Елена Звягина
Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по развитию мелкой моторики
в первой младшей группе
«Веселые пальчики»
Аннотация проекта
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Это - не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время становится актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, чёткость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
При поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.
Цель проекта:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. ;
3. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Тип проекта: 4 недели
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Время проведения: 01.07.2024-26.07.2024 г.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
1. Перспективный план работы по проекту;
2. Картотеки пальчиковых игр;
4. Картотека дидактических и подвижных игр;
5. Настольно-печатные игры, мозаики, деревянные вкладыши;
6. Раскраски, трафареты, цветные мелки и карандаши, мягкий пластилин;
7. Массажные мячи, природный материал (вода, песок, крупы.
Ожидаемые результаты:
У детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта, составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики в младшей группе;
2. Изучение и подбор методической, художественной литературы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и игр на развитие мелкой моторики и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации. Изготовление многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшей группы.
II этап: практический
работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через организацию различных видов детской деятельности;
- взаимодействие с родителями по реализации проекта;
- выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности, самообслуживания и мелкой моторики в конце проекта;
III этап: заключительный
Предоставление отчета о работе.
Перспективное планирование
1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика).
4. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
5. Штриховка «Фрукты».
6. Обведи по контуру (овощи и фрукты).
7. Рисуем пальчиком по песку.
8. «Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка)
9. Выкладование камешков марблс.
10. Пластилинография :Сказочный домик.
11. Рисование ватными палочками «Созвездие»
12. Рисование ватными палочками «Ромашка»
13 Массаж шиповаными мячами.
14. Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).
15. Рисование полусухой кистью «Дерево»
16. Магнитный конструктор в проекте.
Работа с родителями:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры.
Оценка результатов реализации проекта.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Отчет
о проделанной работе по проектной деятельности
«Веселые пальчики» по развитию мелкой моторики
В период с 01.07.2024 по 26.07.2024 г. в первой младшей группе был реализован проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»
Участниками проекта были воспитанники, воспитатели группы, родители.
Целью проекта было развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Поставленные задачи реализовывали в совместной образовательной деятельности, в повседневных обучающих ситуациях, в ходе индивидуальной работы. Использовали в своей работе разнообразные формы и методы, особенное значение уделяли использованию игрового метода, так как основным видом деятельности является игра.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; проделанная работа способствовала снятию напряжения рук, снятию умственной усталости, а также дали ощутить детям радость телесного контакта.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.