Тамара Путимцева
Проект по экспериментированию в ДОУ «Нескучная лаборатория»
▼ Скачать +Заказ
Проект по экспериментированию в ДОУ «Нескучная лаборатория»
Паспорт проекта :
1. Вид проекта : долгосрочный (2020-2021,2021-2022).
2. Участники проекта.
3. Актуальность.
4. Цель и задачи проекта.
5. Этапы работы над проектом :
- вводный,
- основной,
- заключительный.
6. Прогнозируемые результаты.
7. Список используемой литературы.
Краткая аннотация
Публикация «Проект по экспериментированию в ДОУ „Нескучная лаборатория“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Участники проекта :
Дети средней и старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Дети – приpодные исследователи окружающего мира. Мир открывается детям через опыт их личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому дети познают мир, в который пришли. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Цель проекта :
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
Образовательные: - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале).
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. Развивающие: - развивать у детей познавательные способности; - развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. - развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать;
Воспитательные: - содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников; - воспитывать бережное отношение к природе.
- привлекать родителей к совместной работе по экспериментированию.
Создание условий для экспериментальной деятельности детей :
- формирование опытно-экспериментального уголка;
- наполнение уголка оборудованием. - создание мультимедийной библиотеки, совместно с родителями, по опытно- экспериментальной деятельности детей.
Срок реализации проекта- 2 года
Этапы работы над проектом :
1. вводный (сентябрь- ноябрь 2020 г).;
2. основной декабрь 2020 г. - февраль 2021г. ;
3. заключительный март- май 2022г.
1 этап – подбор литературы, методических материалов, интернет ресурсов.
2 этап – работу по экспериментированию мы начинали по принципу от простого к сложному: дети среднего возраста выполняли простейшие опыты с водой, песком, проводили наблюдения, беседы; с детьми старшего возраста начали проводить эксперименты большей сложности : просмотр видео слайдов и проведение опытов самостоятельно (статическое электричество).
3 этап – результатом проектной деятельности первого года стало открытое занятие «Чудо - чудное вода». Сейчас мы находимся на втором году экспериментальной деятельности и опыты стали еще более сложными, для их проведения мы пополнили экспериментальный уголок необходимым оборудованием, совместно с родителями сформировали познавательные видеоролики для дошколят по темам: «статическое электричество». Мы участвуем в разных конкурсах по познавательно-исследовательской деятельности разного уровня. Планируем создать картотеку опытов «Нескучная лаборатория».
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей представления об объектах окружающего мира. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности, способности анализировать, желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Воспитание бережного отношения к природе.
Перспективный план работы с детьми среднего возраста (4-5 лет).
Месяц Занятия Цель Деятельность
Сентябрь Организация экспериментальной деятельности : изучение методической литературы, планирование экспериментальной деятельности, подбор оборудования и материала для оснащения экспериментального уголка. Консультация с родителями: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности».
Октябрь Свойства песка Знакомить детей со свойствами песка, песок-это множество песчинок. Рисуем в песочной ванне, рассматриваем песок через лупу. Песчаный город.
Ноябрь Воздух Знакомить детей со свойствами воздуха Наблюдение вращения вертушки, движение кораблика.
Декабрь Свойства воды. Расширять знания детей о воде и ее свойствах (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса) Эксперименты с водой.
Работа с родителями:
Круглый стол «Игра или экспериментирование».
Январь Свойства снега и льда Знакомить детей с тремя состояниями воды. Опыты с водой на улице. Цветные бусы.
Февраль Бумага – наша помощница.
Познакомить детей со свойствами бумаги (мнется, рвется, режется) Опыты с бумагой.
Март Посадка лука. Знакомить детей со способами посадки лука (почва, опилки) Посадить лук в тени и на солнце.
Апрель Солнце, воздух и вода. Расширять знания детей о значении воды, воздуха и солнечного света для роста растений. Огород на окне, уход за растениями.
Работа с родителями: Перспективы совместной деятельности по экспериментированию на 2021-2022 уч. год.
Май Итоговое занятие: «Чудо- чудное вода». Воспитание у детей бережного отношения к воде. Проведение опытов с водой.
Перспективный план работы с детьми старшего возраста (5 – 6 лет)
Месяц Занятия Цель
Деятельность
Сентябрь Пополнение экспериментального уголка необходимым оборудованием.
Наша Планета «Глобус». Знакомство детей с макетом Земли, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озера). Оформление, совместно с родителями, плаката для детей «Вода источник жизни».
Оформление памятки для родителей: «Опыты в домашних условиях».
Октябрь Знакомство детей со статическим электричеством. Создание видеороликов совместно с родителями. Познакомить детей со статическим электричеством. Опыты с использованием трения.
Мастер класс для воспитателей: «Вулкан своими руками».
Ноябрь Вулканы. Познакомить детей с явлением природы- вулкан. Просмотр файлов по экспериментированию в домашних условиях : «вулкан своими руками», файлов мультимедийной библиотеки.
Декабрь «Волшебница соль» Познакомить детей со свойствами и назначением соли.
Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая, йодированная. Опыты: «тонет – не тонет»,
«соль и лед», «соль и снег».
Работа с родителями: оформление фотоальбома «Наши эксперименты»
Январь Снег и лед – тоже вода. Закрепить и расширить знания детей о трех состояниях воды: твердое, жидкое, газообразное. Показать зависимость состояния воды от температуры. Превращение воды в лед на улице, таяние льда и снега в группе.
Февраль Удивительные свойства магнита.
Познакомить детей со свойствами магнита: понятие притяжение, магнитное поле Занимательные опыты с магнитом.
Март Занимательные эксперименты из жизни растений.
Расширить знания детей об условиях роста растений. Проращивание семян в яичной скорлупе
Апрель Свет и тень. Помочь детям понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета. Эксперименты : с зеркалом: «Солнечный зайчик», «Солнечные часы»
Май Наши результаты по экспериментированию. Презентация проекта по экспериментированию. Работа с родителями, воспитателями, детьми: итоговый просмотр мультимедийной библиотеки «Нескучная лаборатория»
Список литературы:
1. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева - СПб; Детство-Пресс, 2015 г.
2. Мурадова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Мурадова. – СПб: Детство-Пресс, 2015 г.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015 г.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015 г.
5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015 г.
6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования / Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015 г.