Марина Сердитова
Проект по работе с родителями в средней группе
Проект по работе с родителями : «Взаимодействие с семьёй – залог успеха дошкольного образования»
Средняя группа № 5
Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
Публикация «Проект по работе с родителями в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность темы
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
В современных условиях система дошкольного образования должна быть направлена на взаимодействие или построение особых отношений с семьями воспитанников.
Работая с родителями нашей группы, я столкнулась со следующими трудностями (опираясь на опыт коллег, могу сказать, что эти трудности не уникальны и присущи в той или иной мере всем родителям) :
• Недоверие родителей по отношению к воспитателю на начальном этапе сотрудничества;
• Разобщённость родителей между собой;
• Стереотипное мышление в области анализа событий, происходящих в группе;
• Отсутствие потребности участия в жизни детского сада.
Именно эти трудности, по моему мнению, служат препятствием к формированию эффективного взаимодействия. Преодоление этих трудностей является залогом успешной работы по созданию единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Паспорт проекта.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта : долгосрочный сентябрь 2019- декабрь 2020 г.
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы
Возраст участников проекта : средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы : групповая, фронтальная.
Цель проекта :
Обеспечить тесное сотрудничество с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка, для целостного развития личности дошкольника.
Задачи:
• создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и родителей между собой :
- при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов;
- при использовании разнообразных новых форм работы.
• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
• привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
• повышение педагогической культуры родителей;
• активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
• развитие творческих способностей детей и родителей;
• вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Ожидаемый результат:
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
В рамках проекта возможно, апробировать инновационные формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам; создание методических рекомендаций по формам работы с родителями.
Повышение уровня образованности родителей в области психолого-педагогической и правовой культуры, обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использоваться во время реализации этапов проекта, должны соответствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
Перспективный план работы с родителями
Месяц Мероприятие Ответственные
сентябрь Оформление стенда «Здравствуй, детский сад»
Сбор сведений о родителях «Давайте знакомиться»
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом учебном году»
Организационное родительское собрание : «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 4-5 лет»
Папки-передвижки: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»; «Что должно быть в шкафчике у ребенка?»; «Нетрадиционное рисование в детском саду»
Консультации: «Живые витамины»; «Что должен знать ребенок 4-5 лет»; «Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет»;
Беседа «Если ребенок ябедничает».
Фотовыставка «Как я провел лето»
Фотоальбом «Моя семья» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители, воспитатели
октябрь Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ», «Авторитет родителей», «Развитие творческих способностей у детей»
Консультация: «Обидчивый ребенок», «Хвалим ребенка правильно»
Беседа: «Одежда детей в группе и на улице!»; «Режим дня и его значение в жизни ребёнка»
Информация на сайте «Развитие речи и словаря через активное чтение»
Наглядный материал для родителей «Возрастные особенности дошкольников 4-5 лет»
Калейдоскоп добрых дел: совместное изготовление родителями и детьми атрибутов к сюжетно - ролевым играм, пополнение коми уголка
Конкурс поделок «Золотая осень» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители, воспитатели
ноябрь Папка-передвижка «Роль игрушек в жизни ребенка», «Что такое антиигрушка?»
Консультации: «Детская агрессия»; «Как и зачем родителям играть с детьми?»
Беседы «Если ребенок не хочет ходить в детский сад», «Чем занять ребёнка в выходные», «Если у ребёнка плохой аппетит»
Информация на сайте «Речевые игры по дороге в детский сад», «Известные люди республики Коми»
Буклет «Все о детском питании»
Выставка рисунков «Выходные в семье»
Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
Подготовка к празднику «День матери»
Родительское собрание семинар-тренинг «Приобщение детей к народным традициям» Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Родители,
Воспитатели
воспитатели
декабрь Папка-передвижка «Зачем детям верить в Деда Мороза?»; «Холода – не беда. Чем занять ребенка в мороз?»
Консультации: «Профилактика ОРВИ»; «Как учить стихи с ребенком?»; «Воспитание сказкой»
Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций», «Чем занять ребенка в зимние каникулы?»
Информация на сайте «Безопасный Новый год»
Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
Участие родителей в подготовке Новогоднего утренника для детей – украшение группы, подготовка подарков
Творческий семейный конкурс «Лучшее Новогоднее украшение для группы»
Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками «Мастерская Деда Мороза» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители, воспитатели
Родители, воспитатели
январь Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «На личном примере», «Обидчивый ребенок»
Консультации «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Нарушение сна у ребенка», «Где найти витамины зимой»
Беседа «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома», «Чем заняться с ребенком в свободный вечер», «Как вы используете часы общения с ребенком»
Информация на сайте «Осторожно, гололед!», «Как научить ребенка кататься на коньках»
Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».
Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
Подготовка к совместному развлечению «Рождественские посиделки» - подготовка атрибутов для игр, подарков Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, Родители
Воспитатели, родители.
февраль Папка-передвижка «Детские манипуляции»; «Если ребенок левша»
Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Об опрятности ребенка»; «Чтоб ребенок был послушным», «Как действовать, если ребенок не может поделить игрушки»
Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Как научить ребенка любить природу»
Информация на сайте «Секреты воспитания вежливого ребёнка», «Русские народные игры в семье»
Фотогазета «Как мы всей семьей катались на лыжах, коньках, санках». Зимние виды спорта.
Выставка детских рисунков «Мой папа»
Фотовыставка «Буду как папа» (см. приложение 3) Воспитатели
воспитатели
Воспитатели
Родители,
воспитатели
март Папка-передвижка «Народные традиции и культура», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Откуда ложь?», «Детская Дружба», «Игра как условие всестороннего развития дошкольника»
Консультации: «Иммунитет у ребенка»; «Учите ребенка общаться»; «Как правильно одеть ребенка на прогулку весной»
Беседа «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»
Информация на сайте «Читайте вместе с ребёнком», «Игры и упражнения по развитию речи», «Какие сказки читать детям?»
Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
Фотовыставка «Маму сильно я люблю с мамой блинчики пеку» (см. приложение 4).
Праздник для мам «8 марта» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители, воспитатели
апрель Папка-передвижка «Что мы говорим детям, что хотят они от нас услышать?»; «Маленький помощник»; «Талантливые дети – заслуга родителей».
Консультация «Все о компьютерных играх», «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка», «Лекарство от телемании»; «Если ребенок заикается»; «Трудовое воспитание дошкольника»
Беседа «Проблемы ребенка в общении», «Болезни грязных рук»
Информация на сайт «Как не потерять ребенка в толпе»
Буклет «Пожарная безопасность», «Соблюдайте правила дорожного движения»
Фотовыставка «Все профессии важны…»
Конкурс рисунков «Полет в космос»
«Трудовой десант» Участие родителей в благоустройстве участка.
Семинар-практикум «Знатоки педагогических наук» (см. приложение 2)
Открытое занятие «Урок вежливости» (см. приложение 1) Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители, воспитатели
Родители, воспитатели воспитатели
май Папка-передвижка «Осторожно, клещи!», «Опасные предметы»; «Опасные ситуации дома»; «Советы на лето»
Консультации: «Первая помощь детям в различных ситуациях»; «Учим завязывать шнурки»
Беседа «Что мешает нашим детям быть самостоятельными», «Режим дня в детском саду на летний период»
Информация на сайте «Солнечный удар», «Польза плавания», «Рекомендации по безопасности детей в летний период»
Памятка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
Анкетирование «По результатам года»
Выставка творческих работ «Этот День Победы»
Выставка детского творчества «Ах, лето!» Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
родители
Цели мероприятий, проводимых с родителями :
цели мероприятия
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей. Информационные общие стенды, оформление родительских уголков
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения. Анкетирование родителей
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы Родительские собрания в группах : «Приобщение детей к народным традициям»; «Знатоки педагогических наук»
Донесение актуальной информации о воспитании и развитии детей Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Народные традиции и культура»,
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности Организация выставок работ детей и родителей : 1) конкурс поделок «Осень золотая», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками
2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»
3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Маму сильно я люблю с мамой блинчики пеку», «Буду как папа»
4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Совместное проведение праздников: «8 марта», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ Ознакомительные беседы
Анализ информации о семьях дошкольников Сбор сведений о родителях
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»
Методы реализации проекта
Первый этап — подготовительный
№ Задачи Мероприятия Сроки исполнения Участники
1 Выявление социального статуса родителей, их возраст и образовательного уровня, степень занятости, готовность к взаимодействию с ДОУ Анкетирование, мониторинг социального состава семьи.
Сентябрь
Воспитатели, родители, представители ребенка
2 Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия. Беседы, индивидуальные консультации, Заседание «круглого стола». Октябрь Воспитатели, родители, представители ребенка.
3 Анализ полученных данных и определение возможных форм работы с родителями, и их содержания Педагогическое заседание Последняя неделя октября
Последняя неделя октября
Воспитатели
4 Разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия.
Второй этап — организационно-практический. Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
Третий этап — заключительный. «Этап подведения итогов» Срок проведения – май 2020г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Практическая значимость предполагаемых результатов проекта
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.
Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.
Организация вышеперечисленных мероприятий, направлена на обогащение воспитательных умений родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.
Таким образом, реализованный проект способствует оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, станут верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.