Татьяна Куприкова
Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : ««Мы — селяне»
Актуальность. Профориентация дошкольников – это новое, направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Публикация «Проект по ранней профориентации „Мы — селяне“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к своему труду. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, что позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Именно поэтому встал вопрос о реализации проекта по ранней профориентации «Мы - селяне» Проект направлен на формирование представлений об овощных культурах нашего края; о способах их посадки и условиях выращивания; на понимание необходимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их представления о профессиях связаннах с рестениводством, о процессе выращивания различных культур, их полезных свойствах; развитьтворческие способности детей, совместную поисковую деятельность.
Методический паспорт проекта
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Направление проекта : экологическое воспитание дошкольников.
Возраст детей — участников проекта 6-7 лет.
Вид проекта : иформационно - исследовательский.
По методу познавательно-творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный
Цель проекта :
Обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии.
Задачи проекта :
Воспитательные:
- прививать желание детям участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и бережное отношение к ним.
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитывать положительное отношение и уважение к профессиям сельского хозяйства.
Развивающие:
-Развивать у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям в дошкольном возрасте
- Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями.
- активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса.
Обучающие:
-продолжать учить детей ухаживать за овощами.
- учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках.
-продолжать формировать знания детей о необходимых факторах для роста и развития растений
- приобщение детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и экскурсии
Условия реализации проекта :
• Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
• Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.
• Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности).
• Побуждение к совместной деятельности с детьми, родителями, сотрудниками детского сада по теме проекта.
• Создать условия для активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.
• Организовать сотрудничиство с родителями, педагогическим коллективом в процессе реализации проекта.
Прогнозируемые результаты
• Дети приобретут знания о сельских профессиях, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.
• Ребенок овладеет умениями: сажать и ухаживать за растениями, познакомится с условиями его содержания.
• У ребенка сформируются знания и представления о росте и развити растений.
• Дети научатся видеть результаты свого труда и рассказывать о своей деятельности.
• Дети познакомятся с многообразием посевного материала, научатся различать семена овощей, выращивать рассаду из семян, правильно ухаживать за растениями.
• Дети станут бережнее относиться к растительному миру.
• Дети станут более уважительно относиться к труду.
• Наблюдение за растениями будут зафиксированы в дневнике наблюдений.
Планирование проекта
Анкетирование родителей с целью определить, какими знаниями и представлениями о профессиях они обладают.
Диагностирование детей с целью выявить уровень сформированности знаний и представлений комнатных растениях
Создание инициативной группы по реализации проекта, в составе которой входят родители, дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.
Разработка примерных конспектов занятий; планирование экскурсий.
Разработка форм работы с родителями в процессе реализации проекта.
Создание предметно-развивающей среды: разработка игр, сбор справочного материала, оформление книжного уголка.
• Разработка циклов наблюдений и экпериментов с детьми.
• Подбор сюжетно – ролевых игр.
• Привлечение родителей к приобретению инвентаря и посевного материала.
Выполнение проекта
1. Организация ОД по теме проекта.
2. Совместная деятельность педагога и детей:
• Проведение бесед
«Беседа по теме «Овощи», «Беседа о труде людей осенью», «Таблетки растут на грядке», Цикл бесед об овощах Цикл бесед охлебе. (см. Т. А. Шорыгина «Беседы о хлебе», «Беседы об овощах».)
• Проведение цикла опытов с растениями.
• Проведение дидактических игр:
Игра – хоровод «Назови растение, (овощ, фрукт)»
«Четвертый лишний» (работа в малых группах)
«Волшебный мешочек»(1)
«Фруктовые фантазии»
«Чего не стало?» (игра в парах или малых группах)
«Собери картинку»
Игра-лото «овощи»
«Что где растет?»
«С какого растения листок?»
"Части растений"
«Что вырастили люди?»
«Где спряталась матрешка?»
«Вершки и корешки»
«Какие овощи нужны для борща?»
«Урожай»
«Что сначала, что потом?»
«Соберем урожай в поле, в саду, на огороде»
«Нужно — не нужно»
«Где растет?»
«Назови правильно»
«Что нужно для работы»
«Посчитай, назови и раскрась»
«Бинго»
«Помоги агроному»
«Правда или нет»
Чтение художественной литературы:
Датская народная сказка "Золотое яблоко".
Французская сказка - "Маленький кочан капусты, который никак не хотел расти".
Рассказ "Грушевое яблочко" автора Л. Ф. Воронковой;
Сказка "Лимон" автора Агнии Барто;
Сказка "Петушок и бобовое зёрнышко" (русская народная);
Рассказ "Огурцы" автора Н. Носова;
Сказка Принцесса на горошине автора Г. Х. Андерсона;
Сказка "Мешок яблок" автора В. Сутеева;
Сказка "Волк и лук" автора Л. Н. Толстого.
"Джек и бобовый стебель" английская народная сказка.
Басня "Лисица и виноград" И. А. Крылова.
Д. Родари «Чипполино».
Ю. Тувим «Овощи».
Л. Толстой «Старик сажал яблони.».
Сказка "О молодильных яблоках и живой воде"
Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке
Пришвин М. "Лисичкин хлеб"
Паустовский К. "Теплый хлеб"
Яковлев Ю. "Цветок хлеба"
Г. Х. Андерсен "Девочка, которая наступила на хлеб"
М. Глинская" Хлеб".
О. Повещенко. «Расскажу я вам, ребята…»
Н. Капустюк. «Без чеснока никак нельзя»
А. Прокофьев. «Огород»
Е. Раннева. «Помидор – светофор»
Н. Шемякина. «Ручной дождик»
Л. Генералова. «Полезный лук» https://stihi.ru/2010/05/09/5229
Т. Лаврова. «Из чего печётся хлеб…»
Е. Бацева. «Сказка про фрукты»
Т. Домаренок. «Фрукты-путешественники»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
Реализация проекта в образовательных областях:
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование на темы:
- «Праздничный стол» Н. Н. Леонова «Художественное творчество» стр. 24
- «Лук от семи недуг». Н. Н. Леонова «Художественное творчество» стр. 33
- «Зимний огород». Н. Н. Леонова «Художественное творчество» стр. 34 «Откуда хлеб на стол пришел». Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 78 (твердый переплет)
- «Трудом человек славится (рисование портрета)». Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 122твердый переплет)
- «По сказке” Семь Семеонов-семь работников “». Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий. подготовительная к школе группа.» стр. 118.
Лепка:
- «Дыры осени» (колллективная лепка) - Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 169
- «Русское поле» Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» стр. 65
- «Хлебная лакомкае» Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» стр. 66
- «Плетень с подсолнухами» Д. Н. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 15
Аппликация:
- «Фрукты и овощи» - Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий подготовительная к школе группа.» стр. 19
- «Подсолнухи и поле» - Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 200
- «Изготовим лото овощи для малышей» - Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» стр. 17
Конструирование:
«Гусеница на яблоке»Т. И. Бобкова «Художественное развитие детей 6-7 лет» стр. 8
Познавательное развитие:
- «Как хлеб на стол пришел» - Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий стр. 81
- «Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий» - Н. В. Нищеева стр. 81. Конспек познавательной деятельности «Где прячется крахмал?»
- «Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий» - Н. В. Нищеева стр. 81. Конспек познавательной деятельности «Живая земля»стр. 199
- «Профессия флорист-(фитодизайнер)» - Т. В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» стр. 168
Конспект ОД по ознакомлению с профессиями работников сельского хозяйства. См. Приложение.
Конспект ОД В гостях у профессора «Огорода». См. Приложение.
Конспект ОД «Знакомство с профессией овощевода». См. Приложение.
Конспект ОД «Профессия - агроном». См. Приложение.
Конспект ОД «Знакомство с профессией хлебороб». См. Приложение.
Речевое развитие:
Конспект ОД по речевому развитию «Хлеб – всему голова». См. Приложение.
«Составление рассказа по сериии сюжетных картин» - Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий» стр. 87
Экология:
«Путешествие колоска» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»стр. 323
«Посещение кафе «Дары осени» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 327
«Для чего растению нужны семена» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 343
«Почему земля кормит» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 427
Физическое развитие: Подвижные игры:
- «Цветы»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Догони цветок»;
- «Раз, два, три-к цветку бети»;
- «Цветы»; (пальчиковая)
-«Гимнастика для цветов»;
-
Оформление фотоальбомов «комнатные цветы»,
Оформление фотогазеты «Комнатные растения,
Создание презентаций «Профессия агроном». «Професия хлебороб». Професия овощевод».
Организация экскурсий по
Организация экскурсии в
Создание выставки стенгазет «Юный агроном».
Конкурс овощеводов («Веселый лучок».) (выращивание лука в домашних условиях)
Труд: «Мы посадили огород чудо там произойдет» - труд в огороде на окне, уход за растениями.
Выставка буклетов» Овощные фантазии». (Заготовки из овощей)
Создание альбома «Семена овощей».
Создание альбома «Овощи».(описание овоща и агротехника)
Консультация для родителей «Лук от всех недуг». «Витамины в овощах и фруктах»
Мастер-класс для педагогов «Все сумею все смогу».
Создание альбома
Подведение итогов
Открытый показ ОД для вех педагогов ДОУ «В гостях у профессора Огорода».
Заключение
Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют педагогов ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации.
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает трактористом, комбайнером, овощеводом, инженером, мама печет хлеб, выращивает овощи. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.
Будущее детей-дошколят предугодать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеемся, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Литература:
1. Т. И. Бобкова «Художественное развитие детей 6-7 лет» Творческий центр Сфера 2014г
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт- Петербург Детство - Пресс 2015г.
3. Т. В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Сфера 2011г.
4. ГолицынаС. С. «Конспекты комплесно – тематических занятий подготовительная группа». Интегрированный подход. Москва Скрипторий
2003 2016г.
5Д. Н. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет» .Москва Мозаика –синтез 2014г.
6. Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной группе». Санкт-Петербург Детство-Пресс2015г.
7. Ленова Н. Н. Художественное творчество (Планирование,конспекты) Волгоград:Учитель,2014.
8. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементирование. Санкт-Петербург Детство-Пресс2015г.
Н. В. Нищеева» Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий». Санкт-Петербург Детство-Пресс2013г.
9. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва Гуманитарный Издательский Центр Владос2008г.
10. Шорыгина Т. А«. Беседы об овощах», «Беседы о хлебе». (Методические рекомендации)
11. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». Творческий центр Сфера 2010г.