Папки-передвижки

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»

Ирина Деева
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка д/с №19»

Проект по развитию речи детей раннего возраста по средствам фольклора

«Ладушки, ладушки,

люблю потешки и сказочки

г. Ишим

Подготовила воспитатель: Деева И. П.

Оглавление

№ п/п Содержание

1 Пояснительная записка

2 Цель, задачи программы

3 Перспективное планирование для детей от 2 до 3 лет

4 Методическое обеспечение

Публикация «Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора „Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!“» размещена в разделах

Пояснительная записка.

Актуальность:

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно род-ной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ иг-рает фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчествапотешек, прибауток, песен, народ-ных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него поло-жительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитате-лю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не из-меняя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вы-зывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей фор-мой речевого развития – устной речью. Проблема развития речи детей средства-ми малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, об-разность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщает-ся к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использо-вание произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель, задачи программы.

Цель программы: Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять его содер-жание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора са-мостоятельно в повседневной жизни.

2. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного от-ношения к совместной деятельности и к режимным моментам; воспитывать интерес к художественной литературе.

5. Расширять представления об окружающем мире.

Формы и режим занятий

Программа предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 года обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей - до 15 минут в группах раннего дошкольного возраста.

Формы организации учебного процесса:

-коллективный

-индивидуально-групповой.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2024 – 2025 год.

Месяц Формы работы

Сентябрь Чтение потешек : «Водичка, водичка, умой мое личико», «Нам водичка добрый друг…», «Кран откройся, нос умойся». Цель: Знакомство с новыми потешками.

Разучивание и обыгрывание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико». Цель: Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Рисование: по потешке «Кран откройся, нос умойся». Цель: Упражнять детей изображать капельки воды используя приём примакивания (ватными палочками). Помочь детям запомнить текст потешки.

Игра-драматизация «Купание куклы Кати»(потешки про воду). Цель: Развивать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

Октябрь Рассказывание русской народной сказки «Репка», рассматрива-ние сюжетных картин. Цель: формировать у детей умение вни-мательно слушать сказку "Репка" до конца.

Чтение и разучивание потешки «Еду-еду к бабе, к деду…». Цель: Знакомство с новой потешкой.

Физминутка: «Вот мы репку посадили». Цель: Развивать коор-динацию движений, пополнять словарный запас.

Инсценировка сказки «Репка» с использованием пальчикового театра». Цель: Развивать у детей умение разыгрывать пальчико-вый театр по сюжету знакомой сказки.

Ноябрь Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», рас-сматривание сюжетных картин. Цель: Познакомить с содержани-ем русской народной сказки «Курочка ряба».

Чтение русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Цель: Познакомить детей с русской народной песенкой "Курочка-рябушечка".

Подвижная игра: «Вышла курочка гулять». Цель: учить внима-тельно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом, развивать координацию, память, активную разговор-ную речь.

Игра-драматизация по сказке «Курочка Ряба». Цель: Способ-ствовать формированию интереса к русскому народному твор-честву через драматизацию художественного произведения.

Декабрь Чтение потешек «Вот они сапожки», «Ты мороз, мороз». Цель: Знакомство с новыми потешками.

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», с показом настольного театра. Цель: Познакомить с содержани-ем сказки, учить слушать сказку, рассказывание которой сопро-вождается показом настольного театра.

Разучивание и обыгрывание потешки «Зайка серенький сидит» Цель: учить детей воспринимать ритм потешки, учить произно-сить слова, делать игровые движения.

Отгадывание загадок про героев сказки «Заюшкина избушка». Цель: Учить отгадывать загадки; активизировать речевую дея-тельность; развивать логику, внимание.

Январь Прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями: «Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Спят усталые игрушки», «Баю, баюшки, баю», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гу-ли…». Цель: Познакомить детей с видом фольклора – колыбельной песней.

Разучивание и обыгрывание потешки «Мама зайчика качает». Цель: Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Разучивание и пение колыбельной «Ай, люли, люленьки». Цель: привитие детям желания слушать и петь колыбельные песни;

Игра-драматизация «Уложим куклу Машу спать». Цель: Разви-вать умение использовать потешки в повседневной жизни в со-ответствующих ситуациях.

Февраль Разучивание потешки «Кошкин дом», рассматривание сюжетных картин. Цель: познакомить с содержанием потешки «Тили бом, тили бом загорелся Кошкин дом».

Беседа по безопасному поведению с огнём с использованием по-тешки «Кошкин дом». Цель: Дать детям знания о причинах воз-никновения пожара, его последствиях и правилах пожарной без-опасности на примере потешки «Кошкин дом».

Разучивание потешки Мурка просит : «Мяу-мяу-мяу. Цель: учить запоминать потешку, проговаривать отдельные слова, по-нимать их значение.

Игра драматизация «Тили-бом». Цель: Помочь запомнить текст потешки методом игры – драматизации.

Март Чтение закличек: «Весна, весна, красная…»; «Солнышко, сол-нышко…». Цель: познакомить детей с закличками, учить запо-минать, проговаривать.

Чтение русской народной потешки «Заяц Егорка». Цель: Позна-комить детей с потешкой «Заяц Егорка», помочь запомнить текст.

Разучивание и обыгрывание потешки «Рано – рано по утру». Цель: Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Развлечение «Здравствуй солнышко!». Цель: Формировать умение двигаться под музыку, сочетать движения со словами текста., развивать речь, эмоциональную восприимчивость к произведения фольклора.

Апрель Рассказывание русской народной сказки «Пых», рассматривание сюжетных картин. Цель: Познакомить с содержанием русской народной сказки «Пых».

Чтение и разучивание потешки «Вот колючий серый ёжик». Цель: Знакомство с новой потешкой.

Разучивание подвижной игры: «Мы топаем ногами». Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихо-творения, пополнять словарный запас.

Дидактическая игра «Шнуровка Ёжик» с проговариванием по-тешки «Вот колючий серый ёжик». Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля, помочь вспом-нить потешку, выученную ранее.

Май Рассказывание русской народной сказки «Колобок», рассматри-вание сюжетных картин. Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок», продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображе-но.

Хороводная игра по потешке «Заинька, походи». Цель: Учить детей проговаривать слова вместе с воспитателем, имитировать движения, соответствующие тексту.

Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Большие ноги шли по дороге». Цель: Учить выполнять движения по тексту.

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету русской народной сказки «Колобок». Цель: Развитие связной речи детей с помо-щью театрализации русской народной сказки «Колобок».

Июнь Рассказывание русской народной сказки «Теремок», с показом настольного театра. Цель: Познакомить детей с персонажа-ми сказки «Теремок» посредством демонстрации настольного те-атра.

Пальчиковые игры: «На лесной лужайке», «На полянке дом стоит». Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Игра-забава на основе потешкки «Скачет зайка маленький около завалинки». Цель: Совершать игровые действия в соответствии с текстом, учить запоминать текст потешки, проговаривать от-дельные слова.

Игра-драматизация сказки «Теремок». Цель: Способствовать формированию интереса к русскому народному творчеству че-рез драматизацию художественного произведения.

Июль Чтение потешки «Наши уточки с утра», «Петушок, петушок». Цель: Знакомство с новыми потешками.

Разучивание и обыгрывание потешки «Петушок». Цель: Про-должать приучать детей слушать народные песенки и потешки, сопровождать чтение небольших произведений устного народ-ного творчества игровыми действиями.

Раскрась петушка по потешке «Петушок, петушок». Цель: Раз-вивать мелкую моторику; воспитывать интерес и эмоциональ-ную отзывчивость к произведениям устного народного творче-ства.

Просмотр отрывка из мультфильма «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: Познакомить детей с песенкой потешкой «Жили у бабуси два веселых гуся».

Август Чтение сказки «Маша и медведь» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь», продолжать фор-мировать умение внимательно слушать сказку.

Лепка из соленого теста пирожков для медведя, Пальчиковая гимнастика «Я пеку, пеку, пеку". Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Инсценировка потешки «Мишка-косолапый». Цель: Продолжить развивать интерес детей к произведениям устного народного творчества Познакомить детей с содержани-ем потешки "Мишка косолапый ".

Подвижная игра «У медведя во бору». Цель: Развитие умения у детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотво-рения.

Методическое обеспечение

литература

Библиографический список:

1. Алексеева М. М. “Методика развития речи и обучения родному языку до-школьников” Изд. Центр “Академия”, 1999.

2. Аникина “ Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып. 1, 1995.

3. Тарланов З. К. “ Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.

4. Соловьева О. И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни де-тей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.

6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” До-школьное воспитание, 2004.

7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит” : Малый фольк-лор. Дош. воспитание, 1994, №9

8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.

9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.

10. Мартынова А. Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №608

11. Зуева Т. В. “Русский фольклор” Флинта : Наука, 2000.

12. Бахтин В. С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.

13. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.

14. Усова А. П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.

15. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпки-на. – М. : Оникс, 2007. – 11 с.

16. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

17. Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.

18. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

19. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.

20. Князева О. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», 2016 г.

Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство : познавательное раз-витие. Методическое пособие. -М. ; Мозаика-Синтез,2000.-152с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о выставке «Ладушки, ладушки, дедушки и бабушки»Фотоотчет о выставке «Ладушки, ладушки, дедушки и бабушки» Фотоотчет о выставке "Ладушки,ладушки дедушки и бабушки".Подготовила :Ожева Надежда Николаевна. С детьми группы раннего возраста. Сегодня.

Конспект НОД «Ладушки в гостях у бабушки» во второй группе раннего возраста «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: Формирование у детей уважительного отношения к бабушке. Программное содержание Задачи: Образовательные:.

Консультация для родителей «Ладушки, ладушки» Консультация для родителей на тему: «Ладушки, ладушки» Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости.

Конспект НОД по развитию речи для детей второй группы раннего возраста «Тише, тише, кот на крыше. Потешки»Конспект НОД по развитию речи для детей второй группы раннего возраста «Тише, тише, кот на крыше. Потешки» Конспект НОД по развитию речи для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) «Тише, тише, кот на крыше…» (ознакомление с потешками).

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 11:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Деева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД