Татьяна Костюченко
Проект по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 «Радуга».
Познавательно - творческий проект
«По сказкам Александра Сергеевича Пушкина».
Группа: подготовительная
Воспитатели: Костюченко Т. А.
Нестеренко Е. М.
г. Хабаровска
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Публикация «Проект по сказкам А, С, Пушкина „У Лукоморья дуб зелёный“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- «У Лукоморья дуб зеленый», отрывок из поэмы
- Темочки
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы- работники дошкольных организаций. Детская литература занимает в жизни малыша очень важное место. Народные песенки, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано. Взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. Использование проектного метода в организации образовательного процесса в ДОУ обусловлено принципами дошкольного образования, отраженные в ФГОС и мне бы хотелось рассмотреть эту тему в контексте проектной деятельности.
Цель проекта :
Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина;
Развитие творческих способностей, фантазии детей;
Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
2. Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.
2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.
4. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
8. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
9. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Участники проекта : Дети подготовительной группы МАДОУ детский сад №36 «Радуга», родители воспитанников, воспитатели группы.
Продолжительность проекта : 3 месяца.
Ожидаемый результат:
• Расширение знаний детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
• Знание сказок, стихов А. С. Пушкина.
• Обогащение предметной среды группы.
• Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
• Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
• Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к творчеству А. С. Пушкина.
Работа с родителями
• Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;
• Помочь почувствовать и понимать язык сказок А. С. Пушкина;
• Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т. п.);
• Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А. С. Пушкина;
• Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;
• Активизировать интерес к творческой деятельности детей;
• Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания;
• Помочь преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка
Этапы реализации проекта
1 этап.
Анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина;
Обсуждение целей и задач проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Составление плана работы.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
2 этап.
Практическая часть. Тематическое планирование к проекту «Путешествие по сказкам Пушкина» в старшей группе
период Цель Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Взаимодействие с родителями
1 неделя Выяснить, что дети знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.
Познакомить с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина. 1. Беседа о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина.
Рассказать детям биографию А,С, Пушкина (детские годы, жизнь и гибель)
2. .Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
3. Учить читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
4. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций. 1. Анкетирование родителей
Цель: выявить, читают
ли родители детям книги,
какие, как часто. Что
предпочитают слушать дети.
Есть ли дома библиотека
детских книг. Каких и т. п.
2. Ознакомить родителей
с проблемой. Вместе обсудить
цели и задачи проекта.
Сформировать интерес у
родителей по созданию у
словий для реализации проекта.
2неделя: Продолжать знакомить детей с фактами биографии поэта.
Ввести детей в мир сказок
А. С. Пушкина.
Привить интерес к личности сказочника, пробуждать в детях интерес к книге, расширить их литературный кругозор; 1. Рассказ воспитателя о Пушкине.
2. Беседа о жадности по сказке Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке»,
5. Лепка:«Золотая рыбка»
(пластилинография)
4. Заучивание стихотворения А. С Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»
5. Рассматривание иллюстраций В. Конашевича в детских изданиях сказок А. С Пушкина Акция : Подари книгу
детскому саду (произведения А. С. Пушкина)
Цель: Возобновить интерес
родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А. С. Пушкина. Продолжать формировать у
родителей и детей желание
участвовать в мероприятиях
группы.
3неделя: Вызвать у детей интерес к жизни А. Пушкина, желание узнать о нем и его семье.
Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов.
Развивать интерес к творчеству поэта, память при заучивании отрывков из его сказок. 1. Исследовательские работы о жизни А. С. Пушкина. («Первые книги», «Откуда брались сказки».)
2. Рассматривание альбома «А. С. Пушкин. Семья поэта»
3. Разучивание отрывков из произведений А. С. Пушкина.
«Ветер по морю гуляет»
«Ель растет перед дворцом»
«Свет мой зеркальце скажи»
4. Разговор дома с родителями на тему «Что мы знаем о Пушкине» Поддерживать авторитет
родителей, веру в то, что
они все знают и могут
помочь узнать больше.
4неделя: Познакомить детей со «Сказкой о царе Салтане». Обсудить понятие вымысел, фантазия,
Продолжить воспитывать у детей интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Воспитывать любознательных, внимательных слушателей-знатоков творчества Пушкина; 1. Чтение сказок Пушкина «Сказка о царе Салтане»
«Сказка о мертвой царевне»
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Беседа о зависти и злости по сказкам А,С, Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне». Совместное оформление
выставки книг о Пушкине
5 неделя Закрепить знания детей о сказке в стихах, как литературном жанре.
Познакомить детей с понятием
«рифма».
Привить любовь к литературе, развивать внимание, мышление, речь, память детей. Сформировать умение анализировать сказку. 1. Рассказ воспитателя «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости.
2. Выставка рисунков «Золотая рыбка».
3. Составить словарик трудных слов из сказок А. С. Пушкина
4. Обяснение старинных слов и понятий витязь, злато, златая цепь, дол, чахнет, песнь, брег 1. Оформление родительского
уголка «Для вас, родители».
Размещение статей,
рекомендаций, консультаций
по теме проекта.
Составить словарик трудных
слов из сказок А. С. Пушкина
6 неделя Обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина, привить любовь к литературе, сформировать умение анализировать сказку.
Обогащать и развивать устную речь детей.
Познакомить со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Развивать творческие способности.
Воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово. 1. Беседы: «А. С. Пушкин – сказочник»
2. Посещение библиотеки.
3. Беседа «Что мы видели в библиотеке», вспомнить как нужно себя вести в общественных местах, что делают читатели в читальном зале, чем им может помочь библиотекарь.
4. Чтение А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», рассматривание иллюстраций.
5. Выставка поделок из пластилина «Петушок». Выставка работ «Петушок»
из яичной скорлупы.
7 неделя Познакомить детей с местами, где жил и учился АС. Пушкин
Дать детям более полную картину о природе, которая была описана в стихотворениях поэта, расширить кругозор, учить детей выбирать выразительные средства для изображения природы осенью. 1. Презентация «Тематическая прогулка по Лицейскому скверу «Октябрь уж наступил» и «На ступенях Царскосельского лицея»
2. Чтение стихов об осени
Рассматривание иллюстрации И. А. Остроухова «Золотая осень» и И. Левитана «Золотая осень».
4Слушание. диска П. И. Чайковский «Времена года»
5. Рисование по сюжетам стихотворений А. С. Пушкина «Осенний лес» Чтение стихотворений
А. С. Пушкина об осени.
Осенние прогулки с
родителями. Составление
словаря «красивых» слов,
услышанных в стихах
Александра Сергеевича.
Привлечь родителей к
чтению стихов, созвучных
настроению. Дать
возможность на практике
увидеть работу, проводимую воспитателями
8неделя На примере выставки книг сказок А. С. Пушкина дать детям представление о разнообразии книг сказок поэта.
Расширить знания детей о сказках
А. С. Пушкина, 1. Русские народные прибаутки в сказках А. С. Пушкина
2. Коллекция загадок о героях сказки.
3. Коллекция раскрасок к сказкам А. С. Пушкина.
.4. Прослушивание сказок А. С. Пушкина на дисках. Выставка поделок
изготовленных дома
по сюжету сказки о рыбаке
и рыбке.
9 неделя Познакомить детей с презентации «По Пушкинским местам», рассмотреть фотографии, открытки и подобранный материал.
Систематизировать знания детей о услышанных сказках.
Развивать у детей любовь к пушкинскому слову, умение внимательно слушать, рассуждать и обсуждать прослушенное. 1. Коллекция фотографий, открыток «Памятники А. С. Пушкина» .
2. Этические беседы с детьми: по ск. А. С. Пушкина : «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта»,
«Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А. С. Пушкина».
. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку. ” Напомнить родителям,
что совместное чтение
способствует развитию памяти, внимания, мышления,
повышает интерес детей
к услышанным сказкам.
10 неделя Продолжить воспитывать у детей интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Воспитывать любознательных, внимательных слушателей-знатоков творчества Пушкина;
Способствовать проявлению и развитию творческих способностей при подготовке к выставке поделок по сказкам Пушкина. 1. Беседа «Любимый герой сказки»
2. Создание подборки дидактических игр по сказкам А. С. Пушкина :
«Угадай сказку по иллюстрации»,
Какой сказочный герой лишний?»,
«Найди предметы из сказок Пушкина» и др
3. Выставка поделок по сказкам Пушкина
4. Конкурс чтецов (отрывки из произведений А. С. Пушкина) Вызвать желание дома
с родителями прочитать
сказку еще раз и вместе
поговорить о ней.
Добиваться от родителей
удовлетворения желания
детей прочитать что-то еще раз.
11 неделя Развивать навыки слушать и
пересказывать, рассуждать.
Развивать память, внимание и
речь, мелкую моторику, творческие способности при подготовке пригласительных билетов к проведению викторины по сказкам Пушкина 1. Беседа с детьми «Какую бы сказку А. С. Пушкина я хотел бы рассказать своим друзьям»
2. Презентация «Игры в центре литературы»
3. Пазлы к сказкам А. С. Пушкина
4. Пригласительные билеты для проведения викторины по сказкам
5. Подготовить материал для викторины Наглядная информация для
родителей «Как заучить
стихотворение
12 неделя Закрепить знания детей о сказках
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 1. Проведение викторины по сказкам
А. С. Пушкина (См. презентацию)
Участие родителей в
проведении викторины
по сказкам Пушкина.
3этап:
Подведение итогов проведенной работы.
Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина
Презентация проекта.
Вывод:
Все дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта : приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам поэта.