Лучший педагог года

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»

Ирина Деева
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка д/с №19»

Проект по развитию речи детей раннего возраста по средствам фольклора

«Ладушки, ладушки,

люблю потешки и сказочки!»

г. Ишим

Подготовила воспитатель: Деева И. П.

Оглавление

№ п/п Содержание

1 Пояснительная записка

2 Цель, задачи программы

3 Перспективное планирование для детей от 2 до 3 лет

4 Методическое обеспечение

Пояснительная записка.

Актуальность:

Публикация «Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора „Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!“» размещена в разделах

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно род-ной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ иг-рает фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народ-ных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него поло-жительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитате-лю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не из-меняя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вы-зывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей фор-мой речевого развития – устной речью. Проблема развития речи детей средства-ми малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, об-разность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщает-ся к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использо-вание произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель, задачи программы.

Цель программы: Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять его содер-жание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора са-мостоятельно в повседневной жизни.

2. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного от-ношения к совместной деятельности и к режимным моментам; воспитывать интерес к художественной литературе.

5. Расширять представления об окружающем мире.

Формы и режим занятий

Программа предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 года обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей - до 15 минут в группах раннего дошкольного возраста.

Формы организации учебного процесса:

-коллективный

-индивидуально-групповой.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2024 – 2025 год.

Месяц Формы работы

Сентябрь Чтение потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Нам водичка добрый друг…», «Кран откройся, нос умойся». Цель: Знакомство с новыми потешками.

Разучивание и обыгрывание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико». Цель: Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Рисование: по потешке «Кран откройся, нос умойся». Цель: Упражнять детей изображать капельки воды используя приём примакивания (ватными палочками). Помочь детям запомнить текст потешки.

Игра-драматизация «Купание куклы Кати»(потешки про воду). Цель: Развивать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

Октябрь Рассказывание русской народной сказки «Репка», рассматрива-ние сюжетных картин. Цель: формировать у детей умение вни-мательно слушать сказку "Репка" до конца.

Чтение и разучивание потешки «Еду-еду к бабе, к деду…». Цель: Знакомство с новой потешкой.

Физминутка: «Вот мы репку посадили». Цель: Развивать коор-динацию движений, пополнять словарный запас.

Инсценировка сказки «Репка» с использованием пальчикового театра». Цель: Развивать у детей умение разыгрывать пальчико-вый театр по сюжету знакомой сказки.

Ноябрь Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», рас-сматривание сюжетных картин. Цель: Познакомить с содержани-ем русской народной сказки «Курочка ряба».

Чтение русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Цель: Познакомить детей с русской народной песенкой "Курочка-рябушечка".

Подвижная игра: «Вышла курочка гулять». Цель: учить внима-тельно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом, развивать координацию, память, активную разговор-ную речь.

Игра-драматизация по сказке «Курочка Ряба». Цель: Способ-ствовать формированию интереса к русскому народному твор-честву через драматизацию художественного произведения.

Декабрь Чтение потешек «Вот они сапожки», «Ты мороз, мороз». Цель: Знакомство с новыми потешками.

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», с показом настольного театра. Цель: Познакомить с содержани-ем сказки, учить слушать сказку, рассказывание которой сопро-вождается показом настольного театра.

Разучивание и обыгрывание потешки «Зайка серенький сидит» Цель: учить детей воспринимать ритм потешки, учить произно-сить слова, делать игровые движения.

Отгадывание загадок про героев сказки «Заюшкина избушка». Цель: Учить отгадывать загадки; активизировать речевую дея-тельность; развивать логику, внимание.

Январь Прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями: «Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Спят усталые игрушки», «Баю, баюшки, баю», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гу-ли…». Цель: Познакомить детей с видом фольклора – колыбельной песней.

Разучивание и обыгрывание потешки «Мама зайчика качает». Цель: Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Разучивание и пение колыбельной «Ай, люли, люленьки». Цель: привитие детям желания слушать и петь колыбельные песни;

Игра-драматизация «Уложим куклу Машу спать». Цель: Разви-вать умение использовать потешки в повседневной жизни в со-ответствующих ситуациях.

Февраль Разучивание потешки «Кошкин дом», рассматривание сюжетных картин. Цель: познакомить с содержанием потешки «Тили бом, тили бом загорелся Кошкин дом».

Беседа по безопасному поведению с огнём с использованием по-тешки «Кошкин дом». Цель: Дать детям знания о причинах воз-никновения пожара, его последствиях и правилах пожарной без-опасности на примере потешки «Кошкин дом».

Разучивание потешки Мурка просит: «Мяу-мяу-мяу. Цель: учить запоминать потешку, проговаривать отдельные слова, по-нимать их значение.

Игра драматизация «Тили-бом». Цель: Помочь запомнить текст потешки методом игры – драматизации.

Март Чтение закличек: «Весна, весна, красная…»; «Солнышко, сол-нышко…». Цель: познакомить детей с закличками, учить запо-минать, проговаривать.

Чтение русской народной потешки «Заяц Егорка». Цель: Позна-комить детей с потешкой «Заяц Егорка», помочь запомнить текст.

Разучивание и обыгрывание потешки «Рано – рано по утру». Цель: Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Развлечение «Здравствуй солнышко!». Цель: Формировать умение двигаться под музыку, сочетать движения со словами текста., развивать речь, эмоциональную восприимчивость к произведения фольклора.

Апрель Рассказывание русской народной сказки «Пых», рассматривание сюжетных картин. Цель: Познакомить с содержанием русской народной сказки «Пых».

Чтение и разучивание потешки «Вот колючий серый ёжик». Цель: Знакомство с новой потешкой.

Разучивание подвижной игры: «Мы топаем ногами». Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихо-творения, пополнять словарный запас.

Дидактическая игра «Шнуровка Ёжик» с проговариванием по-тешки «Вот колючий серый ёжик». Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля, помочь вспом-нить потешку, выученную ранее.

Май Рассказывание русской народной сказки «Колобок», рассматри-вание сюжетных картин. Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок», продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображе-но.

Хороводная игра по потешке «Заинька, походи». Цель: Учить детей проговаривать слова вместе с воспитателем, имитировать движения, соответствующие тексту.

Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Большие ноги шли по дороге». Цель: Учить выполнять движения по тексту.

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету русской народной сказки «Колобок». Цель: Развитие связной речи детей с помо-щью театрализации русской народной сказки «Колобок».

Июнь Рассказывание русской народной сказки «Теремок», с показом настольного театра. Цель: Познакомить детей с персонажа-ми сказки «Теремок» посредством демонстрации настольного те-атра.

Пальчиковые игры: «На лесной лужайке», «На полянке дом стоит». Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Игра-забава на основе потешкки «Скачет зайка маленький около завалинки». Цель: Совершать игровые действия в соответствии с текстом, учить запоминать текст потешки, проговаривать от-дельные слова.

Игра-драматизация сказки «Теремок». Цель: Способствовать формированию интереса к русскому народному творчеству че-рез драматизацию художественного произведения.

Июль Чтение потешки «Наши уточки с утра», «Петушок, петушок». Цель: Знакомство с новыми потешками.

Разучивание и обыгрывание потешки «Петушок». Цель: Про-должать приучать детей слушать народные песенки и потешки, сопровождать чтение небольших произведений устного народ-ного творчества игровыми действиями.

Раскрась петушка по потешке «Петушок, петушок». Цель: Раз-вивать мелкую моторику; воспитывать интерес и эмоциональ-ную отзывчивость к произведениям устного народного творче-ства.

Просмотр отрывка из мультфильма «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: Познакомить детей с песенкой потешкой «Жили у бабуси два веселых гуся».

Август Чтение сказки «Маша и медведь» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь», продолжать фор-мировать умение внимательно слушать сказку.

Лепка из соленого теста пирожков для медведя, Пальчиковая гимнастика «Я пеку, пеку, пеку". Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Инсценировка потешки «Мишка-косолапый». Цель: Продолжить развивать интерес детей к произведениям устного народного творчества Познакомить детей с содержани-ем потешки "Мишка косолапый ".

Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: Развитие умения у детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотво-рения.

Методическое обеспечение

литература

Библиографический список:

1. Алексеева М. М. “Методика развития речи и обучения родному языку до-школьников” Изд. Центр “Академия”, 1999.

2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып. 1, 1995.

3. Тарланов З. К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.

4. Соловьева О. И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни де-тей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.

6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” До-школьное воспитание, 2004.

7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольк-лор. Дош. воспитание, 1994, №9

8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.

9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.

10. Мартынова А. Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №608

11. Зуева Т. В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.

12. Бахтин В. С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.

13. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.

14. Усова А. П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.

15. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпки-на. – М. : Оникс, 2007. – 11 с.

16. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

17. Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.

18. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

19. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.

20. Князева О. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», 2016 г.

Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное раз-витие. Методическое пособие. -М. ; Мозаика-Синтез,2000.-152с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о выставке «Ладушки, ладушки, дедушки и бабушки»Фотоотчет о выставке «Ладушки, ладушки, дедушки и бабушки» Фотоотчет о выставке "Ладушки,ладушки дедушки и бабушки".Подготовила :Ожева Надежда Николаевна. С детьми группы раннего возраста. Сегодня.

Конспект НОД «Ладушки в гостях у бабушки» во второй группе раннего возраста «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: Формирование у детей уважительного отношения к бабушке. Программное содержание Задачи: Образовательные:.

Консультация для родителей «Ладушки, ладушки» Консультация для родителей на тему: «Ладушки, ладушки» Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 11:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Деева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 сентября. Международный день грамотности. Папка передвижка

 День грамотности отмечают во всем мире 8 сентября. Грамотностью считается умение читать и писать на родном языке. Дошкольный возраст очень важен для обретения грамотности —...

7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД