Юлия Михель
Проект по развитию речи дошкольников посредством пальчиковых игр «Мир на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир на кончиках пальцев
«Ум ребенка находится на кончиках
его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Образная, богатая синонимами речь у детей дошкольного возраста в настоящее время явление очень редкое. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы, отягощенная наследственность, постоянная занятость родителей и многое другое. А между тем овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так как этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.
Публикация «Проект по развитию речи дошкольников посредством пальчиковых игр „Мир на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или с игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст родителей, а развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.
Поэтому перед педагогами в детских садах и перед родителями стоит задача: научит детей правильной, красивой речи.
Эта проблема и учитывая то, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой деятельности ребенка, легли в основу проекта «Мир на кончиках пальцев».
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно – моторной координации, ловкости и точности движения и многое другое.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они и легли в основу проекта. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Помимо этого, предполагаемый проект позволит расширить кругозор и словарный запас детей; улучшить качество речи, четкость звуков; вызовет интерес у детей к познанию нового; позволит повысить речевую активность ребенка; окажет влияние на развитие воображения и фантазии. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Цель проекта: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности посредством пальчиковых игр.
Задачи проекта:
1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеку пальчиковых игр.
2. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
3. Разработать перспективное планирование по проекту.
4. Создать пространственную среду.
5. Мониторинг результатов.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта:
1. Воспитатели группы: Михель Ю. А.
2. Воспитанники младшей группы «В».
3. Родители воспитанников.
Длительность проекта: 12 месяцев.
Прогнозируемый результат:
1. Формирование речевых навыков, улучшение качества речи.
2. Интеллектуальное развитие.
3. Улучшение памяти, внимания.
4. Умение «рассказывать руками» небольшие истории.
5. Обогащение родительского опыта.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и задач проекта.
3. Подбор материала по теме проекта.
4. Составление плана проекта.
II. Основной этап:
1. Работа с детьми:
- проведение первичного диагностического исследование;
- проведение пальчиковых игр и упражнений на занятиях и вне занятий;
- проведение контрольного диагностического исследования.
2. Взаимодействие с родителями:
- создание информационного пространства;
- беседы, консультации с родителями.
III. Заключительный этап:
1. «Рассказывание пальцами» итоговой сказки.
2. Анализ проделанной работы.
3. Подготовка презентации по деятельности проекта.
4. Оформление материала в родительском уголке.
5. Перспектива на будущее.
Литература
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Астрель, – М., 2003.
2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. Паритет, Екатеринбург, 2005.
3. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет.
4. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев. Генезис, М – 2008.
5. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : Издательство «Эксмо», 2006.
6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Родничок, М., 2002.
7. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Эксмо, М., – 2010.
8. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. Корона Принт, М – 2008.
9. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. Астрель, М., – 2005.