Береснева Анастасия
Проект по экспериментальной деятельности «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Береснева Анастасия Александровна
г. Красноярск МБДОУ № 308
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Вид проекта: групповой
Период действия проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Если люди научатся проводить наблюдения и опыты,
то они приобретут способность сами ставить вопросы
и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками, с использованием детского экспериментирования с водой, воздухом и природными материалами.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивает познавательную деятельность детей. А самое главное - ребенок получает экологическое образование.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.
Цель: Формирование представлений о свойствах природных материалов и ресурсах, через опытно - исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию того, что нас окружает.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;
• систематизировать научно - исследовательскую базу;
• провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно - исследовательской деятельностью;
• разработать план мероприятий по детскому экспериментированию;
• создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Задачи, поставленные перед педагогом и детьми, во время совместной деятельности:
a) формировать представления о природных явлениях, ресурсах, их состоянии;
b) развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности;
c) развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
d) развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;
e) развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края, города;
f) осваивать навыки экологически грамотного поведения в природе, экономного использования природных ресурсов.
Основные принципы реализации:
создание предметно - развивающей среды;
"вхождение в игру" - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями;
партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.
При планировании игр - экспериментов следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.
Ожидаемые результаты:
у детей сформируются начальные представления о воде, воздухе, тепле, как об источниках жизни живых организмов;
дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе;
у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно - следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научится фиксировать наблюдения);
повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Алгоритм работы состоит из трех этапов.
Первый - подготовительный.
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели, мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. В беседе можно услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос "На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик) " В результате обсуждения вместе с детьми формулируются цели задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий : схема последовательности
этапов работы.
Второй - подготовительный.
Поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Экспериментальная часть начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонстрирует практические приемы выполнения опыта, оказывает дифференцированную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывают разные гипотезы. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти дома информацию в компьютере, провести опыт). Следующий шаг - решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории "Юные исследователи". В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты.
Работа в исследовательском центре строится на методических и дидактических материалах : это картотека проблемных ситуаций, опытов, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.
Приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования то, что пригодится в эксперименте.
Способы мотивации детей к деятельности:
- создание игровой проблемной ситуации;
- сюрпризные моменты;
- проблемные вопросы
- обращение к опыту детей;
- использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно.
Третий - заключительный.
Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможных неудач, и главное, сформулировать общий вывод по эксперименту.
Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности "Может ли вода изменять форму?" были опровергнуты две гипотезы : "Вода не может изменить форму" и "Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет". Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы : "Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой". Дети выясняют для себя, что без воды, воздуха и тепла не будет жизни на земле.
В ходе бесед дети могут выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: "Что мы делали? Что мы получили? Почему?".
Реализованные мероприятия в рамках экспериментальной деятельности.
Виды деятельности Взаимодействие с педагогом в разных видах деятельности Взаимодействие со сверстниками Работа с родителями
Коммуникативная Беседы : о воде, солнце, воздухе, природных ресурсах, их роль в жизни человека, животных и растений.
Чтение: художественной и познавательной литературы, отгадывание загадок, разучивание стихов, прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций, альбомов, обсуждение. Анкетирование родителей "Экспериментируем вместе с ребенком"
Продуктивная Рисование: обитатели морей и океанов, где живет вода, ходит капелька по кругу, солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Рисование : аквариум, капелька, воздушные шарики. Оформление экологической газеты : Предметы неживой природы, картотека опытов
Игровая Дидактические игры: хорошо - плохо, тонет - не тонет, разрезные картинки и т. д. Сюжетно - ролевые игры : спасатели, водолазы, пароход.
Познавательно- исследовательская Опыты : Помощница вода, вода жидкость, есть ли форма, запах, цвет. Игры забавы с водой. Экспериментируем вместе с ребенком дома
Двигательная Игра - массаж, Дыхательная гимнастика, речедвигательное упражнение Игра "Море волнуется" Совместные игры