Виктория Петрова
Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Желтый — да круглый»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Желтый — да кругл ый»
Разработала: Петрова В. С.
Вид проекта : Познавательно - игровой.
Время проведения проекта : рассчитан на четыре месяцев (февраль, март, апрель, май)
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Пояснительная записка
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»
Б. Г. Ананьев.
Публикация «Проект по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста „Желтый — да круглый“» размещена в разделах
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Проблема: Недостаточный уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Актуальность:
На сегодняшний день, существуют различные проблемы в развитии детей, это не достаточно развитые сенсорные представления не развитое воображение, образное мышление и т. д. Но с настоящими трудностями ребенок начинает сталкиваться в школе.
Часто в восприятии детьми сенсорных представлений, происходит хаотично не целенаправленно, это упущение со стороны воспитания, так как проходит когнитивный период. Сказывается и не неумение правильно подать материал детям, не достаточность знаний сенсорных эталонов родителями.
Многие известные педагоги в своих исследованиях делали акцент на целенаправленность и планомерность в преподнесении материала детям.
Цель:
Развитие и накопление сенсорных представлений, включая знакомство с цветом у детей раннего дошкольного возраста. Консультирование взаимодействие с родителями, в обучении сенсорному развитию детей.
Задачи:
-развитие кругозора и первичных представлений об окружающем мире;
-формирование интереса и познавательных способностей;
-развитие воображения и внимания, памяти;
- формирование начальных представлений о форме, цвете, размере, материале и т. д.
-формирование умения обследовать предметы, выделять и соотносить их свойства и цвет;
-активизировать родителей в развитии сенсорных представлений детей;
- заинтересовать и вовлечь родителей в мероприятия проекта.
Гипотеза: я предполагаю, что детей раннего возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки (цвет, форму, величину) с опорой на наглядный материал, что способствует формированию у детей четкого представления о предмете в целом.
Методы проекта :
• анализ литературы по данной проблеме;
• анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме;
• включённое педагогическое наблюдение;
• совместные игры;
• проведение занятий;
• индивидуальная работа с детьми;
• музыкально-спортивные развлечения
• консультация для родителей.
Обеспечение проектной деятельности : для успешной реализации проекта была создана картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей, к исследовательской деятельности, любознательности, активизация речи и знакомство с окружающими сенсорными эталонами, различие желтого цвета от других цветов.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение уровня знаний родителей в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
Продукт проекта :
• Изготовление игр по развитие сенсорных навыков.
• Развлечение «Колобок в гостях у детей».
• Презентация для родителей.
Стратегия осуществления проекта : проектная деятельность осуществлялась на базе МБДОУ№37 второй ясельной группы, в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Проект — состоит из трех этапов: подготовительный, основной- практический, заключительный.
1. Подготовительный этап
Определение целей и задач в сенсорном воспитании, на данном этапе;
Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности детей в группе.
Составление плана проекта.
Разработка сценария развлечения «Колобок в гостях у детей».
Подборка наглядного материала, игр и пособий для реализации проекта.
Подготовить консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
2. Основной этап – Практический
Работа с детьми
План:
№1
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Солнышко»
Цели: Знакомство с цветом: учить различать желтый цвет форму предмета.
Планируемые результаты: Дети осваивают желтый цвет и круглую форму предмета. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Материалы и оборудование: иллюстрация «Солнышко»
Иллюстрации по теме, игрушка солнышко.
№2
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Ручки у солнышка»
Цели: Развитие умения держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать линии, воспитывать у детей интерес к рисованию.
Планируемые результаты: Принимает участие в рисовании лучиков – ручек для солнышка
Может рассказать, что рисует и как называются все предметы, задействованные в процессе рисования.
Материалы и оборудование: Круглое желтое солнце крупного размера, прикрепленное для наглядности на магнитной доске, иллюстрации по теме, цветные карандаши, трафарет круглой формы, бумага белая.
№3
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие (конструирование)
Тема: «Заборчик для курочки»
Цель: Формирование умения располагать кирпичики в ряд, соприкасаясь боковой поверхностью друг к другу, различать цвета, развивать моторику пальцев рук;
Планируемые результаты: Сооружать постройку совместно с педагогом и самостоятельно в процессе игры, проявлять желание строить заборчик самостоятельно, отвечать на простые вопросы.
Материалы и оборудование: Жёлтые кирпичики, жёлтые и красные кубики, игрушка курочка.
№4
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: «Петушок, петушок…»
Цель: Знакомство с потешкой, учить слушать и повторять слова, прививать интерес к русскому фольклору, развивать сенсорное восприятие через рассматривание игрушки модели петуха;
Планируемые результаты: Проявляет активность в проговаривание потешки, знает части тела петуха, может показать хвост крылья и т. д.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением петушка. Игрушка петушка.
№5
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (лепка).
Тема: «Зёрнышки для курочки»
Цель: Формирование умения пользоваться пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить отщипывать пластилин, раскатывать круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомство с жёлтым цветом.
Планируемый результат: Принимает участие в игре «Вышла курочка гулять», в лепке зёрнышек для курочки.
Материалы и оборудование: Сюжетная картинка по теме или иллюстрации. Игрушка курочка. Пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, пшено.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-806880-1607181656.jpg[/IMG]
№ 6
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: Сказка про солнышко, стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»;
Цель: Познакомить с содержанием сказки про солнышко и стихотворением А. Барто, с использованием компьютерных технологий. Формировать усидчивость, внимание, умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Планируемый результат: Слушает сказку и может назвать цвета и предметы при просмотре презентации, узнает содержание литературно-художественных произведений;
Материалы и оборудование: Проектор, презентация «Сказка про солнышко»
№7
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие (дидактическая игра)
Тема: «Собери колобки в ведёрко»
Цель: Формирование умения группировать по цвету, форме, размеру. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Продолжать развивать мелкую и крупную моторику.
Планируемый результат: Знает имя главного героя сказки «Колобок», через дидактическую игру собирает в ведерко мячи желтого цвета.
Материалы и оборудование: мячи желтые и красные и два ведерка такого же цвета.
№8
Тема: Развлечение «Колобок в гостях у детей».
Цель: эмоционально настроить детей, доставить радость и создать дружескую атмосферу.
Планируемый результат: Активное участие в играх и активизация речи и движений. Эмоциональный отклик детей на мероприятие - веселое, радостное настроение.
Материалы и оборудование: Воздушные шары желтого цвета. Герой в костюме «Колобка». Мячи красные и желтые, мыльные пузыри.
I.
Работа с педагогами
Кукольный театр «Колобок»
II. Работа с родителями:
• Консультация для родителей.
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».
Цель: Расширение знаний родителей о сенсорном воспитании детей раннего дошкольного возраста. Вовлечение родителей в образовательный процесс по сенсорному воспитанию.
Планируемый результат: Выставка работ детей, фото отчет по реализации проекта.
• Родительское собрание;
3. Заключительный этап.
— Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста».
— Развлечение «Колобок в гостях у детей».
— Фото отчёт по реализации проекта.
Использованная литература:
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М. : Академия, 19с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 1998.432 с.
3. Раннее детство : познавательное развитие с 1 до 3». Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова.
4. «Сенсорные способности малыша». Э. Г. Пилюгина