоской легкой бумаги»– воздух вокруг нас, мы вдыхаем и выдыхаем его.
4. «Игра с веером» – воздух движется.
5. «Вкусный воздух» - выявить вкус воздуха: без вкуса.
Наблюдение за движением облаков, за деревьями в ветреную погоду.
Беседы:
«Кто такие учёные?»
«Что такое лаборатория?»
«Почему воздух становиться грязным»
«Как воздух помогает людям»
Физкультминутки:
«Ветер дует нам в лицо»,
«Деревья».
Дыхательная гимнастика:
«Слушаем дыхание»
«Надуй шарик».
Дидактические игры:
Хорошо – плохо»,
«Воздушный транспорт»
«Водный транспорт»
«Узнай по запаху».
Подвижные игры:
«Пузырь»
«Обгони ветер»
«Листочки и ветер»
Чтение художественной литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри»
И. Токмакова «Ветрено, ветрено»,
С. Михалкого «Три ветра»
С. Жупанин «Нарисую ветер»,
Н. Матвеева «Дуб и ветер».
Чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций о лаборатории, учёных.
Просмотр познавательных мультфильмов:
Смешарики «Воздух для вдохновения»;
«Что такое воздух?» - энциклопедия для детей, знакомство с ветерком;
«О воздухе» - Шишкин лес;
«Воздух и его охрана» - videourok.net
Работа с родителями.
В ходе реализации основного этапа проекта, мы установили контакт с родителями воспитанников. Для привлечения родителей к данной теме, мы использовали различные формы работы: провели мастер – класс по «изготовлению игрушки – вертушки», консультации, памятки, беседы и демонстрация наглядных материалов, различного вида рекомендации.
Родители в домашних условиях, совместно с детьми, изготовили веер (большой и маленький). Затем в ходе эксперимента выявили, от какого веера ветерок (движение воздуха) сильнее.
Родители воспитанников активно участвовали и в создании лэпбука «Воздух – наш невидимый друг!», не только приносили наглядно – иллюстрированный материал, но и помогали при оформлении.
Так же родители оказали помощь при подборе материалов и оформлении лаборатории в группе.
Вся проводимая работа с родителями, значительно улучшила общение родителей с детьми. Возникло понимание значимости такого тесного контакта со своими детьми. Дети стали активнее вступать в диалог, проявлять интерес и делиться приобретённым опытом.
3 этап – заключительный
Во время заключительно этапа реализации проекта были проведены беседы с детьми группы, с целью выявления знаний о воздухе. В ходе которых, была обнаружена положительная динамика.
По окончании проектной деятельности были получены следующие результаты:
После проведения опытов, бесед, НОД, презентаций, посвященных изучению воздуха, у ребят сформировалось представление о понятии воздух, его некоторых свойствах. Опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
Родители получили знания по организации познавательно – исследовательской деятельности своих детей.
Провели презентацию проекта. Представили лэпбук «Воздух – наш невидимый друг».
Таким образом, реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. В процессе данной деятельности повысилась любознательность, речевая активность. У родителей повысилось желание помочь в оснащение экспериментального центра атрибутами, дидактическим материалом для дальнейшего знакомства с объектами неживой природы.