Алиса Поцелуйко
Проект по познавательному развитию и приобщению к русской культуре «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа)
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, одна неделя
Актуальность
Публикация «Проект по познавательному развитию и приобщению к русской культуре „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Хлеб является основным продуктом питания многих народов, хлеб является источником жизни и символом труда. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлебани куска, так и стол - доска». С хлебом связывают множество обрядов. Считалось что хлеб, особенно его первый кусок, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, то как относится человек к хлебу, зависит его здоровье и удача. Хлеб - это символ благополучия, достатка. Так как с хлебом дети сталкиваются ежедневно, то у них теряется ценность данного продукта. Это проявляется не уважительным отношением к хлебу. Мы с детьми подготовительной группы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать у детей полное представление о процессе выращивания хлеба, профессиях людей, которые выращивают пшеницу, затем обрабатывают, получают муку и в дальнейшем получают хлеб. Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
- Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур
получают муку;
- Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
- Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление
относительных прилагательных;
- Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую
речь:
- Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
- Продолжить знакомить с картинами известных художников;
-Познакомить c произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
- развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
- Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных
изделий дома с родителями
- Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных
изделий.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
Рисование «Колосья»:
Аппликация «На мельницу»:
Лепка из соленого теста;
Конструирование из счетных палочек «Мельница»;
Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
Театрализация русской народной сказки «Колосок». составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
Чаепитие с родителями.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь)
2 этап. Содержательный. Реализация проекта (октябрь)
3 Этап Заключительный (октябрь)
І этап
| Разработка проекта
Диагностика уровня знаний детей по теме проекта
Постановка вопросов, требующих освещения.
Подбор и изучение методической литературы по теме.
Разработка основных этапов проекта.
ІІ этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность:
Познавательное развитие, речевое развитие.
(Совместная деятельность)
Беседа с детьми «Откуда к нам пришел хлеб»
-Рассматривание картинки «Посев», «Рост)
- Беседы с детьми:
Цель: Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы — сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)
-Что делает хлебороб?
- Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными?
-Рассматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.
- Разместить для рассматривания гербарии злаков, набор емкостей с различной мукой, крупой, получаемой из злаков
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что сначала - что потом?» «Назови злак»
- Серия демонстрационных пособий «Злаки» «Хлебобулочные изделия», «Специальный транспорт»
- Иллюстрации с изображением полевых работах, людей разных профессий, выращивающих хлеб
- Чтение художественной литературы про хлеб.
- Д/и «Отгадай загадку о хлебе»
Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.
Самостоятельная деятельность
- Создание условий для рассматривания альбома подбором репродукций картин И. Шишкина «Рожь», Г. Мясоедова «Жатва» И. Машков «Снедь московская. Хлебы», A. Beнецианов «Ha пашнe. Becнa», Peпин И. «Пахарь».
- рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба.
- Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна»
Работа с родителями:
«Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
-Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут».
- Предложить родителям сходить с детьми в хлебный отдел продуктового магазина, рассмотреть обилие хлебобулочных изделий, обратить внимание на запах свежего хлеба.
Художественно - эстетическое развитие.
Совместная деятельность
- Аппликация «На мельницу»
- Лепка из соленоготеста «Что можно сделать из муки?»,
- конструирование из счетных палочек «Мельница»,
рисование «Колосья»,
Самостоятельная деятельность детей:
Создать условия для вырезания по контуру сельскохозяйственных машин, хлебобулочных изделий самостоятельное рисование злаков, различных хлебных изделий, работа в раскрaсках («Хлеба», «Злаки»)
Работа с родителями:
Подбор иллюстраций о хлебе
Социально — личностное развитие
Совместная деятельность:
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
- Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел»
- Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что сначала - что потом?» «Назови злак»
Самостоятельная деятельность:
* Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин-булочная»
«Семья»
«Пекари»
«Kyлинария»
Работа с родителями:
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
"Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
"Театрализация русской народной сказки «Колосок»,
Физическое развитие
Совместная деятельность
Подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки.
Подвижная игра «Каравай», русская хороводная игра "Хлеб"
Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
«Тесто поднимается» - упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надуть их медленно.
Самостоятельная деятельность
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
- Старинная игра «Пирог»
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения в игре.
Игра с мячиком «Подскажи словечко»
Цель: развивать умение подбирать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб».
Работа с родителями
Подборка и оформление рецептов домашней выпечки.
III Этап
Ожидаемые результаты
В результате работы над проектом дети должны узнать:
Ценность представления о хлебе;
Получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб — это итог большой работы многих людей:
Вызвать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и труду людей, участвующих в производстве хлеба,
Обогатить словарный запас детей специфическими терминами и названиями;
Воспитать бережное отношение к хлебу;
Привлечь родителей к образовательному процессу в детском саду.