Людмила Клычкова
Проект по экологии «Чем важна кора?»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги, но и родители. Данный материал может быть адаптирован для работы в других возрастных группах и пригодится воспитателям всех групп ДОУ. Вид проекта : познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта : долгосрочный. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Экологическое», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Публикация «Проект по экологии „Чем важна кора?“» размещена в разделах
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие.
3. Разучивание с детьми пословиц и поговорок о деревьях. 4. Организация наблюдений за деревьями в разное время года.
Образовательная область "Речевое развитие". Цель: Расширять словарь детей по теме; развивать диалогическую и связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Чтение художественная литературы. Цель: Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. 1. С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», 2. С. Воронин «Моя береза», «Под кустом». 3. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый». 4. К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево». 5. К. Паустовский «Рассказы о природе»
История берестяного промысла. Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность. Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты. По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.
Технология изготовления.
Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д. Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда. Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки, мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.