Ольга Новосельцева
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2–3 лет «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет "Ловкие пальчики"
Тип, вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с октября 2019 года по март 2020 года).
Участники проекта : дети ранней группы «Пчелки», воспитатели, родители.
Руководитель проекта : Новосельцева О. Г.
Место проведения проекта : групповая комната.
Актуальность:
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2–3 лет „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Эта тема для меня важна, потому что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Я добиваюсь, чтобы с детьми с раннего возраста велась работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, так как она в дальнейшем станет важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Проблема
Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности, дети позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук.
Цель проекта : развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Ожидаемые результаты проекта :
- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;
- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши) пальчиковая гимнастика, физкультминутки пальчиковые игры со стихами пальчиковый театр лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором. кубиками). дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т. д) пазлы, мозаика.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Этапы проведения проекта :
1-й - Организационный этап:
- подбор и изучение литературы по теме;
- составление картотеки пальчиковых игр со словами для развития мелкой моторики;
- Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год;
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2-й – практический: Работа по плану.
План работы по реализации проекта
Экспериментальная деятельность: - Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага);
Познавательное развитие - д/и с песком и водой;
- д/и с предметами дом. обихода;
-Д/и «Чудесный мешочек»,
- Д/и «Волшебная коробочка»,
- конструирование построек из кубиков разной величины
Речевое развитие заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная семья», «Части тела», «Капуста», «Умывание», «Тесто», «Теремок» и др.
Социально-коммуникативное развитие - коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики»,
- игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками;
- мозаика,
- шнуровка,
- коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки»
Художественно-эстетическое развитие - рисование ладошками «Веселые картины»,
- рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»;
-рисование ватными палочками «Покормим цыплят»;
- рисование губкой «Одуванчики»
- лепка «зернышки для цыпленка»
- лепка «Веселые ежата»;
- пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
- народные игры с ладошками
Физическое развитие - Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик)
- Массаж с растиранием пальчиков;
- Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»;
- игры с массажным мячиком
Форма работы с родителями:
- консультация для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»;
- привлечение родителей к участию «Театральная игрушка» : изготовление театра для детей любого вида;
- помощь в подготовке к презентации проекта – показу детьми кукольного театра по сказке «Репка»;
- папка – передвижка «Играем пальчиками»
3-й – заключительный: обобщение результатов работы.
Октябрь
1. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
2. Пальчиковая игра : «Умывание», «Тесто», «Теремок».
«Умывание»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)
Мы умеем чисто мыться.
Пасту для зубов берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
«Тесто»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)
Сладкий тортик испечём,
Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)
А верхушку сладким кремом.
И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)
Мы присыплем торт немножко,
А потом заварим чай («завариваем» чай.)
В гости друга приглашай.
«Теремок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)
На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)
Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)
Трык- трок, трык- трок
И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)
3. Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».
Предложить покатать карандаши между ладоней или по столу (сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками).
4. Игры с резиновыми игрушками.
1 Беседы на темы «Моя любимая игрушка», «Такие разные игрушки»,
«Магазин игрушек»
2. Игровые ситуации «Из чего сделаны наши игрушки», «Какие бывают игрушки».
Игровое упражнение «Большие и маленькие»
3. Д/ игры «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?»,
«Угадай игрушку по описанию». Игры с водой (резиновые игрушки, «Пускаем бумажные кораблики»
4. С/ р. игры «Купание кукол», «Поездка на поезде», «Магазин игрушек».
5. Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек, рассматривание иллюстраций книг.
6. Оформление «домика» для домашних животных.
7. Чтение В. Сутеев «Кораблик»,
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики.
Стимулировать пространственное мышление, внимание.
Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».
2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
Ноябрь
1. Пальчиковый театр.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковая игра : «Капуста», «Этот пальчик», «Раз, два, три, четыре, пять»
«Капуста».
Мы капусту рубим, рубим (Резкие движения кистями вверх-вниз.)
Мы морковку трем, трем. (Имитация движений на терке.)
Мы капусту солим, солим. (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.)
Мы капусту жмем, жмем. (Сжимать пальцы обеих рук в кулаки.)
«Этот пальчик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё доел,
Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)
«Раз, два, три, четыре, пять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)
Будем пальчики считать : (Сжимают и разжимают кулачки.)
Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)
Вот такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)
3. Массаж и самомассаж: «Игра с бумажными шариками».
4. Игры с бусами.
«Бусы и шкатулочка»
Педагог:
Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?
Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка от шкатулки)
Бусы, бусы, покатитесь,
Красотою похвалитесь! (двумя пальцами поднять бусы вверх)
А теперь опять сложитесь,
И тихонько спать ложитесь.
Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).
С помощью пальчикового театра формировать и совершенствовать чувства ритма (слова соответствуют движениям сказочному персонажу.)
Учить устной речи, путём движения пальцев рук.
С помощью игр с бусами развить тактильную чувствительность, скоординированность движений. • Составить картотеку пальчиковых игр.
Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
Изготовить бусы.
Январь
1. Игры с мелкими предметами
2. Пальчиковая игра : «Белка». «Репка», «Пять пальчиков».
3. Массаж и самомассаж: «Игра с мячиками».
4. Игры с мозаикой.
Развивать речь детей, координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»
Февраль
1. Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
2. Пальчиковая игра : «Молоток», «Это. я», «Пальчики».
3. Массаж и самомассаж: «Игра с шишками».
4. Игры с конструктором Развивать память, внимание, пополнение словарного запаса.
Памятка для родителей: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат»
Март
1. Пальчиковая игра : «Ну-ка, братцы, за работу», «Пальцы в гости приходили», «На полянке дом стоит»
2. Массаж и самомассаж: «Игра с орехами».
3. Шнуровка.
2. Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой и т. д) С помощью нетрадиционного рисования развить в ребенке воображение, творчество, проявление самостоятельности. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом»
3-й – заключительный: обобщение результатов работы.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Результативность: У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости. Вывод: Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение: Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности детей : вторая группа раннего возраста – М:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 – 128 с. ;
2. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий: первая младшая группа. Интегрированный подход, - М: Изд-во Скрипторий, 2003, 2017 – 152 с
3. Е. М. Косинова «Уроки логопеда» игры для развития речи»
4. Юлия Соколова «Игры с пальчиками».
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Интернет ресурсы.