Васильева Марина Анатольевна
Проект по трудовому воспитанию с детьми раннего возраста «Я сам»
▼ Скачать
Дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду.
В. А. Сухомлинский
Информационная карта проекта
Вид, тип проекта : долгосрочный, познавательно – игровой, творческий.
(Срок реализации с 1.09 2021г-31.052022 г.)
Участники проекта : дети раннего возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Актуальность проекта
Публикация «Проект по трудовому воспитанию с детьми раннего возраста „Я сам“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд - высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.
Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Современное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность.
В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Цель: Формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.
Задачи:
учить самостоятельно, ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
продолжать учить сохранять порядок в помещении,
приучать детей к уличному труду : убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.
учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
Ежедневные совместные действия взрослого и детей помогут сформировать привычку у детей раннего возраста к трудовым действиям?
Виды труда дошкольников :
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
• Труд в природе
• Ручной труд
Формы организации труда :
• Поручения
• Дежурства
• Коллективный труд (общий, совместный).
Формы работы с детьми :
Беседы, наблюдения, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр, организация посильного труда.
Ожидаемый результат:
Дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение своего труда, заботятся о своевременном завершении совместного задания. Соблюдают порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Знают профессии близких людей, положительно относятся к труду взрослых.
Повышение родительской культуры в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнение оборудования и инвентаря по трудовому воспитанию.
Срок реализации проекта
Октябрь-май
Проект реализуется во вторник во второй половине дня, а также в течение всего дня.
Вид проекта долгосрочный : на 2021- 2022 учебный год.
Тип проекта долгосрочный, познавательно – игровой, творческий.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подготовительный этап:
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление перспективного планирования основного этапа проекта.
Основной этап
Проведение мероприятий
Заключительный этап
Проведение НОД «Посадка лука»
Показ презентации «Я сам»
Перспективное планирование работы с детьми
Срок Работа с детьми Цель Работа с родителями
Октябрь
1 неделя Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»
Протирание пыли в игровых уголках.
Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы.
Поддерживать желание детей принимать участие в труде с взрослыми.
Как приучить ребёнка быть аккуратным» (папка-передвижка).
2 неделя
Самообслуживание в процессе умывания
Чтение художественной литературы.
К. Чуковский «Федорино горе»; Закреплять навыки умывания, пользования личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду, воспитывать культуру общения.
Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.
3 неделя Совместный труд по уборке участка
Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.
4 неделя 1. Беседа «Всему свое место»
2. Сюжетно-ролевая игра
«Мы пришли в гости»
Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, Воспитывать желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Ноябрь
1 неделя Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем» Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.
Памятка для родителей «Внешний вид малышей».
2 неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.
3 неделя «Что мы знаем о профессиях».
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий
4 неделя Мытье игрушек.
Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.
Декабрь
1 неделя Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»
Довести до сознания детей важность работы прачки; воспитывать уважение к труду других людей.
Благоустройство территории «Марафон добра»
сооружение зимних построек
на участке
2 неделя Игры со строительным материалом «Мы строители» Развивать конструктивные навыки, используя в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.
3 неделя Полив комнатных растений. Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.
4 неделя «Дежурство» Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.
Январь
1 неделя Беседа: Знакомство с трудом медицинской сестры. Рассматривание картин по теме. Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.
Изготовления кормушек.
Памятка для родителей «Внешний вид малышей».
2 неделя Беседа «Кем работают твои родители»
Упражнение «Расставим стулья» Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.
3 неделя «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) Выполнять добросовестно поручения.
Февраль
1 неделя Рассматривание иллюстраций,
Беседа «Чей папа водит машину», «Что есть у машины» Формировать представление детей о профессии «Шофер» : водит машины и автобусы, перевозит людей и грузы.
Консультация
«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».
2 неделя «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) Выполнять добросовестно поручения.
3 неделя Чтение художественной литературы
Э. Мошковская «Кондитер» Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией - парикмахер.
Март
1 Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.
Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.
2 Дидактическое упражнение: «Покажем зайчику, как нужно раскладывать ложки», «Покажем как мы убираем игрушки». Закреплять умение ставить на стол салфетки и хлебницу. Учить раскладывать ложки к обеду.
3 Беседа «Зачем нам нужны врачи». Рассматривание иллюстраций, предметов Рассказ воспитателя.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Дать представление о труде врача (лечит, выписывает лекарства, дает витамины, ставит уколы, измеряет рост и вес, осматривает).
4 Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что растет на грядках».
Закреплять знания о различии лиственных и хвойных деревьев. Показать первые весенние цветы и траву, уточнять их строение. Учить любоваться ими но не рвать.
Апрель
1 Игровая ситуация: «Поучим зайчишку застегивать пуговицы». Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать гольфы, носки, начиная с носка.
2 Беседа: «Как мы правильно моем лицо и руки», «Зачем мы умываемся перед едой?
Закреплять умение засучивать рукава перед умыванием, самостоятельно мыть руки мылом, учить мыть лицо не разбрызгивая воду.
3 Беседа: «Мы вежливые дети».
Дидактическое упражнение: «Учим мишку обращаться с просьбой»
Способствовать формированию привычки спокойно вести себя в помещении и на улице. Закреплять словесные формы вежливого обращения с просьбой к детям и взрослым.
4 Уход за комнатными растениями (поливать, рыхлить, вытирать). Учить ухаживать за комнатными растениями
Май
1 Трудовые поручения :
сбор мусора на участке детского сада. Цель: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться, любовь к чистоте и порядку.
Анкетирование родителей по теме:
«Чему научился Ваш ребёнок?»
2 Трудовые поручения :
собирать игрушки перед уходом с прогулки. Цель: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневному труду, желание принимать в нем участие.
3 Посадка цветов в клумбу. Цель: Научить способу выращивания рассады семенами
Развивать экологическое мышление в процессе проведения занятия
Воспитывать ответственность за посаженные растения, желание
4 НОД по трудовому воспитанию
«Олины помощники».
Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатам.