Наталья Кабанова
Проект по социально-коммуникативному развитию «Стань природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Публикация «Проект по социально-коммуникативному развитию „Стань природе другом“» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Эта работа должна начинаться с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не могут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, жить этим творением, любить их, общаться с ними, бережно относиться к ним.
Участники проекта.
Дети старшей группы, воспитатели, родители, педагоги МКДОУ.
Руководители проекта.
Заместитель заведующего, воспитатели.
Вид проекта.
Долгосрочный
Цель: формирование элементарной экологической культуры.
Задачи:
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;
воспитание заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
воспитание нравственных качеств личности, эстетических и патриотических чувств;
установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса
1. Последовательное распределение программного материала с учетом возрастающей детской компетентности.
2. Интеграция образовательных областей.
3. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций.
4. Рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки).
5. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
Этапы проекта.
1. подготовительный – постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2. исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3. обобщающий – обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Формы и методы экологической работы с детьми:
НОД по формированию элементарных экологических представлений (тематические, интегрированные, комплексные, комбинированные);
экологические экскурсии;
панорама «Добрых дел»;
уроки доброты;
составление экологических карт;
коллекционирование;
ведение календарей природы;
экологические выставки;
праздники;
игры и игры-путешествия;
экологические акции и аукционы;
чтение и сочинение экологических сказок;
викторины, конкурсы детских рисунков «Природа глазами детей».
Эколого-развивающая среда группы и детского сада.
В детском саду создана развивающая среда, обеспечивающая разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, социальное.
Экспериментальные уголки с мини-лабораториями;
Игровые площадки, навесы, веранды, беседки;
Сад плодовых растений;
Цветники, экспериментальные грядки;
Огород на окне;
Уголок леса (еловый);
Птичья столовая;
Поляна загадок;
Автогородок;
Экологическая тропа на участке детского сада;
Методические пособия ;
Библиотека.
Пропаганда экологических знаний среди родителей.
Методика организации работы с родителями включает:
1. Создание условий для организации работы с семьей:
составление перспективного плана работы с родителями;
определение целей и задач;
обеспечение специальной литературой;
изучение наглядной пропаганды по теме;
разработка конспектов, сценариев, совместных взаимодействий в свете новых подходов в работе с семьей;
подбор текстов, составление анкет и памяток для родителей.
2. Организация практической работы с родителями:
родительские собрания;
анкетирование;
индивидуальные беседы;
проведение лекций, бесед, консультаций;
выпуск тематических папок-передвижек, памяток, экологических стендов и мини-газет;
проведение вечеров-встреч с родителями в экологической гостиной;
проведение совместных экологических праздников.
3. Организация и экологизация развивающей предметной среды:
оборудование экологических функциональных зон группы: обучения, коллекций, релаксации, библиотеки;
создание лаборатории (приобретение с помощью родителей оборудования для проведения опытов);
организация живого уголка (огород на окне, уголок хорошего настроения, календарь добрых дел, изготовление декораций для проведения праздников, изготовление экологических игр и альбомов).
ПОДПРОЕКТ №1
«ВЕСНА–КРАСНА»
Формы работы с детьми.
НОД по формированию элементарных экологических представлений:
Как прекрасен этот мир;
В гостях у Лесовичка (животные, занесенные в красную книгу);
Бал весенних красок;
Наши зеленые друзья;
Из почки появились зеленые листочки.
Экологические развлечения:
Игра-путешествие «По лесным опушкам»;
Экологический брейн-ринг «Сбережем все живое!»;
Досуг «Мы весну провожаем».
Труд:
«Экологический десант»: уборка участка группы, экологической тропы детского сада, клумб, огорода, посадка семян и рассады цветов на клумбе, создание «Огорода на окне».
Индивидуальные беседы:
«Почему радуются и грустят растения, бабочки, птицы?»;
«Благодарит и сердится природа».
Беседы (с группой):
Витамины с грядки;
Когда съедобное ядовито;
Лесная аптека на службе у человека;
Растения в нашем уголке природы.
Развитие речи:
Составление рассказов по своим рисункам «Весна идет!»;
Творческое рассказывание по темам: «Весенние приключения ручейка», «Лесные новости» (животные весной).
Тематические прогулки:
Прогулка с элементами экспериментирования «Первое дыхание весны»;
Экскурсия по экологической тропе детского сада «Протяни природе руку дружбы»;
Прогулка–событие «С днем рождения, Земля!»;
Прогулка–развлечение «Жители Цветочного города в гостях у ребят»;
Продуктивная деятельность.
Рисование:
Наши друзья – лекарственные растения;
Мой цветущий детский сад;
Рисование экологических знаков;
Конкурс рисунков на асфальте «Что красивее всего».
Аппликация:
Аппликация на бумажных тарелках «Цветущее дерево»;
Панно «Весна»;
Первые подснежники.
Ручной труд:
Одуванчики из вискозных салфеток «Солнышко на ножках»;
Каждой девчонке, каждому мальчишке – по весенней птичке;
Веснянка – кукла из цветной бумаги.
Дидактические игры:
«Сохраним природу»;
«Люблю природу в любое время года»;
«Шкатулка загадок»;
«Собери пейзаж»;
«Чудесные путешествия в природу»;
«Хорошо – плохо»;
«Что будет, если. ?»;
«Узнай лекарственное растение»;
«Кто что ест»;
«Угадай животное».
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин семян»;
«Путешествие в парк»;
«На лесной полянке»;
«Весенний бал».
Формы работы с родителями
.
1. Создание альбома «Экологические сказки»
2. Конкурс фоторепортажей «Весенний калейдоскоп»
3. Составление семейных кроссвордов, загадок о птицах
4. Акция «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу» (совместная акция для детей и родителей)
5. Родительское собрание «Что мы знаем о природе и ее охране»
6. Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»