Ирина Найда
Проект по ПДД «Дорожная грамота» с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 «РОМАШКА» г. Апшеронск
среднего дошкольного возраста на тему :
«Дорожная грамота»
Разработали:
Найда И. Н.
Евдокмова К. С.
Цель: Формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Проект по ПДД „Дорожная грамота“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Вид проекта : познавательно - игровой.
Срок реализации: краткосрочный – 19.02.2021 – 26.02.2021.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Постановка проблемы: проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. Легко ли научить ребёнка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основным Правилами дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются – что ставят перед ребё нком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают? Поэтому необходима повседневная работа с детьми по формированию представлений о важности соблюдения Правил дорожного движения.
Сформировалась проблема: дети не знают правила дорожного движения.
«Метод трех вопросов»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как можно найти ответ?
Двигаться надо на зеленый свет. Можно ли ехать на красный свет? У взрослых.
В книгах.
Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу. Что может случиться, если переходить дорогу в неположенном месте? У взрослых.
Нужно хорошо вести себя в транспорте. А можно ли кататься по дороге на велосипеде? У взрослых.
Нельзя на улице убегать от взрослых. Где можно ходить пешеходам? У взрослых.
Актуальность:
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение условий для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
- упрочение совместного сотрудничества МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- создание развивающей среды в группе;
- разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Формы и методы исследования:
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
8. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
9. Проведение викторины по теме проекта.
10. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
11. Тематические погружения по теме проекта.
12. Работа с родителями.
13. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Принципы реализации:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
- определение педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- изучение методической литературы;
- создание предметно-развивающей среды;
- подбор литературных произведений по ПДД;
- подбор иллюстрированного материала по теме;
- подбор настольно-печатных, дидактических игр;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- подбор музыкальных произведений по теме;
- подготовка материала для художественного творчества;
- разработка НОД, развлечений по теме.
Содержание работы с детьми :
- рассматривание иллюстраций по ПДД;
- беседы, наблюдения;
- разбор проблемных ситуаций;
- чтение;
- подвижные игры, с/р игры.
Содержание работы с родителями:
- беседы и анкетирование родителей с целью выявления их знаний о ПДД;
- вовлечение родителей в процесс сбора материала по теме проекта;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта;
- помощь в пополнении предметно-развивающей среды;
- консультирование родителей «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»;
- практикум «Как поступить в данной ситуации»
2 этап – реализация проекта :
Работа с детьми :
- организовать работу по решению задач проекта через :
1. Непосредственно-образовательную деятельность :
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы:
Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
5. Беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
6. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
7. Рассматривание иллюстраций, картинок.
8. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.
9. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
10. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
11. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
12. Отгадывание загадок.
13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
14. Работа с родителями:
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».
- практикум «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
- организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
- совместное чтение родителей и детей произведений о ПДД, разучивание стихотворений;
- изготовление шапочек, масок для подвижных игр, накидок для с/р игр;
- изготовление совместно с детьми поделки «Дети и дорога».
3 этап - итоговый:
- представить продукт проекта – выставка совместных творческих работ «Дети и дорога»;
- оформление папки «Транспорт»;
- изготовление масок для игр по ПДД;
- подведение итогов реализации проекта;
Результаты проектной деятельности :
- условия для организации деятельности МДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;
- разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- по итогам в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями;
- особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Литература:
Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В. А. «Три сигнала светофора»;
Кирьянов В. Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
Рубляк В. Э. «Правила дорожного движения»;
Смушкевич Е. С., Якупов А. Я. «мы по улице идем»;
Степанкова Э. Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» и другие.