Анна Самойлова
Проект «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.
Публикация «Проект „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.
Поэтому проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта : с 02.10.2023 – 31.10.2023.
Участники проекта : дети подготовительной группы № 15, родители, воспитатели.
Межпредметные связи: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта : формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.
Задачи для детей:
1. Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.
2. Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
3. Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
4. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.
5. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи для педагогов:
- Совершенствование профессионального уровня педагогов;
- Рост творческой активности педагогов;
- Развитие навыков планирования;
- Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи для родителей:
- Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском
учреждении и в семье;
- Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.
Методы проекта :
• Наглядные;
• Игровые;
• Словесные.
Формы организации проекта :
• познавательные занятия;
• чтение художественной литературы
• дидактические и словесные игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• подвижные игры;
• изготовление поделок.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
План по реализации проекта :
1 этап - организационный;
2 этап - практически;
3 этап - заключительный.
Этапы реализации проекта.
Этапы работы Сроки реализации Работа с детьми
1 этап.
Подготовительный 02.10.2023-06.10.2023 - Обдумывание идеи проекта.
- Сбор информации, материала для реализации идеи.
- Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
- Беседы о народных игрушках, истории возникновения.
- Помощь детям в поиске информации.
- Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества»).
- Подбор детской художественной литературы.
2 этап – практический.
09.10.2023-20.10.2023 1. Беседа с детьми «Что такое народная игрушка?».
2. НОД «Русская тряпичная кукла».
3. НОД «Русская народная игрушка».
4. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
5. Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка».
6. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.
7. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.
8. Игра детей на музыкальных инструментах «Русский оркестр».
9. НОД «Городецкая роспись». «Роспись разделочной доски»
10. НОД «Золотая Хохлома». «Роспись ложки»
11. НОД «Русская матрёшка». «Роспись матрёшек».
11. Ручной труд «Кукла-хороводница» (тряпичная кукла). Изготовление кукол детьми с родителями, по видео инструкции.
12. Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».
13. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества».
3 этап.
Заключительный 23.10.2023-31.10.2023 - Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фотовыставки и фотоколлажей по теме проекта.
- Пополнение экспонатами уголка «Русской старины»
- Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Ожидаемый результат:
1. Приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке.
2. Повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки).
3. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию.
4. Повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
5. Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.
Итог проекта :
По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах : Хохломе, Дымково, Гжели, Городец, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.
Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».
Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ. Силами родителей пополнен экспонатами уголок предметов русской старины группы.