МААМ-картинки

Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»

Татьяна Куприкова
Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»

Тема проекта : ««Мы — селяне»

Актуальность. Профориентация дошкольников – это новое, направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

Публикация «Проект по ранней профориентации „Мы — селяне“» размещена в разделах

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к своему труду. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, что позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Именно поэтому встал вопрос о реализации проекта по ранней профориентации «Мы - селяне» Проект направлен на формирование представлений об овощных культурах нашего края; о способах их посадки и условиях выращивания; на понимание необходимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их представления о профессиях связаннах с рестениводством, о процессе выращивания различных культур, их полезных свойствах; развитьтворческие способности детей, совместную поисковую деятельность.

Методический паспорт проекта

Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Направление проекта : экологическое воспитание дошкольников.

Возраст детей — участников проекта 6-7 лет.

Вид проекта : иформационно - исследовательский.

По методу познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный

Цель проекта :

Обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии.

Задачи проекта :

Воспитательные:

- прививать желание детям участвовать в посильной для них деятельности по уходу за растениями и бережное отношение к ним.

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитывать положительное отношение и уважение к профессиям сельского хозяйства.

Развивающие:

-Развивать у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям в дошкольном возрасте

- Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями.

- активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса.

Обучающие:

-продолжать учить детей ухаживать за овощами.

- учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках.

-продолжать формировать знания детей о необходимых факторах для роста и развития растений

- приобщение детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и экскурсии

Условия реализации проекта :

• Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

• Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

• Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности).

• Побуждение к совместной деятельности с детьми, родителями, сотрудниками детского сада по теме проекта.

• Создать условия для активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.

• Организовать сотрудничиство с родителями, педагогическим коллективом в процессе реализации проекта.

Прогнозируемые результаты

• Дети приобретут знания о сельских профессиях, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.

Ребенок овладеет умениями: сажать и ухаживать за растениями, познакомится с условиями его содержания.

• У ребенка сформируются знания и представления о росте и развити растений.

• Дети научатся видеть результаты свого труда и рассказывать о своей деятельности.

• Дети познакомятся с многообразием посевного материала, научатся различать семена овощей, выращивать рассаду из семян, правильно ухаживать за растениями.

• Дети станут бережнее относиться к растительному миру.

• Дети станут более уважительно относиться к труду.

• Наблюдение за растениями будут зафиксированы в дневнике наблюдений.

Планирование проекта

Анкетирование родителей с целью определить, какими знаниями и представлениями о профессиях они обладают.

Диагностирование детей с целью выявить уровень сформированности знаний и представлений комнатных растениях

Создание инициативной группы по реализации проекта, в составе которой входят родители, дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФК.

Разработка примерных конспектов занятий; планирование экскурсий.

Разработка форм работы с родителями в процессе реализации проекта.

Создание предметно-развивающей среды: разработка игр, сбор справочного материала, оформление книжного уголка.

• Разработка циклов наблюдений и экпериментов с детьми.

• Подбор сюжетно – ролевых игр.

• Привлечение родителей к приобретению инвентаря и посевного материала.

Выполнение проекта

1. Организация ОД по теме проекта.

2. Совместная деятельность педагога и детей:

• Проведение бесед

«Беседа по теме «Овощи», «Беседа о труде людей осенью», «Таблетки растут на грядке», Цикл бесед об овощах Цикл бесед охлебе. (см. Т. А. Шорыгина «Беседы о хлебе», «Беседы об овощах».)

• Проведение цикла опытов с растениями.

Проведение дидактических игр:

Игра – хоровод «Назови растение, (овощ, фрукт)»

«Четвертый лишний» (работа в малых группах)

«Волшебный мешочек»(1)

«Фруктовые фантазии»

«Чего не стало?» (игра в парах или малых группах)

«Собери картинку»

Игра-лото «овощи»

«Что где растет?»

«С какого растения листок?»

"Части растений"

«Что вырастили люди?»

«Где спряталась матрешка?»

«Вершки и корешки»

«Какие овощи нужны для борща?»

«Урожай»

«Что сначала, что потом?»

«Соберем урожай в поле, в саду, на огороде»

«Нужно — не нужно»

«Где растет?»

«Назови правильно»

«Что нужно для работы»

«Посчитай, назови и раскрась»

«Бинго»

«Помоги агроному»

«Правда или нет»

Чтение художественной литературы:

Датская народная сказка "Золотое яблоко".

Французская сказка - "Маленький кочан капусты, который никак не хотел расти".

Рассказ "Грушевое яблочко" автора Л. Ф. Воронковой;

Сказка "Лимон" автора Агнии Барто;

Сказка "Петушок и бобовое зёрнышко" (русская народная);

Рассказ "Огурцы" автора Н. Носова;

Сказка Принцесса на горошине автора Г. Х. Андерсона;

Сказка "Мешок яблок" автора В. Сутеева;

Сказка "Волк и лук" автора Л. Н. Толстого.

"Джек и бобовый стебель" английская народная сказка.

Басня "Лисица и виноград" И. А. Крылова.

Д. Родари «Чипполино».

Ю. Тувим «Овощи».

Л. Толстой «Старик сажал яблони.».

Сказка "О молодильных яблоках и живой воде"

Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке

Пришвин М. "Лисичкин хлеб"

Паустовский К. "Теплый хлеб"

Яковлев Ю. "Цветок хлеба"

Г. Х. Андерсен "Девочка, которая наступила на хлеб"

М. Глинская" Хлеб".

О. Повещенко. «Расскажу я вам, ребята…»

Н. Капустюк. «Без чеснока никак нельзя»

А. Прокофьев. «Огород»

Е. Раннева. «Помидор – светофор»

Н. Шемякина. «Ручной дождик»

Л. Генералова. «Полезный лук» https://stihi.ru/2010/05/09/5229

Т. Лаврова. «Из чего печётся хлеб…»

Е. Бацева. «Сказка про фрукты»

Т. Домаренок. «Фрукты-путешественники»

Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Реализация проекта в образовательных областях:

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование на темы:

- «Праздничный стол» Н. Н. Леонова «Художественное творчество» стр. 24

- «Лук от семи недуг». Н. Н. Леонова «Художественное творчество» стр. 33

- «Зимний огород». Н. Н. Леонова «Художественное творчество» стр. 34 «Откуда хлеб на стол пришел». Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 78 (твердый переплет)

- «Трудом человек славится (рисование портрета)». Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 122твердый переплет)

- «По сказке” Семь Семеонов-семь работников “». Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий. подготовительная к школе группа.» стр. 118.

Лепка:

- «Дыры осени» (колллективная лепка) - Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 169

- «Русское поле» Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» стр. 65

- «Хлебная лакомкае» Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» стр. 66

- «Плетень с подсолнухами» Д. Н. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 15

Аппликация:

- «Фрукты и овощи» - Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий подготовительная к школе группа.» стр. 19

- «Подсолнухи и поле» - Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ» стр. 200

- «Изготовим лото овощи для малышей» - Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» стр. 17

Конструирование:

«Гусеница на яблоке»Т. И. Бобкова «Художественное развитие детей 6-7 лет» стр. 8

Познавательное развитие:

- «Как хлеб на стол пришел» - Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий стр. 81

- «Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий» - Н. В. Нищеева стр. 81. Конспек познавательной деятельности «Где прячется крахмал?»

- «Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий» - Н. В. Нищеева стр. 81. Конспек познавательной деятельности «Живая земля»стр. 199

- «Профессия флорист-(фитодизайнер)» - Т. В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» стр. 168

Конспект ОД по ознакомлению с профессиями работников сельского хозяйства. См. Приложение.

Конспект ОД В гостях у профессора «Огорода». См. Приложение.

Конспект ОД «Знакомство с профессией овощевода». См. Приложение.

Конспект ОД «Профессия - агроном». См. Приложение.

Конспект ОД «Знакомство с профессией хлебороб». См. Приложение.

Речевое развитие:

Конспект ОД по речевому развитию «Хлеб – всему голова». См. Приложение.

«Составление рассказа по сериии сюжетных картин» - Н. C.Голицына «Конспекты комплесно тематических занятий» стр. 87

Экология:

«Путешествие колоска» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»стр. 323

«Посещение кафе «Дары осени» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 327

«Для чего растению нужны семена» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 343

«Почему земля кормит» - О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 427

Физическое развитие: Подвижные игры:

- «Цветы»;

- «Солнышко и дождик»;

- «Догони цветок»;

- «Раз, два, три-к цветку бети»;

- «Цветы»; (пальчиковая)

-«Гимнастика для цветов»;

-

Оформление фотоальбомов «комнатные цветы»,

Оформление фотогазеты «Комнатные растения,

Создание презентаций «Профессия агроном». «Професия хлебороб». Професия овощевод».

Организация экскурсий по

Организация экскурсии в

Создание выставки стенгазет «Юный агроном».

Конкурс овощеводов («Веселый лучок».) (выращивание лука в домашних условиях)

Труд: «Мы посадили огород чудо там произойдет» - труд в огороде на окне, уход за растениями.

Выставка буклетов» Овощные фантазии». (Заготовки из овощей)

Создание альбома «Семена овощей».

Создание альбома «Овощи».(описание овоща и агротехника)

Консультация для родителей «Лук от всех недуг». «Витамины в овощах и фруктах»

Мастер-класс для педагогов «Все сумею все смогу».

Создание альбома

Подведение итогов

Открытый показ ОД для вех педагогов ДОУ «В гостях у профессора Огорода».

Заключение

Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют педагогов ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации.

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает трактористом, комбайнером, овощеводом, инженером, мама печет хлеб, выращивает овощи. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Будущее детей-дошколят предугодать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеемся, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Литература:

1. Т. И. Бобкова «Художественное развитие детей 6-7 лет» Творческий центр Сфера 2014г

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт- Петербург Детство - Пресс 2015г.

3. Т. В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Сфера 2011г.

4. ГолицынаС. С. «Конспекты комплесно – тематических занятий подготовительная группа». Интегрированный подход. Москва Скрипторий

2003 2016г.

5Д. Н. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет» .Москва Мозаика –синтез 2014г.

6. Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной группе». Санкт-Петербург Детство-Пресс2015г.

7. Ленова Н. Н. Художественное творчество (Планирование,конспекты) Волгоград:Учитель,2014.

8. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементирование. Санкт-Петербург Детство-Пресс2015г.

Н. В. Нищеева» Опытно-эксперементальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий». Санкт-Петербург Детство-Пресс2013г.

9. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва Гуманитарный Издательский Центр Владос2008г.

10. Шорыгина Т. А«. Беседы об овощах», «Беседы о хлебе». (Методические рекомендации)

11. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». Творческий центр Сфера 2010г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар»Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар» Сегодня 20 октября Всемирный день повара. Наши дети в рамках проекта ранняя профориентация познакомились с профессией "Повар". Цель: Знакомство.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Автор публикации:
Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»
Опубликовано: 2 октября 2024 в 21:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Куприкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД