АЛЛА ЛУКАШОВА
Проект по развитию связной речи детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект.
Развитие связной монологической речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 4
Лукашова Алла Вячеславовна
г. Выкса,2009
Цель:развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описатель-ных рассказов.
Задачи:
- проанализировать научную литературу;
Публикация «Проект по развитию связной речи детей среднего возраста» размещена в разделах
- диагностировать уровень речевого развития при составле-нии описательных рассказов;
-анализ работы по данной проблеме;
-проектирование перспективного направления, совершенст-вование и перестроение работы в данном направлении.
Проблема:при каких педагогических условиях развивает-ся связная речь детей среднего дошкольного возраста.
Участники проекта :дети среднего дошкольного возрас-та.
Ожидаемые результаты:
Сформировать навыки описательной речи детей сред-него дошкольного возраста.
Актуальность проекта :
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диало-гической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс,требующий специального речевого воспитания.
Диалогическая речь непроизвольна;она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен,говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повест-вование, рассуждение).
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги,психологи,лингвисты (Л. С. Выгодский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин,А. В. Запорожец,А. А. Леонтьев,Л. В. Щерба,А. А. Пешковский,
А. Н. Гвоздев,В. В. Виноградский,К. Д. Ушинский,Е. И. Тихеева,Е. А. Флёрина,Ф. А. Сохин,Л. А. Пеньковская,А. М. Леушина,О. И. Соловьева,М. М. Конина,и др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:
-рассказывание по картине;
-пересказ литературных произведений;
-составление описательных рассказов об игрушках;
-составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);
-составление рассказов из личного опыта;
-рассказывание по серии сюжетных картин.
Наш детский сад работает по “Программе воспитания и обучения в детском саду”,под ред. М. А. Васильевой (обновленный вариант,в соответст-вии с требованиями реализуемой программы,в среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ описание о них.
Исследования последних лет (О. С. Ушаковой,А. А. Зрожевской)в форми-ровании связной речи на материале игрушки исходили из того,что детей надо учить не видам рассказывания,а умению строить монолог-описание,опираясь на категориальные признаки текста.
В данной работе не затрагиваются занятия по воспитанию звуковой культуре речи,развитию образной речи,может быть недостаточно внимания уделено формированию грамматического строя речи,поскольку главной моей задачей была попытка создания системы работы,направленной на обучение детей 4-5 лет монологической связной речи.
Развитие речи тесно связано с развитием всех психических процессов и с успешностью обучения ребенка в школе. Особенно важно владение связ-ной речью. Через тест “Последовательные картинки” проявляется:
-общая структура рассказа (наличие начала,середины,конца);
-грамматическая направленность;
-использование грамматических средств;
-звуковая сторона речи (темп,плавность,интонация).
Этапы реализации:
1. Этап проектирования :
Научно-исследовательский этап (теоретический).
Цель: повышение компитентности по теме:”Развитие связной монологичес-кой речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.
-Изучение научной литературы (Алексеева М. М. ,Яшина В. И. ”Методика раз-вития речи и обучение родному языку дошкольников”,Бородич А. М. (1984, Ушакова О. С. ,Струнина Е. М. ”Методика развития речи детей дошкольного возраста”,Бондаренко А. К. ”Дидактические игры в детском саду”,Ушакова О. С. ”Развитие речи дошкольников”,Цейтлин С. Н. ”Язык и ребенок. Лингвис-тика детской речи” и др.).
- Систематизация материала (конспекты,памятки,рекомендации).
- Создание предметно-развивающей среды.
Творчески-продуктивный этап (практический).
Цель:поиск эффективных форм работы с детьми.
-отбор материала;
-анализ методов и приемов (занятия, дидактические игры и упражнения, сре-да, проблемные ситуации, викторины, выставки и т. д.);
-планирование, распределение материала;
-работа с родителями.
3. Промежуточный результат:
Информационно-диагностический этап (аналитический).
Цель:выявление показателей достижений в работе с детьми.
-карты наблюдения пед. процесса;
-сравнительно-педагогический анализ уровня речевого развития.
4. Срок исполнения.
В течение 2008-2010 года.
Стратегия и тактика проектных действий :
1. Научно-исследовательский этап:
1.1. Психолингвистические аспекты развития монологи-ческой речи.
Психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности и выделяют несколько этапов:
-ситуативная речь;
-контекстная речь;
-осознание собственной речи;
-вычленение компонентов речи;
-диалогическая речь;
-монологическая речь.
Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы,рассматривания игрушек и картинок,причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи,в том числе и её связности.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью,так как именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос,ответить в зависемости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета,что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное,все навыки и умения,которые развивались в процессе диалогической речи, необ-ходимы ребенку и для развития монологической речи.
Владение связной монологической речью-одна из задач речевого разви-тия дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:
-речевая среда;
-социальное окружение;
-семейное благополучие;
-индивидуальные особенности личности;
-познавательная активность ребенка и т. п.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи,т. е. речи содержательной, логичной,последовательной,организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь,нужно ясно представлять объект рассказа (предмет,событие,уметь анализировать,отбирать основные свойства и качества,устанавливать разные отношения (причинно-следственные,временные)между предметами и явле-ниями. Кроме того необходимо уметь строить простые и сложные предложе-ния,и подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова.
Владение связной монологической речью является высшим достиже-нием речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуко-вой стороны языка,словарного состава,грамматического строя речи и проис-ходит в тесной связи с развитием всех сторон речи-лексической, граммати-ческой,фонетической.
1.2. Описание как тип монологической речи.
Описание-это специальный текст,который начинается с общего опреде-ления и называния предмета или объекта;затем идет перечисление призна-ков,свойств,качеств,действий;завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.
Такому типу высказывания,как описание,в средней группе уделяется особое внимание,т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов,специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке,учит детей думать, в какой последователь-ности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:
1. Называние предмета (что это?кто это?как называется). 2. Раскрытие микротем:признаков,свойств,качеств,характеристик пред-мета,его действий (какой?какая?какое?какие?что у него есть?чем отличается от других предметов?что может делать?что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился?чем).
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
-дидактические (матрешки,башенки,пирамидки,бочонки);
-сюжетные (образные) :куклы,машины,животные,посуда,мебель,транспорт;
-готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием:стадо, зоопарк, птичий двор;
-наборы,составленные воспитателем или детьми-мальчик, девочка, сани, со-бака;девочка,домик,курица,кошка;заяц и собака и т. д.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удо-вольствие,желание поговорить с ней,поэтому для занятий нужно использо-вать новые или чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке;мишка,сидящий в машине и т. п.).Это вызовет у ребенка новые мыс-ли,эмоциональное отношение к игрушке,речевую реакцию.
Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры (“Магазин игрушек (посуды,одежды)”,Чудесный мешочек”,”Кто это?”,”Почтальон принес посылку”и др.).Дидактические игры на описание, как правило,проводят после нескольких занятий,на которых дети преобрели некоторые умения описывать игрушку.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки,а затем составлять загадки-описания.
Итак,занятия с игрушками носят творческий характер,на них развива-ются мышление,воображение,наблюдательность,они оказывают влияние на сенсорное воспитание детей. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь,служит источником новых слов,вызывает положительные эмоции,желание высказаться. Поэтому она является одним из средств обучения описанию.
2. Творчески-продуктивный этап.
2.1. Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи.
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог,чтобы донести до детей определенное содержание,побудить их к творческой деятельности,вызвать интерес, спо-собствовать развитию самостоятельности,инициативы.
В развитии связной речи детей я использую приемы и методы ТРИЗ.
В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня-вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.
Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии,воспитании и обуче-нии человека и предусматривает систему средств,методов и приемов разви-тия мышления,воображения,фантазии,навыков творческой работы.
Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:
-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;
-бедный активный словарь;
-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.
Сегодня ТРИЗ-педагогика позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том,что ребенок не получает знания в готовом виде,а втянут в процессактивного поиска,своеобразного “открытия”новых для него явлений и закономерностей. Использование элементов ТРИЗ-педагогики в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг,видеть явления и системы не только в структуре,но и во временной динамике.
Начинать работу целесообразно с игр. На первом этапе я использую следующие:”На что это похоже?”,”Дорисуй”.Особенности этих игр в том,что у детей развивается творческое воображение,они учатся рисовать по предс-тавлению,составлять небольшие рассказы,используя свои рисунки.
Далее использую игры” Хорошо - плохо”, ”Наоборот” -умение обнаруживать противоречия и разрешать их,позволяет ребенку не только сформировать мышление,но и активно защитить свои позиции.
Таким образом,данные игры развивают речь,фантазию, наблюдатель-ность,учат рассуждать,помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей.
Для развития речи дошкольников широко использую методы ТРИЗ.
-Метод проб и ошибок.
Это метод поиска нового (А что, если сделать так?А может быть так,он стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность,первым шагом в творчество.
Метод фокальных объектов. Суть его заключается в том,что совершенствуемый образ держится в поле внимания,как в “фокусе”,а к нему “примеряются”свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом,предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными,но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предме-ты, но и расширяет словарный запас,упражняет в подборе прилагательных к существительным.
-Метод мозгового штурма (МШ).
Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации,т. е. мозговой штурм,было предложено А. Осберном. МШ может быть использован как ос-новной метод при организации занятии. В этом случае детям предлагаю проб-лемную ситуацию,затем выслушиваю ответы детей,самые неожиданные и оригинальные решения поощряются.
Метод МШ хорошо использовать в работе со сказкой. Дети учатся составлять описательные рассказы по памяти,признакам,не называя сказки,узнавать персонажи. При этом у них развивается речь. Дети с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения,где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.
- Метод каталога.
Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. В зависемости от возраста детей вопросы становятся все более подробнее,героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица. Данный метод эффективен при работе с небольшой группой.
Для успешного решения задач по развитию связной речи я также использую систему творческих заданий:
-Составление загадок.
Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый,резиновый,прыгает (мяч);рыжая,хитрая,живет в лесу (лиса) и т. д.
-Приемы фантазирования.
Широко применяю в наблюдениях,т. е. учимся “оживлять” неодушевленные предметы,явления и т. д. Например,”оживляем”облака (Какие вести они несут? О чем мечтают?Почему тают?О чем расскажут).
-Прием эмпатии.
Дети представляют себя на месте наблюдаемого:”А что если ты превратишь-ся в кустик?”(О чем бы думал и мечтал?Кого боялся?С кем бы подружился)
-Универсальная опорная таблица-является подспорьем ребенку в преобрете-нии навыков рассказывания. Глядя на символы и зная,что они обозначают, дети легко составляют рассказ о любом предмете. (Таблица в зависемости от возраста усложняется и включает следующие символы: семейство (где обита-ет?растет);составные части описываемого предмета (размер,цвет,форма);что необходимо для жизни?;из чего сделан?;вред-польза.
-Схемы- пиктограммы использую при заучивании стихотворений и потешек.
Таким образом,ТРИЗ активизирует детей,раскрепощает,учит общаться, слышать друг друга,придает уверенность,помогает раскрыться,дает возможность думать и принимать решения.
2.2. Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.
Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуслав-ливается его задачами,.Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение,рассматривание,показ и описание предметов, явле- ний) и практических (игры-драматизации,настольные инсценировки,дидак-тические игры,игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже,т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность,поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ,рассматривание предмета,игрушки,либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).Среди словесных методов выделяю в основном те,которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях использую метод рассказа воспитателя и метод беседы.
Каждый метод представляет совокупность приемов,служащих для ре- шения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определен- ных целей, на каждом конкретном занятии я широко пременяю разнообраз- ные приемы развития речи :
-речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей,сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;
-повторение (практикую повторение материала воспитателем,идивидуальное повторение ребенком,либо совместное повторение);
-объяснение,указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);
-словесное упражнение (предшествующие составлению описательных расска- зов);
-вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изло- жении описания;применяю репродуктивные, поисковые, прямые,подсказы-вающие,наводящие).
На одном занятии обычно применяю комплекс приемов,среди которых использую и косвенные приемы: напоминание,совет, подсказ,исправление, замечание,реплика.
Благодаря использованию методов и приемов развития речи происхо-дит самая близкая встреча воспитателя и ребенка,которого первый побуждает к определенному речевому действию.
2.3. Планирование работы с детьми.
Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:
-воспитывающий характер обучения.
Любое занятие по развитию речи основано на триединстве:воспитание, раз-витие,обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.
-доступность иатериала.
Весь материал,предложенный детям,должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.
-системность обучения.
Предполагает усложнение материала от простого к сложному,от близкого к далекому,от конкретного к абстрактному,возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
-систематичность.
Любое обучение должно проходить регулярно,только тогда будет достигнут результат. Мы обучаем детей в соответствии с учебным планом, предполага-ющим в средней группе 18 занятий в год.
-целостность.
Означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогичес-кого процесса.
Перспективное планирование занятий по обучению
детей связной речи в средней группе.
Месяц Тема Цель
Сентябрь Рассматривание игрушек. Формировать умение рассматривать игрушки,учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.
Октябрь В гостях у куклы Кати. Формировать умение рассматривать игрушку, выделяя её признаки, качества, действия. Форми-ровать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушке-кукле. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ноябрь Составление рассказов об игрушках (кошка,собака,лиса). Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совмест-ный с воспитателем описа- тельный рассказ об игрушках. Закреплять правила обраще-ния с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
Декабрь Составление рассказов
об игрушках (легковая и грузовая машины). Формирование умение рассматривать преметы, выделяя их признаки, свойства,качества и действия. Формировать умение составлять совместный с вос-питателем описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов,их согласовании с именем существительным. Развивать память,слуховое внимание,речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Январь Магазин игрушек. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества,действия. Учить детей выбирать игрушку. Форми-ровать умение составлять совместные с воспитателем описательные рассказы, пользуясь предложенным планом. Воспитывать желание помагать друг другу в случае затруднений. Закреплять правила обращения с игрушками.
Февраль Составления рассказов об игрушках по пред -метным картинкам. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и назначение. Формирование умения составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении имен сущест-вительных в родительном падеже. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений.
Март Составление рассказа по картине”Кошка с котятами”. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга.
Апрель Составление рассказа по картине”Лиса с лисятами”. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отве-чать на вопросы по её со-держанию. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова,обозначающие действия животного. Вос-питывать желаниепомогать друг другу в случае затруднений.
Май Составление рассказа о любимой игрушке. Формировать умение составлять описательные рассказы о своей любимой игрушке,выделяя признаки, качества. действия. Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определен-ному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга. не перебивать.
2.4. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей.
Дошкольный возраст-этап активного речевого развития. В формирова-нии речи ребенка большую роль играет его окружение,а именно,родители и педагоги. От того,как они говорят с ним,сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком,во многом зависит успех дошкольника в усвоении язы-ка.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего ус-пешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дош-кольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полно-ценного речевого развития ребенка-еще одно необходимое условие.
Наша группа была сформирована из части детей,перешедших из ясель-ной группы(60%) и вновь пришедших(40%).При контакте с детьми было оче-видно,речь детей нечеткая,молопонятная,многие дети обладали лишь неболь-шим запасом слов (мама,папа,дай,на,кука,бибика и т. п. ,поэтому я начала ра-боту по развитию речи с обследования состояния речи детей по четырем раз-делам:-звукопроизношение;
-словарь;
-грамматический строй речи;
-связная речь.
Результаты обследования детей сообщила родителям в индивидуальной бесе-де. В процессе бесед выяснялось,что для некоторых родителей развитая речь-это умение читать и писать,минимум рассказывать стихотворения,поэтому они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше,не обращая внимания на многие другие стороны формирования речи. Передо мной вста-ла проблема донести до родителей,что формирование речи нельзя сводить к обучению грамоте и освоению письменной речи. Важно было убедить роди-телей,что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия воспитателя без их помощи будут недостаточны.
Работа с родителями была начата с анкетирования. По его результатам мною были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в “уголках для родителей”, а именно:
-игровые дыхательные упражнения,направленные на развитие речевого ды-хания;
-пальчиковые игры и упражнения;
-игры,направленные на обогащение словаря,развитие грамматического строя речи;
-листовки с рекомендациями;
-дидактические игры на развитие связного высказывания.
Далее провела ряд консультаций:
-Театр и игры-драматизации-как способ разностороннего развития речи. Ре- комендовала начинать с самого простого-разыгрывания сказки с заместите-лями. Обучение проводила в процессе игрового тренинга,где родители высту-пали в роли детей,а воспитатель-в роли родителей. Например,разыгрываем сказку”Рукавичка”-изобразили всех животных разноцветными, отличающи-мися по размеру кружками,а рукавичку-самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку,а ребенок,действуя с кружками,рассказывает сюжет.
Задание усложняется –с помощью кружков-заместителей взрослый “загады-вает”любую сценку из сказки,а ребенок должен угадать её.Следующий этап-предложить ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома. Поэтому советую родителям организовать”домашний “театр.
-Приемы развития речевого дыхания и мелкой моторики рук.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого ды-хания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения:”Попади в ворота”,”Снежинки”,”Листопад”,” Чей листок улетит дальше?”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы,короткие считалки.
Задачу по развитию силы голоса и интонации решаем на игровых тренингах,при помощи речевого образца и карточек с изображением воскли-цательного, вопросительного знаков и точки. Упражняю родителей на тре-нингах,а они,в свою очередь,тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга,радости,огорчения, просьбы, удивления.
Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мел-кой моторики рук,я включаю родителей в систематическую работу по тре-нировке тонких движений пальцев малышей,которую провожу систематичес- ки. Для этого на игровых тренингах обучаю родителей различным пальчико-вым играм и упражнениям,для дальнейшего использования их со своими детьми дома(“Строим дом”,Скакалка”,”Колокольчик”,”Птичка”.”Я-худож-ник”и др.).Кроме того,провожу для родителей открытые просмотры,где они наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражне-ниями воспитателя и детей.
При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателем,но и осуществляю “обратную связь”. Осуществ-ляю её ненавязчиво,тактично. Например,о том,как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук,узнаю по поделкам,из которых организуется выставка”Наши пальчики-язычку помощ-ники”.
Практикую также “домашние задания”(совместно для детей и роди-телей).Так,рекомендую сделать в семье традиционной игру”Новое словечко”,целью которой является расширение словаря. В выходной день родители “дарят”ребенку новое слово,обязательно объясняя его значение. Затем,нарисовав вместе со взрослым рисунок,объясняющий данное слово,и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу и знакомят с ним товарищей. Эти “картинки-слова” помещаются в “Шкатулку умных слов”и время от времени с ними проводим разнообразные игры.
Также организую выставки”Моя любимая книга”.Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать её название, автора,
содержание. Устраиваю вместе с детьми посиделки”Литературная гостиная”, где дети делятся своими впечатлениями о книге.
Таким образом,совмесно с родителями,стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей,я шаг за шагом преодалеваю сложный процесс формирования правильной образной речи,который начина-ется в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.
3. Информационно-диагностический этап.
3.1. Результативность работы.
Обследование связной речи проводилось по методике,разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и соотносящейся с выполнением программы по развитию речи.
Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:
1. Опиши куклу. Расскажи какая она,что с ней можно делать,как с ней играют.
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;
2)рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова,не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча:какой он,для чего нужен,что с ним можно делать?
1)Ребенок описывает мяч;
2)перечисляет признаки;
3)называет отдельные слова.
3. Опиши собаку,какая она,или придумай про неё рассказ.
1)Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет 2-слова.
Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соот-ветствие ответов под № 1,ребенок получает три балла;если ответы соот-ветствуют № 2,то ребенок получает два балла;если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом,были выявлены уровни речевого развития :
9 и более баллов-высокий уровень;
6-8 баллов -средний уровень;
3-5 баллов -уровень ниже среднего;
менее 3 баллов -низкий уровень.
В обследовании принимала участие группа детей в количестве 24 человек. Результаты обследования были зафиксированы в протоколах (Приложение 1.).
Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:
-с высоким уровнем речевого развития-детей не выявлено(0%);
-со средним уровнем речевого развития-детей не выявлено(0%);
-уровнем ниже среднего обладают 17 детей,что соответствует 71%;
-низкий уровень у 7 детей,составляющих 29%.
По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий,дидактических игр, игр с элементами ТРИЗ-педагогики и др. ,применением различных методов и приемов. После чего было проведено промежуточное обследование (ноябрь, результаты которого были зафиксированы в протаколах (Приложение 2).
Анализируя полученные данные было выявлено следующее:
-с высоким уровнем речевого развития-детей не выявлено;
-со средним уровнем выявлено 10 детей,что соответствует 42%;
-уровнем ниже среднего обладают 10 детей,составляющих 42%;
-низкий уровень у 4 детей,т. е. 16%.
Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следу-ет вывод:дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи,т. е. ,называют признаки,перечисляют качества и действия,рассказывают по вопросам педагога,высказывают свое отношение к описываемому предме-ту. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова,не связывая их в пред-ложение,с трудом выделяют признаки и качества,односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить,что 16% детей находятся на низком уровне речевого развития. Это обусловлено частым непосещением ДОУ по различным причинам (ЧБД,отпуск,пропуски).
Результаты обследования.
Сентябрь Ноябрь
Сравнительная диаграмма.
3.2. Заключение. Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников.
Проанализировав свою работу с детьми,пришла к выводу,что необходимо искать более новые методы обучения детей связному высказыванию, расска-зыванию,пересказыванию близко к тексту,не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего это приемы,помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих при-емов,помогающих в овладении связной речью,самый эффективный,по-моему,-метод моделирования,поэтому я определяю для себя тему по самооб-разованию –“Развитие связной речи детей через использование приема моде-лирования”, и ставлю перед собой следующие задачи:
-учить детей пересказывать текст последовательно,соблюдая структуру;
-развивать мышление и воображение,эмоциональную отзывчивость,память при использовании схем,заместителей;
-уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обоз-начения персонажа сказки,узнавать сказочные ситуации по схеме;
-развивать умение подбирать заместители по цвету,величине,форме, харак-теру персонажа сказки;
-развивать понимание текста на основе построения наглядной модели;
-уметь использовать схемы,заместители при пересказе не только всего текста,но и отдельных эпизодов.
Считаю,что дети в старшей группе должны овладеть следующими умениями.
1. При пересказе:
-последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя;
-выразительно передавать диалоги действующих лиц,характеристики персонажей.
2. При рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам:
-составлять повествовательные рассказы:указывать время и место действия, развивать сюжет,соблюдать композицию и последовательность изложения;
-придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине.
Для того чтобы правильно выстроить свою работу, считаю нужным сначала провести педагогический анализ детей по развитию речи по следующим критериям.
1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.
2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе.
3. Умение составлять рассказы из личного опыта.
4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.
По результатам обследования считаю верным наметить перспективные пла-ны по развитию речи, обогатить предметно-развивающую среду, изготовить
альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек, а также дидактические игры различной тематики.
-На описание игрушек:”Что за предмет?”,”Скажи какой?”,”Кто больше узна-ет и назовет?”,”Узнай по описанию?”,”Узнай,что за зверь?”,”Узнай игрушку. ” (считаю, что данные игры помогут научить детей называть признаки, качества, действия;побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать;обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете;связно, последовательно описы-вать его внешний вид.
-На формирование представлений о последовательности действий персона-жей путем раскладывания соответствующих картинок:”Кто,что умеет де-лать?”,”Где,что можно делать?”,”Скажи, что сначала, что потом. ”,”Добавь слово”,”Что было бы, если…”(подобные игры способствуют связному обуче-нию, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально-подражание речевому образцу.
-На формирование понятия о том,что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме. ( считаю эффективными следующие игры:”Кто знает,тот дальше продолжает”,”Свари компот”, ”Гото-вим венигрет”,”Начинаем дежурить”.
Данное направление считаю необходимым продолжить и в подготови-тельной группе при этом усложнив задачи по развитию связной речи,т. е. :
-научить строить разные типы текстов (описание,повествование,рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутритексто-вых связей;
-сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;
-в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творчес-кой речевой деятельности;
-учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержа-ния, структуры, связности.
Таким образом, считаю использование схем (моделей)заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью,так как наличие зрительного плана делает высказывания четкими, связными и последовательными.
Список литературы.
1. Алексеева М. М. ,Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. -М. ,1997.
2. Анциферова А. А. ,Владимирова Т. А. ,Гербова В. В. и др. Воспитание детей в средней группе детского сада. -2-е изд. ,испр. -М. :Просвещение,1982.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. ,1985
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М. ,1984.
5. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации/сост. В. В. Гербова. -М. ,2006.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М. ,2005.
7. Журнал”Воспитатель”№2/2009.
8. Журнал”Воспитатель”№7/2009.
9. Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М. ,2001.
10. Карпова С. Н. ,Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф. А. Сохина. -М. ,1984.
12. Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М. ,1995.
13. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №11/2008.
14. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. -М. ,2001.
15. Ушакова О. С. ,Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2004.
16. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. -М. ,2000.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1
Педагогический анализ по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста на начало года (сентябрь).
Критерии Рома А. Даша А. Настя Б. Дима Б. Вера Б. Ирина Б. Никита Г. Полина Г. Дима Г. Андрей Д.
1. Опиши куклу:
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;
2)Рассказывает по вопросам педагога;
3)Называет отдельные слова,не связывая их в предложение
+
+
+
_
+
+
+
+
+
_
2. Составь описание мяча:
1)Ребенок описывает игрушку;
2)Перечисляет признаки;
3)Называет отдельные слова.
+
+
+
_
+
+
+
+
+
_
3. Опиши собаку,или придумай про неё рассказ.
1)Ребенок составляет описание (рассказ);
2)Перечисляет качества и действия;
3)Называет 2-3 слова.
+
+
+
_
+
+
_
+
+
+
_
Лиза
И. Оля М. Юра О. Полина П
. Матвей П. Юра П. Вика Р. Ваня Р. Ксюша С. Саша С. Карина С. Мат-вей С. Вадим С. Наташа Ф.
+
+
+
_
_
+
+
+
+
+
+
_
_
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Приложение 2.
Педагогический анализ по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (промежуточный результат,ноябрь).
Критерии
Рома А. Даша А. Настя Б. Дима Б. Вера Б. Ирина Б. Никита Г. Полина Г. Дима Г. Андрей Д.
1. Опиши куклу:
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;
2)рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова не свя-зывая их в предложение.
+
+
+
_
+
+
+
+
+
_
2. Составь описание мяча:
1)Ребенок описывает мяч;
2)перечисляет признаки;
3)называет отдельные слова.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3. Опиши собаку или придумай про неё рассказ:
1)Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет 2-3 слова.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Лиза И. Оля М. Юра О. Полина П. Матвей П. Юра П. Вика Р. Ваня Р. Ксюша С. Саша С. Карина С. Матвей С. Вадим С. Наташа Ф.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
_
+
+
+
+
+
_
+
+
+
+
+
+
+
+
+