Александра Овчарова
Проект по познавательно-исследовательскому развитию детей «Парк аттракционов»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по познавательно-исследовательскому развитию детей
ПАРК АТТРАКЦИОНОВ
Автор проекта :
Овчарова А. О.
2023г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.
Данный проект предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для обучения дошкольников конструированию и моделированию, развитию технического творчества.
Темочки:
Образовательные конструкторы LEGO очень точно вписывается в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Легоконструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения, и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Поэтому именно LEGO позволит детям развивать свои творческие способности, научит неординарно мыслить и воплощать идеи конструирования в жизнь. Введение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Наблюдения за деятельностью дошкольников в детском саду говорят о том,что конструирование является одной из самых любимых и занимательныхзанятий для детей.
Актуальность технического конструирования – очевидна, поскольку предполагает развитие мышления – высшего познавательного процесса, развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, классификация, обобщение, связана с развитием речи.
Любой LEGO проект предоставляет большие возможности для самореализации каждого участника проекта, повышения самооценки, гордости за выполненную работу, помогает обогатить имеющиеся знания, навыки, желание продолжать игру – конструировать. Дети на основе полученных знаний задумывают новые проекты, с желанием составляют свои схемы построек, проектируют, делятся накопленным опытом со сверстниками.
Каждый ребенок любит развлечения и аттракционы, в нашем микрорайоне их нет, и мы решили заполнить этот пробел и создать «Парк развлечений». В нашем парке будут организованы следующие зоны: колесо обозрения, карусель, веселая карусель. Тема проекта знакома всем детям, она реальна.
Данный проект ориентирован на личностное развитие каждого ребенка, его технические умения. Выполнение заданий стимулирует развитие творческих умений и навыков дошкольников: учит доводить начатое дело до конца, концентрироваться при выполнении конкретного задания, составлять план-схему, обобщать результаты,
• формировать четкие представления о содержании работы на каждом этапе.
Наш проект призван поддерживать инициативу в области образовательной технологии, определяет основные направления, специфику развития LEGO- конструирования и робототехники с детьми дошкольного возраста.
Проект разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, возраста детей и планируемых результатов дошкольного образования на основе методических разработок компании LEGO.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта Творческий
Авторы проекта Воспитатель подготовительной группы.
Участники проекта Воспитатели, дети подготовительной группы.
Возраст детей 6-7 лет
Продолжительность Краткосрочный
Цель Создание «Парка развлечений», используя разные детали конструктора LEGO WEDO.
Задачи - изучить разнообразие видов парков развлечений, с зонами отдыха;
- разработать схемы построения моделей-аттракционов;
- запрограммировать модель колесо обозрения, карусель, веселая карусель;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать самостоятельность при совместной работе;
- защитить проект.
Обоснование актуальности Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в строителей, проектировщиков, инженеров.
Замысел проекта Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием. Работа с этими конструкторами дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
Идея проекта Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO «Wedo», программируемых конструкторов в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста. Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.
Стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Педагоги, работающие с конструкторами и принимающие участие в реализации проекта, должны пройти курсы повышения квалификации «Конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении», чтобы иметь представление….
В своей деятельности использовать следующие приемы:
• Словесные: беседы, рассказ, инструктаж.
• Наглядные: групповые выставки, работа по инструкции.
• Практические: спектакли игрушек LEGO, создание действующих моделей; демонстрация умения работать с схемами и различными видами конструктора LEGO, изменение модели путём модификации её конструкции, моделирование и анализ заданных ситуаций, организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
• Методы стимулирования и мотивации деятельности: игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Для эффективной реализации ПРОЕКТА необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать LEGO на занятиях, ребенок должен:
• пощупать, потрогать элементы,
• попробовать варианты их скрепления,
• привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков,
• просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы LEGO - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы в соответствующей образовательной среде побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.
Конструктор, с помощью которых можно создавать программируемые модели, является комплект LEGO WeDo— конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO WeDo, также изучение основ программирования в среде LEGO WeDo.
Для организации потребуется:
• Конструктор LEGO WeDo - 3 шт. ;
• Программное обеспечение LEGO WeDo, которое включает в себя:
158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и
датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».
USB LEGO- коммутатор. Через этот коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. Через разъём коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером.
Для реализации проекта понадобятся :
• ноутбук;
• проектор;
• демонстрационный столик;
• презентации и учебными фильмами (по темам занятий);
• наборы LEGO «Wedo»;
• макет для обыгрывания ситуации.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( сроки реализации: 21.01.- 28.01.2023г. г.)
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта «Парк развлечений», подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, подбор репродукций, картин, плакатов.
2. Подбор информации о парках развлечениях города Пермь.
ОСНОВНОЙ ( сроки реализации: 29.01.- 14.02.2023г. г.)
1. Организовать работу по реализации проекта «Парк развлечений» по следующим направлениям:
- Веселая карусель, 11 подготовительная группа
- Карусель, 11 подготовительная группа
- Колесо обозрения, группа инженеров.
2. Практическое осуществление экспериментальной деятельности: подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; организация мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (сроки реализации 15.02.- 21.02.2023г. г.)
Участие в LEGO – конкурсах разного уровня.
Этот этап предполагает подведение итогов Проекта, анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по Проекту.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Описание работы Фото
Детская карусель сконструирована из «LEGO WeDo»
Состоит:
кирпичики красные, 2*2-2шт. ;
кирпичик желтый 1*2-1 шт. ;
кирпичик белый (глазки) 1*1-2 шт.
кирпичики для перекрытия разноцветные 1*2-4 шт. ;
кирпич для перекрытия желтый 1*2*3-2 шт. ;
обратный кирпич для перекрытия желтый 1*2*3-2 шт. ; обратный кирпич для перекрытия красный 1*2 45*-1 шт. ;
кирпичики разноцветные с шарикоподшипниковым креплением 1*2-4 шт;
закругленный кирпичик желтый 1*6-2 шт. ;
пластина зеленая 2*4-1 шт. ; пластина белая с отверстиями 2*8-1 шт. ; 2*6-2 шт. ; балка красная 1*6-2 шт. ; балка серая 1*2-2шт. ; ось 8 модульная 1шт. ; 6 модульная 1шт. ;3 модульная 2 шт. ; втулка- 2шт. ; малое зубчатое колесо серое-2шт. ; коронное зубчатое колесо 24 зуба темно-серое-2шт. ; промежуточное зубчатое колесо темно-серое 8 зубьев-1шт. ; шкив 24*4мм-1шт. ; платформа-1шт. ; мотор-1шт. ; соединитель между мотором и компьютером-1шт.
минифигура – 1 шт.
Всего деталей – 42шт.
Карусель сконструирована из «LEGO WeDo»
Состоит:
платформа – 1 шт. ;
пластина зеленая 2*4-1 шт. ;
пластина белая с отверстиями 2*8-1 шт. ; 2*6-1 шт. ;
кирпичики красные 2*6 – 2шт;
кирпичик круглый зеленый, 2*2 – 1шт. ;
балка красная 1*6-2 шт., 1*2-шт. ;
ось 6 модульная 2шт., 3модульная-1шт. ;
малое зубчатое колесо серое-2шт. ; коронное зубчатое колесо 24 зуба темно-серое-1шт. ; промежуточное зубчатое колесо темно-серое 8 зубьев-1шт. ;
мотор-1шт. ; соединитель между мотором и компьютером-1шт.
минифигура – 1 шт.
Всего деталей – 21шт.
Колесо обозрения сконструировано из «LEGO – WeDo».
Состоит:
платформа - 1 шт. ;
пластина зеленая 2*4-2шт. ,пластина белая 1*4-4шт., пластина белая с отверстием 2*6-2шт. ;
балка с шипами красная, 1*1 – 1 шт., 1*2-5шт. ,1*6-1шт. ,1*8-2шт. ,1*16-2шт. ; балка серая 1*2-4 шт. ; балка с основанием 2модульная красная-1шт. ;
кирпич красный 1*4-1шт. ; кирпич белый глаза 1*1-2шт. ;кирпич желтый 1*6-2шт. ,1*2-2шт. ; кирпич для перекрытия желтый 1*2*3- 2 шт. ; кирпич с соединительным штифтом 1*2-2шт. ,
втулка-3шт. ;
соединительный штифт черн. -3шт.
ось модульная – 1 шт. ;
лего-коммутатор – 1 шт. ;
мотор – 1 шт. ;
минифигура – 2 шт.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты проекта Обогащены знания детей о разновидностях парков города Пермь. Дети знают и называют парковые зоны, знают о сложных конструкциях аттракционов, о профессии архитектора, дизайнеров-конструкторов, инженеров, монтажников, строителей, изобретателей; о предметах технического прогресса. Осознанно делают заключения о назначении парков, обобщают полученные знания, синтезируют, делают выводы.
Закреплены умения конструирования из определенного количества деталей, определенных размеров, имеют представление о схематических изображениях различных конструкторских форм. Закреплены умения проектировать, знания об этапах работы в проекте.
С желанием выполняют задания, играя, соревнуясь. Учатся работать в команде, доводить поручения до конца, представлять общее дело, совместный проект. Учатся с уважением относиться к результатам своего труда, к общим результатам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
1. Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования (начиная со старшей группы, в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
2. Методические разработки дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов LEGO (с приложениями перспективного тематического планирования для старшего дошкольного возраста; ряда конспектов занятий и дидактических игр);
3. Высокий образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO-технологии.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
• обеспечению работы в рамках ФГОС;
• формированию имиджа детского образовательного учреждения;
• повышению профессионального уровня педагогов;
• участию педагогов в конкурсах различных уровней;
• участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
Перспективы развития.
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Возможности использования проекта.
Проект разработан для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. -М. : Сфера, 2011.-128 с.
4. Образовательный портал «фгос-игра. рф»
5. А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, «Большая книга LEGO», 2014 г.
6. Ишмаковой М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС», - ИПЦ Маска, 2013 г.
7. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс]
8. Комарова. Л. Г. «Строим из Лего», М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
9. Комарова. Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС». – Москва, 2001.
10. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем». – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.