Олеся Коцубенко
Проект по теме «Знакомство с русской народной игрушкой» для детей группы раннего возраста 1,5–2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проекта : В современном мире утрата веры в идеалы привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания. Поэтому сегодня все больше внимания в процессе воспитания подрастающего поколения уделяется народному творчеству, изделиям традиционных народных промыслов, декоративно-прикладному искусству, к которым относится и народная игрушка. Народная игрушка имеет свои особенности, являясь рукотворным произведением мастера-игрушечника, отличающимся условностью и обобщенностью, выразительностью, динамичностью и декоративностью. Именно народная игрушка как особый вид народного искусства предназначена для слухового и зрительного восприятия, украшения быта и игр. Мастер-игрушечник являлся историком своего времени и делал игрушки похожими на окружающий мир ребенка. В этом смысле народная игрушка и является первым учителем и осведомителем ребенка.
Публикация «Проект по теме „Знакомство с русской народной игрушкой“ для детей группы раннего возраста 1,5–2 лет» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Игрушки
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В процессе восприятия народной игрушки у ребенка происходит формирование умственных, физических и нравственных качеств, так как все образы народной игрушки решены творчески. Игрушка становится могучим средством, с помощью которого он эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление. Именно народная игрушка не только способна стимулировать ребенка к творчеству, прикладному в частности, но и позволяет домыслить и довообразить то, что недоделано в обобщенной форме игрушки. При этом в случае дополнения и доделывания игрушки, творчество ребенка будет являться прикладным, так как, создавая себе игрушку по народным мотивам, ребенок может изменять, дополнять, вносить в образ собственные ассоциации. Кроме того, народная игрушка, как никакая другая, способна будить фантазию и воображение детей. Потому что народная игрушка способна заставить ребенка не просто действовать, но действовать и творить одновременно.
Наличие игрового аспекта в народной игрушке обеспечивает передачу духовного богатства человечества от взрослых к детям. Поэтому через игровые действия и роли с разнообразными типами народных игрушек происходит ознакомление детей с особенностями жизни и быта этноса.
Цель проекта : знакомство детей с русским народным творчеством на примере народных игрушек.
Задачи проекта :
Образовательные: обогащать и расширять знания воспитанников о русском народном творчестве через народные игрушки (матрешка, Петрушка, Ванька-Встанька, свистулька, деревянная лошадка, погремушка, волчок).
Развивающие: развивать мелкую моторику и внимание в играх с народными игрушками; обогащать активный и пассивный словарь; способствовать развитию речи.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Тип проекта : информационный (практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).
Состав участников проекта : воспитанники группы раннего возраста, воспитатели, семьи воспитанников.
Продукт проекта : выставка «Русская народная игрушка» (организованная совместными усилиями детей и их родителей).
Проблемная ситуация: Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Предполагаемый результат:
• для воспитанников – сформированы первоначальные знания о народной игрушке (матрёшке, Петрушке, Ваньке-Встаньке, свистульке, деревянной лошадке, погремушке, волчке, ее особенностях; развито умение играть с игрушкой, бережное отношение к ней; знакомы с фольклорным материалом по теме.
• для родителей – повысился интерес к народным игрушкам и совместным играм с детьми; заинтересованы через игровые действия и роли с разнообразными типами народных игрушек знакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
• для педагогов – изготовили пособия и игры по теме; создали условия для игровой деятельности в группе; организовали выставку «Русская народная игрушка».
Материально-техническое обеспечение проекта :
• техническое (ноутбук, флеш-накопитель с музыкальными записями по теме);
• методическое (наглядные пособия, д/и, альбом «Русская народная игрушка», тематическая подборка детских произведений, выставка «Русская народная игрушка»; дидактический материал: раскраски по теме, коллекция русских народных игрушек).
Этапы реализации проекта «Знакомство с народной игрушкой»
Этапы проекта (срок реализации)/Деятельность педагога
Подготовительный (12.02-16.02)/Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта.
Пополнение предметно-развивающей среды.
Подбор консультаций для родителей по теме проекта.
Основной (19.02-01.03)/Ознакомление детей с русской народной игрушкой (беседы, игры-забавы).
Проведение тематических игр-занятий.
Чтение художественной литературы.
Прослушивание музыкальных произведений.
Заключительный (04.03-07.03)/Организация выставки «Русская народная игрушка» (работа с родителями).
Выставка «Русская народная игрушка».
Перспективный план работы с детьми группы раннего возраста по проекту «Знакомство с народной игрушкой»
Период/Тема ООД «Народная игрушка»
3 неделя (19.02-23.02)
понедельник: Развитие речи: игра-занятие «Игрушки».
Художественно-эстетическое развитие (рисование) : «Раскрась игрушку» (восковые мелки).
Развитие движений: подвижные игры «Веселая пляска», «Выпал беленький снежок».
вторник: Познавательное развитие (предметное окружение) : игра-забава «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой», дидактическая игра «Собери матрешку».
Приобщение к художественной литературе: Ю. Володина «Матрешки».
Музыкальная деятельность: русский народный танец «Хоровод» (разучивание основного движения – ходьба по кругу).
среда: Познавательное развитие (предметное окружение) : беседа «Знакомство с русской народной игрушкой - Ванькой-Встанькой», дидактическая игра (пазл) «Собери неваляшку».
Приобщение к художественной литературе: С. Я. Маршак «Ванька-Встанька».
Развитие движений: подвижные игры «Веселая пляска», «Выпал беленький снежок».
четверг: Развитие речи: игра-занятие «Погремушка – музыкальная игрушка».
Художественно-эстетическое развитие (рисование) : «Моя погремушка» (восковые мелки).
Музыкальная деятельность: музыкальная игра «Волшебный мешочек. Погремушка».
пятница: Познавательное развитие (предметное окружение) : игра-забава «Знакомство с русской народной игрушкой – Петрушкой», дидактическая игра «Одень Петрушку».
Приобщение к художественной литературе: Н. Прокуророва «Веселый Петрушка».
Развитие движений: подвижные игры «Веселая пляска», «Выпал беленький снежок».
4 неделя (26.02-01.03)
понедельник: Развитие речи: игра-занятие «Петрушка – веселая игрушка».
Художественно-эстетическое развитие (рисование) : «Нарядный костюм для Петрушки» (гуашь, пальчиком).
Развитие движений: подвижные игры «Зимняя пляска», «Тихо-тихо мы сидим».
вторник: Познавательное развитие (предметное окружение) : беседа «Знакомство с русской народной игрушкой – волчком (юлой)», дидактическая игра «Найди юлу».
Приобщение к художественной литературе: О. Шалимова «Юла».
Музыкальная деятельность: прослушивание музыкального произведения Л. Раздобариной «Юла».
среда: Познавательное развитие (предметное окружение) : игра-забава «Знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой», дидактическая игра (пазл) «Собери свистульку».
Приобщение к художественной литературе: Т. Рыжова «Свистулька».
Развитие движений: подвижные игры «Зимняя пляска», «Тихо-тихо мы сидим».
четверг: Развитие речи: игра-занятие «Игрушка-свистулька».
Художественно-эстетическое развитие (рисование) : «Птичка-свистулька» (гуашь, пальчиком).
Музыкальная деятельность: музыкальная игра «Волшебный мешочек. Свистулька».
пятница: Познавательное развитие (предметное окружение) : беседа «Знакомство с русской народной игрушкой – деревянная лошадка», дидактическая игра «Найди игрушку-лошадку».
Приобщение к художественной литературе: А. Кузнецова «Деревянная лошадка».
Развитие движений: подвижные игры «Зимняя пляска», «Тихо-тихо мы сидим».
Список литературы
1. Анисимова, Н. Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре [Текст] // Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. – С. 89 – 92.
2. Ахтян, А. Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой [Текст] //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. - № 2. – С. 88 – 91.
3. Блинова, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о народной игрушке [Текст]. – М. : Детская литература, 1987. – 189 с.
4. Гилева, И. В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – №3. – С. 6 – 8.
5. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С. 57 – 59.
6. Князева, О. Л. Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры [Текст] : учеб. - метод. пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2009. – 176 с.
7. Нудженко, Т. В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка раннего возраста [Текст] // Народное творчество. – 2013. - №8. – С. 25 – 31.
8. Усова, А. П. Устное народное творчество в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2012. – 117 с.
9. Ушакова, Н. В. Влияние народной игрушки на уверенность в себе ребенка раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] //Сборник конференций НИЦ. Социосфера. – 2013. - № 9. – С. 46 – 50.
10. Найбауэр, А. В., Куракина, О. В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет - 2-е изд., испр. и доп. – 2013.