Вера Шкурдода
Проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители:
Шкурдода Вера Сергеевна,
старший воспитатель ГБДОУ №114
Шлеменкова Анастасия Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ №114
Аргиропуло Наталья Константиновна,
воспитатель ГБДОУ №114
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель проекта : Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.
Публикация «Проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ „Здравствуй, детский сад!“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
2. Оказывать квалифицированную помощь родителям в период подготовки и привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.
3. Формировать у педагогов способность к активному социальному взаимодействию с родителями и поступающими в детский сад детьми
4. Обеспечить успешное проведение адаптационного периода с учётом индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка.
Срок реализации проекта : август—октябрь.
Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители (законные представители).
Возраст воспитанников : 1 - 3 года
Продукты проектной деятельности :
1. Модель единого информационного пространства «Детский сад – 7Я»;
2. Практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ;
3. Тренинг по профилактике конфликтных ситуаций в системе взаимодействия родители-педагог;
4. Стендовые рекомендации для родителей «Первые дни в детском садике»;
5. Виртуальная экскурсия по детскому саду;
6. Фонотека «Материнский фольклор»;
7. Стенгазета «Лайфхаки опытной мамы»;
8. Зона «Уголок уединения»;
9. Анкета для диагностики уровня ситуативной тревожности;
10. Анкета «Как прошла адаптация Вашего ребёнка к условиям ДОУ».
Ожидаемые результаты: Благоприятное прохождение адаптационного периода детьми раннего возраста. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Повышение уровня компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Степень применения проекта : возможность использования проекта в группах раннего и младшего дошкольного возраста различных ДОУ; возможность частичного использования элементов проекта во всех возрастных группах различных ДОУ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период адаптации ребенка к детскому саду является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для детей раннего возраста изменение привычных условий жизни, отрыв от матери – это стресс, на борьбу с которым они тратят свой адаптационный потенциал. В то же время самим родителям также необходимо освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в дошкольное учреждение. Родители, привыкшие, что их ребенок всегда рядом, испытывают эмоциональное напряжение, тревожность перед садом. Всё это сказывается на адаптации детей.
Анализ практики работы с родителями детей раннего возраста показывает, что основная группа родителей предъявляет определенные требования к условиям адаптации ребенка в ДОУ. Таким образом, в современных социально – ориентированных рыночных отношениях родители выступают в роли основного заказчика, поэтому все усилия детского сада должны быть нацелены на реализацию их потребностей. Мы выявили и объединили потребности современного родителя при поступлении ребенка в ДОУ.
Родительская активность и просвещенность стимулирует образовательные организации непрерывно совершенствоваться. Свой проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад» мы посчитали важным направить на организацию педагогического сопровождения воспитанников и их семей в период адаптации к условиям детского сада.
Новизна проекта, заключается, в первую очередь в способах взаимодействия с семьёй, которые мы использовали. С учётом современных реалий мы сделали акцент на дистанционную работу с родителями и разработали модель единого информационного пространства «Детский сад - 7я», которая позволяет удовлетворить 7 основных потребностей современных родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект был реализован в три этапа и включал в себя три направления работы: взаимодействие с педагогами, с родителями (законными представителями) воспитанников и с воспитанниками.
Планируя работу с педагогами, мы сочли необходимым провести практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ и тренинг по профилактике конфликтных ситуаций в системе взаимодействия родители-педагог. Такого рода мероприятия полезны не только для молодых специалистов, но и опытных педагогов, поскольку позволяют накапливать и обмениваться педагогическим опытом внутри коллектива.
На вышеуказанном практикуме мы предложили воспитателям конкретные варианты взаимодействия с детьми, направленные на снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации. Педагоги дополнили картотеки адаптационных игр с учётом полученной информации, обновили развивающую предметно-пространственную среду групп, включили в работу с детьми релаксационные техники.
Свою работу с семьями мы строили, отталкиваясь от потребностей современных родителей и с учётом текущей эпидемиологической обстановки. Поэтому большая часть взаимодействия с родителями происходила дистанционно, с использованием актуальных способов связи. Для этого мы разработали модель единого информационного пространства «Детский сад – 7Я».
Мы постарались охватить весь спектр запросов родителей и предоставить максимально подробную информацию об адаптации ребёнка, о режиме дня детского сада, о проводимых занятиях. Строя диалог с родителями, мы уделяли большое внимание обратной связи, что также позволило нам наладить доверительные отношения с семьями воспитанников. Все компоненты единого информационного пространства - это средства информационного взаимодействия с родителями. Каждый структурный компонент реализует одну из потребностей современного родителя при поступлении ребенка в детский сад.
Информационное пространство мы разрабатывали, исходя из семи перечисленных потребностей родителей, семи «Я – хочу». Первое и самое часто озвучиваемое родителями «я хочу» - это Я хочу быть здесь и сейчас. Родителям необходимо находиться на связи с детским садом и с педагогами в режиме нон-стоп, без перерыва. С учётом высокой заинтересованности родителей в онлайн общении, мы разработали систему поддержки в различных мессенджерах. Так, например, в популярной социальной сети Вконтакте педагоги систематически публикуют подборку фотографий из жизни детей в детском саду, дают рекомендации по актуальным темам.
Другой известный мессенджер – WhatsApp, используется воспитателями для оперативной связи с родителями (например, предупредить о болезни малыша, или отправить объявление о начале новой выставки детских работ). Для решения административных вопросов используется электронная почта детского сада. Это работа по приёму детей в детский сад (что было особенно актуально в период самоизоляции, оформление заявления на сохранение места и прочее. Сайт детского сада также является источником информации для родителей. В новостной ленте мы публикуем актуальные объявления, в разделе для родителей можно получить сведения о режиме работы детского сада, о группах, о медицинском обслуживании.
Но, конечно, перечисленных средств взаимодействия с родителями недостаточно. И мы переходим к следующей потребности – общению face to face, то есть, лицом к лицу. Для реализации данной потребности мы создали виртуальный Семейный клуб - своего рода семейные гостиные, где в дружелюбной и неформальной обстановке педагог рассказывает о проблемах адаптации. Конференцию мы строили по такому сценарию: Организационный момент – сбор участников конференции, проверка оборудования и подключения звука, затем Выступление педагога по теме встречи, Фотоотчёт в формате слайд-шоу и Дискуссия.
Еженедельный план встреч состоял из четырех тем:
- Особенности адаптации у детей раннего возраста;
- Режим дня детского сада;
- Игры и игрушки с 1 года до 3 лет;
- Итоги адаптации. Первый сентябрь в детском саду.
Также мы подключали к конференции и других сотрудников детского сада, например, врача, чтобы у родителей была возможность задать интересующие их вопросы конкретному специалисту.
Для того, чтобы снять излишнюю тревожность родителей, воспитатели еженедельно подготавливали небольшую подборку с фотографиями малышей. Такой фотоотчёт мы демонстрировали на встречах Семейного клуба, что, во-первых, позволило нам наладить доверительные отношения с семьями воспитанников, а во-вторых, благотворно сказалось на посещаемости родителями конференций. Фотоотчёты мы подготавливали в формате слайд-шоу в приложение ИнШот. Приложение удобно тем, что устанавливается на телефон, и педагоги имеют возможность сразу обработать фотографии, наложить музыку и создать фото или видеоряд.
Дополнительно к слайд-шоу мы решили заснять короткие 30 секундные видео с различными режимными моментами - утренней гимнастикой, приёмом пищи, подготовкой ко сну, проведением прогулки и так далее. Такая визуализация режима дня позволила нам окончательно избавиться от тревожности родителей, а также наглядно разъяснить процесс организации малышей в детском саду.
Для того, чтобы облегчить процесс привыкания малышей ко сну, мы предложили родителям помочь нам в формировании фонотеки, то есть сборника аудиозаписей, которые с рождения звучат в доме малыша в процессе подготовки ко сну. Кто-то из ребят засыпает под материнскую колыбельную, кто-то – под мелодичное звучание классической музыки. Знакомые колыбельные, которые воспитатели включают малышам в тихий час, помогают ребёнку раннего возраста легче преодолеть сложный период адаптации ко сну в детском учреждении. Результатом совместной работы с родителями стала фонотека «Материнский фольклор».
Также мы предложили родителям поделиться с нами различными идеями и необычными воспитательными приёмами, которыми они пользуются дома. Советы родителей мы собрали в стенгазету «Лайфхаки опытной мамы». Такая форма взаимодействия с семьей в период адаптации направлена, в том числе, и на сплочение коллектива родителей, которые тоже проходят своего рода адаптацию к условиям детского сада.
Ещё одна интересная разработка, направленная на удовлетворение потребности «Я хочу знать всё про детский сад», - это виртуальная экскурсия по детскому саду. В современных реалиях, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, такой вариант экскурсии находится, на наш взгляд, на пике актуальности.
Таким образом, сформировав единое информационное пространство «Детский сад – 7Я» мы смогли реализовать семь заявленных потребностей современных родителей при поступлении в детский сад.
Подробный план работы по проекту представлен ниже :
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Дата проведения Взаимодействие между педагогами Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Взаимодействие с воспитанниками
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
15.08.2020-04.09.2020 1. Консультирование с практическими рекомендациями по использованию игр и игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
Ответственный: старший воспитатель
2. Практикум по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
Ответственный: старший воспитатель
3. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группах.
Ответственный: воспитатели группы 1. Помещение информации в родительский уголок (стендовые консультации об особенностях адаптации)*;
Ответственный: воспитатели группы
2. Анкетирование родителей на тему : «УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ»;
Ответственный: старший воспитатель
3. Памятка для родителей на сайте ДОУ «Виртуальная экскурсия по детскому саду».
Ответственный: старший воспитатель
4. Первое заседание «Семейного клуба» по теме «Особенности адаптации у детей раннего возраста»
Ответственный: воспитатели группы
1. Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками.
2. Обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.
Ответственный: воспитатели группы
ОСНОВНОЙ ЭТАП
07.09.2020-23.10.2020
1. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
Ответственный: старший воспитатель
2. Ежедневное ведение листов адаптации;
Ответственный: воспитатели группы
3. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
Ответственный: старший воспитатель
4. Тренинг по профилактике конфликтных ситуаций в системе взаимодействия родители-педагог.
Ответственный: старший воспитатель
1. Еженедельные заседания семейного клуба по темам:
- Режим дня детского сада;
- Игры и игрушки с 1 года до 3 лет;
- Итоги адаптации. Первый сентябрь в детском саду.
Ответственный: воспитатели группы
2. Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах;
Ответственный: воспитатели группы
3. Создание фонотеки «Материнский фольклор»*;
Ответственный: старший воспитатель
4. Оформление стенгазеты «Лайфхаки опытной мамы»*;
Ответственный: старший воспитатель
1. Обучение предметным действиям;
2. Проведение адаптационных игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации (пальчиковые игры, экспериментирование, игры-потешки)*;
3. Создание и введение в РППС атрибутов для проведения игр («коробочка примирения», «уголок уединения»).
4. Использование методики «Любимая игрушка» для стабилизации эмоционального состояния детей.
5. Применение техник релаксации (музыкотерапия, элементы телесной терапии, су-джок терапия, песочная терапия).
Ответственный: воспитатели группы
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
23.10.2020-30.10.2020 1. Диагностика уровня адаптированности к детскому саду детей раннего возраста;
Ответственный: воспитатели группы
2. Тематический контроль «Адаптация детей раннего возраста условиям детского сада»;
Ответственный: старший воспитатель
3. Презентация опыта ДОУ на районном семинаре «Сопровождение воспитанников и их семей в период адаптации к условиям ДОУ».
Ответственный: старший воспитатель
1. Оформление слайд-шоу «Мы в детском саду»;
Ответственный: воспитатели группы
2. Анкетирование родителей на тему : «Как прошла адаптация Вашего ребёнка к детскому саду?»
Ответственный: старший воспитатель
1. Проведение игрового досуга «Дружные ребята».
Ответственный: воспитатели групп
По итогам адаптации, можем с уверенностью сказать, что в результате целенаправленной и систематической работы по данному направлению задачи проекта были полностью выполнены, поставленная цель – достигнута, а сам проект по сопровождению воспитанников и родителей в период адаптации к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» апробирован и успешно включен в работу учреждения.
Материалы проекта были представлены 27 октября 2020 года на районном семинаре «Сопровождение воспитанников и их семей в период адаптации к условиям ДОУ».