Ирина Володина
Выступление на ГМО «Правила дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности дорожного движения, на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население Калтана растет, увеличивается и количество автомобилей. Все это было бы хорошо, если бы не было связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.
Темочки:
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни,
Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей :
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум, и слышит только те звуки, которые ему интересны. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Психологические особенности.
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т. е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребё нку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому, это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, и в Авто городке при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Исходя из выше сказанного, мною был разработан проект, который поможет формированию навыков безопасного поведения на дорогах, улицах в транспорте у детей дошкольного возраста
Цель и задачи проекта показаны на слайде.
Целевые группы проекта - это дети 4-5 лет, родители, педагоги.
Проект рассчитан на 1 год, реализуется в 3 этапа:
I этап (подготовительный)
- На начальном этапе осуществления проекта провела анкетирование родителей, на сколько родители заинтересованы в знании детьми правил дорожного движения. Провела диагностику детей по правилам безопасного поведения на начало года.
II этап (основной).
Раз в неделю проводим с детьми тематические занятия. На занятиях знакомим детей с понятием «тротуар» и «проезжая часть», с местами движения машин и людей, отрабатываем навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны
Также, во время занятий, регулярно с детьми отрабатываю навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать смоделировав игровую ситуацию.
В группе или в Автогородке обозначаю проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
Также в работе с детьми используем развивающие игры, конкурсы-викторины совместно с другими группами, инсценировки сказок по ПДД, участвуем во Всероссийских конкурсах
По окончании проекта дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
III этап (заключительный)
- в конце реализации проекта каждая семья разработает индивидуальный маршрут безопасного передвижения от дома до детского сада.
Данный проект будет полезен для специалистов работающих в области по вопросу профилактики дорожно - транспортного травматизма, для педагогов ДОУ, родителей.