Галина Ткаченко
Проект по развитию сенсорных способностей посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию сенсорных эталонов через экспериментирование в группе «Пчелки»
Название проекта : «Маленькие исследователи»
Вид проекта : исследовательский, игровой, познавательный.
Участники проекта : дети разновозрастной группы «Пчелки».
Воспитатель: первой квалификационной категории Ткаченко Г. А.
Срок реализации: 1 неделя (месяц сентябрь).
Тип проекта : краткосрочный.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по развитию сенсорных способностей посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к исследовательской деятельности, задают огромное количество вопросов. Дети экспериментируют разными предметами и веществами, которые находятся у них в доступе. При небольшой помощи взрослого могут научиться экспериментироватьи делать выводы.
Экспериментальная деятельность способствует развитию любознательности, сенсорных навыков у ребенка, расширяет его представление об окружающем мире, может способствовать обогащению словарного запаса ребенка и развитию его связной речи.
Цель проекта : развитие сенсорных способностей через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
Образовательные: формировать у ребенка представление о свойствах различных материалов.
Развивающие : развивать сенсорные навыки и стремление к познанию через творческо экспериментальную деятельность.
Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность.
Коммуникативные: развивать у детей общительность, умение контактировать с окружающими людьми; обучать детей умению слушать и слышать другого;
развивать умение детей совместно действовать в коллективе.
Методы и способы реализации проекта :
-работа в центрах активности, в сенсорном уголке;
-познавательные беседы;
-наблюдения;
-художественно-продуктивная деятельность;
-чтение художественной литературы;
-совместная деятельность педагога и детей.
Ожидаемый результат проекта :
Дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, воздуха, песка, молока, бумаги и других материалов. Научатся делать элементарные опыты при помощи небольшой помощи воспитателя. Постараются формулировать выводы. У детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень развития сенсорных навыков, пополнится словарный запас. Дети станут более любознательными, будут бережнее относиться к природе.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
Разработка плана проектной деятельности на тему «Маленькие исследователи»
2. Основной этап.
Реализация проектной деятельности, согласно разработанному плану.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проектной деятельности.
В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей.
- Социально – коммуникативное развитие,
- Познавательное развитие,
- Речевое развитие,
- Физическое развитие,
- Художественно – эстетическое развитие.
Результат от проектной деятельности :
1. Для педагога
-повысить уровень педагогической компетентности, профессиональный рост,
-повысить качество работы с детьми в экспериментальной деятельности.
2. Для детей
-сформировать простейшие представления о ЗОЖ. Посредством познавательно – исследовательской деятельности;
-развивать сенсорные навыки, творческие способности;
-развивать речь, расширить кругозор и любознательность;
-создать партнерские отношения детей и педагога в совместной экспериментальной деятельности.
Продукт проектной деятельности :
Оформление фоторепортажа.
Выставка художественного творчества детей.
Создание мини –музея «Молочная долина».
Создание картотеки экспериментов для исследовательского центра в группе.
План работы на неделю.
Понедельник «День воды»
Познавательная беседа «Где живет вода?»
Режимные моменты. Необходимость их соблюдения.
Чтение художественной литературы «Капитошка».
Социализация «Путешествие капельки».
Физкультура П\и «Солнышко и дождик».
Художественно – продуктивная деятельность (рисование) «Дождик».
Трудовая деятельность «Наведем порядок».
Познавательная коммуникативная деятельность : эксперименты
«Вода – это жидкость»
«Вода не имеет вкуса»
«Вода может менять вкус»
«Вода может изменить цвет»
«Вода не имеет формы».
Вторник «Воздух –невидимка».
Коммуникация- игра «У кого больше воздуха».
Социализация – беседа «Без воздуха нам не прожить».
Дыхательная гимнастика.
Художественно – продуктивная деятельность (аппликация) «Воздушный шар».
Познавательная коммуникативная деятельность: эксперименты
«Воздух издает звук»
«Поймай воздух».
«Воздух повсюду и везде».
Среда. «Молочная долина»
Здоровье «Беседа «Молоко полезно»
Физкультминутка «На базар мы ходили»
Чтение художественной литературы: Ю. Черных «Пейте дети молоко – будете здоровы».
Художественно- продуктивная деятельность (лепка) «Травка для коровушки Мумуки».
Познавательная коммуникативная деятельность: эксперименты
«Молоко – это жидкость»
«Превращение молока в кефир»
«Как получается молочный коктейль или йогурт»
«Чайное волшебство».
Четверг. «Земля, песок, камни».
Социализация-беседа «Что важнее?»
Трудовая деятельность «Поливаем цветы».
Чтение художественной литературы «Сказка «Три поросенка».
Художественно –продуктивная деятельность (Рисование) «Рисуем на песке»
Познавательная коммуникативная деятельность: эксперименты
«Свойства песка»
«Почему не получился калачик»
«Вода и земля»
«Камень твердый».
Пятница. «Бумага».
Социализация –игра «Камень, ножницы, бумага».
Упражнение «Дуем на салфетку».
Коммуникация –беседа «Где живет бумага?»
Окружающий мир «Просмотр м\ф про оригами «Бумажки»
Познавательная коммуникативная деятельность: эксперименты
«Вода и бумага»
«Смятие и разрывание бумаги»
«Шуршащая или поющая бумага»
Познавательно – исследовательский центр для проекта
«Маленькие исследователи» (1-14)
«Вода – это жидкость»
1. Берем чайник.
2. Наливаем воду из чайника в прозрачный стакан.
3. Переливаем из стакана в стакан.
4. Переливаем ложечкой в стакане.
Оборудование: прозрачный стакан, чайничек с водой, ложечка.
Цель: познакомить со свойствами воды.
Вывод: Вода- это жидкое состояние. Ее можно наливать и переливать.
«Вода не имеет вкуса»
1. Берем кувшин с водой.
2. Наливаем воду в стаканчики.
3. Пьем воду.
Оборудование: кувшин с водой, стаканчики по числу детей.
Цель: познакомить со свойствами воды.
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусна.
«Вода может менять вкус»
1. Берем кувшин с водой.
2. Наливаем воду в прозрачный стакан.
3. Берем ложечку и набираем сахар.
4. Добавляем сахар в воду.
5. В другой стакан добавляем соль.
6. Размешиваем, пробуем на вкус.
Оборудование: кувшин с водой, стаканчики, соль, сахар, ложечка.
Цель: познакомить со вкусовыми свойствами воды.
Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
«Вода может изменять свой цвет»
1. Берем стакан с водой.
2. Убедимся, что вода прозрачная.
3. Берем кисточку, набираем краску, моем кисточку в воде.
4. Смотрим через стакан, убедимся, что цвет изменился.
Оборудование: стакан с водой, краски, кисточка.
Цель: познакомить с прозрачностью воды.
Вывод: Вода может менять цвет от того, что в нее добавили.
«Вода не имеет формы»
1. Кувшин с водой ставим на стол.
2. Берем прозрачный маленький стакан, наливаем воду.
3. Берем чашечку, наливаем воду.
4. Берем прозрачный стакан большого размера, наливаем воду.
5. Берем ложку, набираем воды.
6. Выясняем, что вода принимает форму той посуды, куда ее налили.
Оборудование: кувшин с водой, ложка, стаканчики, чашечка.
Цель: познакомить со свойством воды –жидкая.
Вывод: Вода не имеет формы.
«Воздух повсюду и везде»
1. Дышим воздухом, набираем полной грудью.
2. Попробуем не дышать.
3. Берем воздушный шарик, надуваем.
4. Подставляем к уху и спускаем.
Оборудование: воздушный шарик.
Цедь: познакомить с воздухом.
Вывод: Воздух – это то. Чем мы дыщим, через воздух звук мы слышим.
1. Берем пакет.
2. Ловим в пакет воздух и закрываем.
3. Выпускаем воздух.
Оборудование: пакет.
Цель: познакомить с тем,что воздух прозрачный.
Вывод: Воздух прозрачный. Для того, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили.
«Молоко – это жидкость»
1. Берем стакан с молоком и ложку.
2. Из стакана молоко переливаем ложкой в другой стакан.
Оборудование: прозрачные стаканы, ложка, молоко.
Цель: дать представление о том, что молоко жидкое.
Вывод: Молоко – это жидкое состояние, его можно наливать и переливать.
«Вкус молока»
1. Берем бутылку с молоком.
2. Наливаем молоко в прозрачный стакан, рассматриваем.
3. Молоко нюхаем, пробуем на вкус.
Оборудование: молоко, стакан.
Цель: Познакомить со свойствами молока.
Вывод: Молоко имеет вкус и запах.
«Превращение молока в кефир»
1. Берем бутылку с молоком.
2. Наливаем в 2 стакана.
3. Один стакан ставим в холод, другой в тепло.
4. Через сутки рассматриваем.
Оборудование: молоко, 2 стакана.
Цель: показать, как молоко может измениться от температуры.
Вывод: В холоде молоко не изменяется, В тепле превращается в кефир.
«Как получается молочный коктейль и йогурт»
1. Возьмем стакан с молоком.
2. Возьмем свежие ягоды и добавим в молоко, размешаем.
3. Возьмем стакан с кефиром.
4. Добавим варенье, размешаем.
Оборудование: 2 стакана, молоко, кефир, ягоды, варенье, ложечка.
Цель: дать представление о приготовление коктейлей и йогуртов.
Вывод: Если в молоко добавить ягоды, получится молочный коктейль. Если в кефир добавить ягоды – получится питьевой йогурт.
«Чайное волшебство»
1. Возьмем стакан горячей воды и опустим пакетик чая.
2. Нальем в 2 стакана молока.
3. В один стакан ложечкой добавляем чай.
4. Наблюдаем за изменением цвета молока.
Оборудование: прозрачные стаканы, ложечка, пакетик чая.
Цель: познакомить со свойством изменения цвета.
Вывод: Цвет полученной жидкости отличается. Там, где добавили чай молоко более темного цвета.
«Песок, земля, камень»
А) Вывод: Определили свойства – что песок сыпучий, состоит из мелких частичек, если его намочить, то он лепится. Земля рыхлая и если намочить, тоже можно лепить что-то слепить. Камень твердый и гладкий. Если намочить он становится мокрым, но форму не меняет.
Б) Вывод: На втором этапе добавляли в воду и смотрели что происходит. Земля окрасила воду и растворилась в воде. Песок упал на дно, но не растворился, его можно высушить. Камень упал на дно. Не растворился. Пришли к выводу, что только из камней можно построить дом, так как внешние факторы на него не действуют, а из земли и песка нельзя.
«Вода и бумага»
1. Возьмем посуду с водой и бумагу разной толщины.
2. Поместим бумагу в воду.
Оборудование: посуда с водой, фигурки из бумаги.
Цель: Свойства бумаги – мокнет.
Вывод: Бумага боится воды. Бумага материал не прочный.
«Смятие и разрывание бумаги»
1. Берем бумагу мнем и рвем.
Оборудование: бумага.
Цель: познакомить со свойствами бумаги.
Вывод: Бумага не прочная, ее можно мять и рвать.
«Поющая бумага»
1. Берем бумагу, мнем и шуршим, слушаем.
Оборудование: бумага.
Вывод: При смятии бумага издает звук.