Шевцова Тамара
Проект по развитию логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное название проекта
Путешествие в страну сообразилию
Срок выполнения
Сентябрь-ноябрь
Цель
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста
2. Проанализировать предметно-развивающую среду группы
3. Пополнить игротеку группы играми-головоломками
4. Составить рабочую тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с включением игр-головоломок
5. Развитие у детей логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение
Участники
Преподаватель, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, студент-практикант, дети, родители
Презентация проекта
Презентация «Путешествие в страну Сообразилию» для детей и родителей дошкольного образовательного учреждения;
Ожидаемые результаты
1. Рабочая тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с играми-головоломками.
2. Повышение интереса у дошкольников к играм-головоломкам.
3. Пополнение игротеки группы играми-головоломками «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.
Составитель
Преподаватель Хлупина Н. О.
Студентка Кастусева Т. Д.
Актуальность проекта
Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев основными логическими операциями, ребенок успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У детей высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих действий. Появление у ребёнка способности к самоконтролю и саморегуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. В стремлении ребёнка «победить» в нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость.
Цель проекта: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок
Задачи проекта:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста;
2. проанализировать предметно-развивающую среду группы;
3. пополнить игротеку группы играми-головоломками;
4. составить рабочую тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с включением игр-головоломок;
5. развитие у детей логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.
Реализация проекта осуществляется в три этапа
№ п / п
Название мероприятия (тема, форма проведения
Сроки проведения
Участники
Ответственный
I этап - подготовительный
1.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста
сентябрь
Преподаватель, старший воспитатель, воспитатели, студент-практикант
Старший воспитатель
2.
Консультация для родителей «Использование игр-головоломок «Танграм» для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Преподаватель, воспитатели, родители
Воспитатели, студент-практикант
3.
Диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Преподаватель, воспитатели, педагог-психолог, дети, родители
Педагог-психолог
II этап - основной
октябрь
4.
Игры-головоломки, направленные на решение конструктивных задач «Занимательные кубики» (составление объёмных фигур из кубиков «Куб-хамелеон», «Уголки»)
Воспитатели, дети
Воспитатели, студент-практикант
5.
Игры «шнурковые» «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его
Воспитатели, дети
Воспитатели, студент-практикант
6.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач «Игры с палочками»
Воспитатели, дети
Воспитатели, студент-практикант
7.
Игры «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо»
Воспитатели, дети
Воспитатели, студент-практикант
8.
Родительское собрание «Компьютерные игры на логику для дошкольника: за или против» в форме диспута
Воспитатели, старший воспитатель, родители
Воспитатели, студент-практикант
9.
КВН «Путешествие в стану Сообразилию»
Воспитатели, дети, старший воспитатель, родители
Воспитатели, студент-практикант
III этап - заключительный
ноябрь
10.
Анкетирование родителей
Родители, воспитатели
Воспитатель
11.
Диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели, педагог-психолог, дети
Педагог-психолог
12.
Презентация проекта
Преподаватель,старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, дети, родители
студент-практикант
Ожидаемые результаты
1. Рабочая тетрадь на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с играми-головоломками.
2. Повышение интереса у дошкольников к играм-головоломкам.
3. Пополнение игротеки группы играми-головоломками «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.
Литература
Игры на логику и мышление [Электронный ресурс]: Играемся //
Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] З. А. Михайлова. - М. 1990.
Формирование предметно-развивающей среды [Электронный ресурс]: методическая поддержка старшего воспитателя. - М. : Информационный центр «Ресурсы образования». - 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM, 12 см.
Чуднова, Р. П. Мишутка учится считать [Текст] / Р. П. Чуднова. - г. Орел. 1997.
Приложение А
Анализ
предметно-развивающей среды группы на развитие логического мышления
Перечень
игр на развитие логического мышления
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
ЦЕЛЬ: Формирование сенсорных представлений: форма, цвет, размер, развитие мелкой моторики.
1) Вкладыши плоскостные
2) Шнуровки
3) Кубики
4) Пирамидки
5) Коврики
6) Мозаика
7) Пазлы
8) Матрёшки
9) Строительные наборы
10) Вкладыши объёмные.
ЦЕЛЬ: Развитие геометрических представлений, концентрации внимания, усидчивости, логического и образного мышления.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
1) Коридор
2) Змейка
3) Кирпичики
4) Счетовозик
5) Чудо-соты
6) Вкладыши Монтессори
7) Формочки
8) Крестики
9) Чудо-кубик
10) Шнур-затейник
11) Геоконт
12) Чудо цветик
13) Математические корзинки
14) Прозрачные цифры
15) Квадраты 2-х и 4-х цветные, прозрачные
16) Змейка
17) Чудесный круг
18) Три кольца
СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ЦЕЛЬ: развитие творческого и логического мышления, геометрического воображения, пространственных представлений, умения моделировать, ориентироваться в пространстве.
1) Классический кубик Рубика
2) Модификации кубика
3) Змейка Рубика
4) Тетраэдр
5) Уникуб
6) Геовизор
7) Колумбово яйцо
8) Танграм
9) Тангос (на магните)
10) Волшебный круг
11) Монгольская игра
12) Вьетнамская игра
13) Пентамино
14) Катамино
15) Уголки
16) Нанокуб
17) Механические головоломки
18) Эклипс
19) Уголки (китайские шашки)
20) Шахматы для одного
21) Волшебный шар
22) Судоку
23) Твист
24) Тантрикс
25) Квиксо
26) Куб
27) Кирпичики
28) Коридор