Боркова Анна Сергеевна
Проект по экспериментированию в средней группе «Осенние листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по экспериментированию в средней группе,
на тему:«Осенние листья».
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы детский сад № 70
Воспитатель группы «Репка»
Боркова Анна Сергеевна
г. Кострома
2020 г.
Актуальность темы:
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Публикация «Проект по экспериментированию в средней группе „Осенние листья“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экспериментирование в детском саду можно выделить отдельно, так как оно нацелено на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирует первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира. При организации образовательного процесса в детском саду экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Наиболее эффективный способ реализации задач детского экспериментирования - это организация проектной деятельности.
Через проект возможно показать на доступном для дошкольников уровне круговорот веществ в природе, дать представление о связи растений и почвы, о том как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания
Знакомя ребенка с природой и явлениями Родного края, мы создаем благоприятные условия развития детей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Участники проекта : воспитатель; дети средней группы, родители.
Вид проекта : Краткосрочный, исследовательский - творческий, групповой.
Сроки реализации: с 28.09.20 г по 09.10.20 г.
Проблема: Незнание детей названий листьев разных деревьев и их особенностях в осенний период года.
Цель проекта :
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Задачи:
Дать детям знания о листьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения, пользе для человека, животных, насекомых.
Научить детей пользоваться простейшими способами обследования листьев.
Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Разработка проекта :
Поставить вопрос.
Подобрать методическую литературу, иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
Составить перспективный план.
Сбор с детьми листьев для исследований.
Формы работы:
Индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Формы и методы реализации проекта :
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотезы;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Содержание проекта :
1. Познавательное развитие:
Беседы:
«Лист – часть растения»
«Почему лист желтеет?»
«Почему опадают листья».
2. Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Угадай лист по описанию».
«Найди листок, какой покажу».
«Такой листок, лети ко мне!».
«Найди листку свой дом».
«Найди, что неверно».
3. Художественно- эстетическое развитие:
Разучивание стихов и загадок о листьях.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Соберем букет».
Художественная мастерская:
Рассматривание репродукций картины «Золотая осень» В. Левитана;
Составление узора из осенних листьев;
Составление панно из осенних листьев;
Рисование с детьми «Золотая осень»;
Аппликация «Лист клена»(рваная);
Составление картины «Листопад» (путем оттиска на листе);
Рисование картины «Осень»(измельченными листьями).
Работа с родителями:
Сбор листьев для проведения опытов;
Сбор раскрасок на тему «Осенний букет»;
Выставка совместных с родителями работ «Осенняя фантазия».
Этапы реализации проекта :
Название этапа Мероприятия
Подготовительный Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления
Подбор опытов, заготовка материала и пособий для проведения опытов, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.
Составление плана проекта
Организационный Определение видов работ по проекту
Определение детских задач в рамках проектной деятельности
Основной Реализация всех видов работ по проекту
Итоговый Зарисовка проведенных опытов
Изготовление картин из осенних листьев
Презентация проекта
Предполагаемые результаты проекта :
Дальнейшее развитие познавательной деятельности, знакомство со свойствами листьев в осенний период. Использование схем- зарисовок для дальнейшей работы.
Использовать полученные знания и умения в художественном творчестве, развитие фантазии.
Повысить интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада.
Пополнить картотеку дидактических игр и пособий.
Создание условий для для формирования у детей естественно- научных представлений.
. Реализации проекта :
Октябрь
Тема
игр- экспериментирований Задачи
1 «Что нужно растениям?» Закрепить представление о состоянии растений осенью, выявить причины происходящих изменений.
2 «Почему лист желтеет?» Развивать умение выделять признаки золотой осени, что способствует изменению цвета листьев и опаданию.
3 «Назови правильно с какого дерева лист» Закрепить название деревьев, уметь правильно подбирать лист к дереву.
4 «Чем отличаются и чем похожи листья разных деревьев» Развивать умение видеть сходство и различие листьев, правильно называть их.
5 Опыт: «Сколько весит лист?» Выявить свойства листьев с дерева и высушенных листьев.
6 Опыт: «Где быстрее высохнет лист?» Выявить, что лист засушенный на свету высыхает быстрее, но меняет свою форму.
7 Опыт: «Что будет, если замочить сухой лист в воде?» Дать представление, что сухой лист может стать тяжелым.
8 «Как можно рисовать сухими листьями?» Познакомить со способом изготовления материала для рисования (измельчение сухих листьев).
Эффективность реализации проекта :
1. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
дети узнали много интересного о листьях, их пользе для природы, о значении листьев для жизни растений, и пришли к выводу, листья являются важной частью растений и приносят пользу человеку и животным. Одним из видов педагогических результатов была фиксация детских открытий, творческой активности, формирование познавательных действий.
2. Родители воспитанников приняли участие в предложенных мероприятиях:
сбор листьев, подготовка материала для проведения опытов и наблюдений.
изготовление совместных работ на тему «Осенняя фантазия».
3. Были созданы:
новые пособия для дидактических игр
гербарий из осенних листьев.
панно из осенних листьев.
По окончании проекта повысился уровень знаний детей о листьях, о явлениях и закономерностях осенней природы.
Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о
природе, повышению у них познавательного интереса.