МААМ-картинки

Проект по развитию речи во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»

Ирина Фомина
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка:

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Публикация «Проект по развитию речи во второй младшей группе „Речь и игра рядом всегда“» размещена в разделах

Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.

Исходя из этого утверждения в данном проекте представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.

В проект включены пальчиковые игры, словесные и дидактические игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозаики, кубики, счетные палочки, массажные мячи, прищепки, вкладыши, разрезные картинки) и др.

Актуальность:

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, оно вытесняется «более важными» делами как компьютерные игры, многочасовые просмотры телепередач и т. д. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.

Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Игра - это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.

Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.

Теоретическое обоснование:

Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.

Л. С. Выгодский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения, отмечено в работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Т. И. Маркова.

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:

- Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.

-Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.

-Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.

Во время игры активно работают все психические процессы ребё нка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.

Цель:

Способствовать развитию речи детей трех - четырех лет через различные виды игр.

Задачи:

1. Расширять словарный запас детей, повышать речевую активность.

2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, тактильные ощущения.

3. Развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте.

4. Совершенствовать дикцию и звукопроизношения.

5. Развивать познавательную активность, творческие способности.

6. Воспитывать усидчивость, способность к самостоятельному выполнению заданий.

Участники проекта : Дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май).

Тип проекта : Творчески – познавательный, игровой.

Предполагаемый результат:

1. Расширяется словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.

2. Улучшается дикция, звукопроизношения.

3. Развивается память.

4. Повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается координация движений.

5. Наблюдается интерес к пальчиковым играм.

6. Возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности.

7. Родители получат необходимые знания по данной теме.

8. Формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- самомассаж рук;

- игры с предметами;

- разного вида шнуровки;

- словесные игры;

- дидактические игры;

- мозаики;

- игры с бросовым материалом (крупой, пуговицами);

- заучивание стихов, потешек.

Ресурсное обеспечение:

- компьютерное оборудование;

- дидактический материал;

- пособия для проведения игр;

- картотека пальчиковых игр;

- художественная литература;

- методическое обеспечение;

- интернет ресурсы.

Этапы проекта :

1 этап - Организационный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых и словесных игр.

Обогащение предметно-развивающей среды настольными, дидактическими играми.

Разработка перспективного плана для работы по проекту.

Подготовка дидактического и практического материала.

2 этап – Практический (реализация плановых мероприятий).

3 этап – Заключительный

Презентация проекта.

Выставка рисунков совместно с родителями «Волшебные ладошки».

Выставка творческих работ «Наши пальчики умеют все!»

План реализации проекта

Сроки Формы работы

Сентябрь 1. Пальчиковые игры: «Мы листики осенние», «Овощи», «Осень».

2. Игровое упражнение: «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки).

3. Д/ и: «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий).

4. Игры с массажным мячом.

5. Д/ и: «Бусы» (нанизывание бус из макарон).

6. Словесная игра : «Заинька» (учить согласовывать слова с действиями).

Октябрь 1. Пальчиковые игры: «Заготовим капусту», «Фруктовые ладошки».

2. Д/и «Чудесный мешочек» (определить овощи на ощупь).

3. Д/и «Веселые прищепки»

4. Игры с массажным мячом.

5. Обучение игре «Шнуровки».

6. Настольная игра «Мозаика».

7. Конструирование из счетных палочек «Заборчик», «Дорожка».

Ноябрь 1. Паличиковые игры: «Замок», «Спрячь в ладошки», «Повар».

2. Изображение пальцами разных фигур «Очки», «Бинокль».

3. Д/и «Строители» (выкладывания домика из счетных палочек).

4. Игровое упражнение «Золушка» (сортирование белой и красной фасоли).

5. Д/и «Веселые прищепки»

6. Игры с массажным мячом.

7. Словесная игра «»Жили-были зайчики» (соотносить слова с действиями).

Декабрь 1. Д/и «Кто где живет?» (с прищепками).

2. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Встали пальчики», «Снеговик».

3. Массаж (самомассаж) «Щелчки».

4. Словесная игра «Сорока-сорока».

5. Новогодняя цепочка (склеивание колец из полоски бумаг).

6. Игры с мозаикой.

7. Игровое упражнение: «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки).

Январь 1. Пальчиковые игры: «Новогодние игрушки», «Пальчики здороваются».

2. Словесная игра : «Петушок».

3. Выкладывание из счетных палочек «Елочка».

4. Д/ и: «Веселые прищепки».

5. Игровое упражнение «Деревянные пазлы».

6. Игры с разрезными картинками.

Февраль 1. Пальчиковые игры: «Новогодние игрушки», «Ветерок», «Зимние забавы».

2. Д/ и: «Что лишнее, чего не хватает?».

3. Словесная игра «Птички».

4. Игры с массажным мячом.

5. Игровое упражнение: «Разноцветные бусы» (нанизывание колец).

6. Д/ и: «Узнай, из какой сказки?».

7. Игры с мозаикой, кубиками.

Март 1. Пальчиковые игры: «Лапки-царапки», «Пирожки», «Солнышко светит».

2. Игра : «Шаловливый котенок» (сматывание ниток в клубок).

3. Конструирование из счетных палочек «Домик», «Флажок».

4. Игровое упражнение: «Сушим белье» (с прищепками).

5. Д/ и: «Кто, что ест?», «Что делает?».

6. Игровое упражнение: «Поможем маме» (собрать бусинки с ковра).

7. Словесная игра : «На птичьем дворе».

Апрель 1. Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап», «Помощники».

2. Игровое упражнение: «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук).

3. Д/ и: «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга).

4. Д/ у: «Куда спряталась мышка?».

5. Словесная игра : «Сова».

6. Скатывание шариков из кусочков салфетки.

7. Игры с мозаикой.

Май 1. Словесная игра : «Солнечные зайчики».

2. Пальчиковые игры: «Повар», «Мамина каша».

3. Конструирование из счетных палочек: «Стол», «Кровать», «Телевизор».

4. Игры с массажным мячом.

5. Игровое упражнение: «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц).

6. Выкладывание узора из белой и красной фасоли.

7. Д/ и: «Спрячь в ладошки».

План работы с родителями

Сроки Формы работы

Сентябрь 1. Консультация: «Особенности речевого развития детей 3-4 лет».

2. Памятка: «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».

3. Беседа: «Пальцы помогают говорить».

Октябрь 1. Папка-передвижка: «Ловкие пальчики».

2. Консультация: «Игры для развития речи».

3. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе к проекту.

Ноябрь 1. Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

2. Консультация: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

3. Памятка: «Играем вместе с детьми».

Декабрь 1. Изготовление новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».

2. Буклет: «Пальчиковые игры для малышей».

3. Конкурс по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.

Январь 1. Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».

2. Консультация: «Если ваш ребенок плохо разговаривает».

3. Папка-передвижка: «Играйте вместе с детьми».

Февраль 1. Беседа: «Большая польза от мелкой моторики».

2. Буклет: «Как развивать речь ребенка дома».

3. Консультация: «Игры и упражнения для развития речевого аппарата».

Март 1. Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками».

2. Консультация: «Использование фольклора в пальчиковых играх».

3. Практикум: «Виды пальчиковых игр».

Апрель 1. Консультация: «Развиваем руки - развиваем речь».

2. Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»,

3. Создание книжек-малышек «Веселые пальчики».

Май 1. Консультация: «Развитие мелкой моторики в летний период».

2. Практикум «Игры на лето».

3. Памятка «Летние забавы».

Вывод: В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем мы будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Используемая литература

1. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы» Волгоград: Учитель, 2015 г

2. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель. -247 с.

3. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: - М, : Просвещение, 1991.

4. О. А. Новиковская «300 пальчиковых и развивающих игр». – Москва: Издательство АСТ, 2020.

5. Л. Ю. Павлова «Сборник игр по ознакомлению с окружающим миром».– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

6. О. И. Крупенчук. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. – СПб. : «Литера»,2006.

7. О. С. Ушакова., Е. М. Струнина Методика развития речи дошкольного возраста. – М., 2004.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Всегда вместе, всегда рядом, за безопасность всем детским садом»Фотоотчет «Всегда вместе, всегда рядом, за безопасность всем детским садом» Безопасность на дороге — одно из приоритетных направлений в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Через несколько лет.

Проект «Сказки всегда с нами» во второй младшей группеПроект «Сказки всегда с нами» во второй младшей группе Актуальность: Самая древняя из распространенных форм устного народного творчества – это сказки. В наш век технического прогресса, когда.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Птицы»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Птицы» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Птицы». Цели и задачи: ЗКР. Закрепление звукопроизношения звуков «Т»,.

Конспект ООД по развитию речи «Транспорт» во второй младшей группе Цель: Знакомство с видами транспорта; названиями частей машины. Задачи: • Формировать умения детей различать и показывать основные части.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Интересно знать всегда, что песок, а что вода»Краткосрочный проект во второй младшей группе «Интересно знать всегда, что песок, а что вода» Краткосрочный проект во второй младшей группе «Интересно знать всегда, что песок, а что вода» Тема: Интересно знать всегда, что песок, а.

Лэпбук «Речь и игра рядом всегда»Лэпбук «Речь и игра рядом всегда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Лэпбук «Речь и игра.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «На помощь Колобку»НОД по развитию речи во второй младшей группе «На помощь Колобку» Цель: способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность. Задачи: -обогащать словарь детей прилагательными; -активизировать.

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»
Опубликовано: 11 января 2024 в 15:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Фомина (УИ 2779324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД