Ирина Фомина
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.
Публикация «Проект по развитию речи во второй младшей группе „Речь и игра рядом всегда“» размещена в разделах
Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.
Исходя из этого утверждения в данном проекте представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.
В проект включены пальчиковые игры, словесные и дидактические игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозаики, кубики, счетные палочки, массажные мячи, прищепки, вкладыши, разрезные картинки) и др.
Актуальность:
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, оно вытесняется «более важными» делами как компьютерные игры, многочасовые просмотры телепередач и т. д. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Игра - это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.
Теоретическое обоснование:
Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.
Л. С. Выгодский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения, отмечено в работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Т. И. Маркова.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:
- Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.
-Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.
-Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
Во время игры активно работают все психические процессы ребё нка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Цель:
Способствовать развитию речи детей трех - четырех лет через различные виды игр.
Задачи:
1. Расширять словарный запас детей, повышать речевую активность.
2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, тактильные ощущения.
3. Развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте.
4. Совершенствовать дикцию и звукопроизношения.
5. Развивать познавательную активность, творческие способности.
6. Воспитывать усидчивость, способность к самостоятельному выполнению заданий.
Участники проекта : Дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май).
Тип проекта : Творчески – познавательный, игровой.
Предполагаемый результат:
1. Расширяется словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.
2. Улучшается дикция, звукопроизношения.
3. Развивается память.
4. Повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается координация движений.
5. Наблюдается интерес к пальчиковым играм.
6. Возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности.
7. Родители получат необходимые знания по данной теме.
8. Формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- самомассаж рук;
- игры с предметами;
- разного вида шнуровки;
- словесные игры;
- дидактические игры;
- мозаики;
- игры с бросовым материалом (крупой, пуговицами);
- заучивание стихов, потешек.
Ресурсное обеспечение:
- компьютерное оборудование;
- дидактический материал;
- пособия для проведения игр;
- картотека пальчиковых игр;
- художественная литература;
- методическое обеспечение;
- интернет ресурсы.
Этапы проекта :
1 этап - Организационный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых и словесных игр.
Обогащение предметно-развивающей среды настольными, дидактическими играми.
Разработка перспективного плана для работы по проекту.
Подготовка дидактического и практического материала.
2 этап – Практический (реализация плановых мероприятий).
3 этап – Заключительный
Презентация проекта.
Выставка рисунков совместно с родителями «Волшебные ладошки».
Выставка творческих работ «Наши пальчики умеют все!»
План реализации проекта
Сроки Формы работы
Сентябрь 1. Пальчиковые игры: «Мы листики осенние», «Овощи», «Осень».
2. Игровое упражнение: «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки).
3. Д/ и: «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий).
4. Игры с массажным мячом.
5. Д/ и: «Бусы» (нанизывание бус из макарон).
6. Словесная игра : «Заинька» (учить согласовывать слова с действиями).
Октябрь 1. Пальчиковые игры: «Заготовим капусту», «Фруктовые ладошки».
2. Д/и «Чудесный мешочек» (определить овощи на ощупь).
3. Д/и «Веселые прищепки»
4. Игры с массажным мячом.
5. Обучение игре «Шнуровки».
6. Настольная игра «Мозаика».
7. Конструирование из счетных палочек «Заборчик», «Дорожка».
Ноябрь 1. Паличиковые игры: «Замок», «Спрячь в ладошки», «Повар».
2. Изображение пальцами разных фигур «Очки», «Бинокль».
3. Д/и «Строители» (выкладывания домика из счетных палочек).
4. Игровое упражнение «Золушка» (сортирование белой и красной фасоли).
5. Д/и «Веселые прищепки»
6. Игры с массажным мячом.
7. Словесная игра «»Жили-были зайчики» (соотносить слова с действиями).
Декабрь 1. Д/и «Кто где живет?» (с прищепками).
2. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Встали пальчики», «Снеговик».
3. Массаж (самомассаж) «Щелчки».
4. Словесная игра «Сорока-сорока».
5. Новогодняя цепочка (склеивание колец из полоски бумаг).
6. Игры с мозаикой.
7. Игровое упражнение: «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки).
Январь 1. Пальчиковые игры: «Новогодние игрушки», «Пальчики здороваются».
2. Словесная игра : «Петушок».
3. Выкладывание из счетных палочек «Елочка».
4. Д/ и: «Веселые прищепки».
5. Игровое упражнение «Деревянные пазлы».
6. Игры с разрезными картинками.
Февраль 1. Пальчиковые игры: «Новогодние игрушки», «Ветерок», «Зимние забавы».
2. Д/ и: «Что лишнее, чего не хватает?».
3. Словесная игра «Птички».
4. Игры с массажным мячом.
5. Игровое упражнение: «Разноцветные бусы» (нанизывание колец).
6. Д/ и: «Узнай, из какой сказки?».
7. Игры с мозаикой, кубиками.
Март 1. Пальчиковые игры: «Лапки-царапки», «Пирожки», «Солнышко светит».
2. Игра : «Шаловливый котенок» (сматывание ниток в клубок).
3. Конструирование из счетных палочек «Домик», «Флажок».
4. Игровое упражнение: «Сушим белье» (с прищепками).
5. Д/ и: «Кто, что ест?», «Что делает?».
6. Игровое упражнение: «Поможем маме» (собрать бусинки с ковра).
7. Словесная игра : «На птичьем дворе».
Апрель 1. Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап», «Помощники».
2. Игровое упражнение: «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук).
3. Д/ и: «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга).
4. Д/ у: «Куда спряталась мышка?».
5. Словесная игра : «Сова».
6. Скатывание шариков из кусочков салфетки.
7. Игры с мозаикой.
Май 1. Словесная игра : «Солнечные зайчики».
2. Пальчиковые игры: «Повар», «Мамина каша».
3. Конструирование из счетных палочек: «Стол», «Кровать», «Телевизор».
4. Игры с массажным мячом.
5. Игровое упражнение: «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц).
6. Выкладывание узора из белой и красной фасоли.
7. Д/ и: «Спрячь в ладошки».
План работы с родителями
Сроки Формы работы
Сентябрь 1. Консультация: «Особенности речевого развития детей 3-4 лет».
2. Памятка: «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».
3. Беседа: «Пальцы помогают говорить».
Октябрь 1. Папка-передвижка: «Ловкие пальчики».
2. Консультация: «Игры для развития речи».
3. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе к проекту.
Ноябрь 1. Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
2. Консультация: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
3. Памятка: «Играем вместе с детьми».
Декабрь 1. Изготовление новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».
2. Буклет: «Пальчиковые игры для малышей».
3. Конкурс по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.
Январь 1. Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».
2. Консультация: «Если ваш ребенок плохо разговаривает».
3. Папка-передвижка: «Играйте вместе с детьми».
Февраль 1. Беседа: «Большая польза от мелкой моторики».
2. Буклет: «Как развивать речь ребенка дома».
3. Консультация: «Игры и упражнения для развития речевого аппарата».
Март 1. Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками».
2. Консультация: «Использование фольклора в пальчиковых играх».
3. Практикум: «Виды пальчиковых игр».
Апрель 1. Консультация: «Развиваем руки - развиваем речь».
2. Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»,
3. Создание книжек-малышек «Веселые пальчики».
Май 1. Консультация: «Развитие мелкой моторики в летний период».
2. Практикум «Игры на лето».
3. Памятка «Летние забавы».
Вывод: В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Используемая литература
1. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы» Волгоград: Учитель, 2015 г
2. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель. -247 с.
3. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: - М, : Просвещение, 1991.
4. О. А. Новиковская «300 пальчиковых и развивающих игр». – Москва: Издательство АСТ, 2020.
5. Л. Ю. Павлова «Сборник игр по ознакомлению с окружающим миром».– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
6. О. И. Крупенчук. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. – СПб. : «Литера»,2006.
7. О. С. Ушакова., Е. М. Струнина Методика развития речи дошкольного возраста. – М., 2004.