Людмила Логинова
Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Я — маленький патриот»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию в средней группе
Тема: «Я маленький патриот»
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Вид проекта : информационно-познавательный, групповой, патриотический.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Сроки реализации: краткосрочный (22-26 апреля 2024)
Объект проекта : совместная работа воспитателей и детей.
Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.
Актуальность.
Патриотизм – это любовь к семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение к Родине. Возрождения патриотического воспитания это шаг к возрождению России. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и страной
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Цели проекта :
• Воспитание нравственно-патриотических качеств детей среднего дошкольного возраста.
• Развитие интереса к истории и культуре России.
• Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, любовь к малой Родине.
Задачи проекта :
• Закрепить знания о государственной символике РФ.
• Формировать чувство гордости за свою страну.
• Расширять знания о малой родине.
• Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
• Расширять предметно-развивающую среду.
• Воспитывать активную жизненную позицию.
• Расширять словарный запас, способствовать формированию связной речи.
• Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предполагаемые результаты:
Дети:
• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
• Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
• У детей более глубокие знания о России.
Родители:
• Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
• Тесное сотрудничество с педагогами.
Педагоги:
• Повышение уровня педагогического мастерства.
• Взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Наличие ресурсной базы:
• Обеспечение материально-технических условий (оформление группы).
• Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии)
• Подготовка материала для продуктивной деятельности.
• Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
• Дидактические игры, лэпбук.
Интеграция образовательных областей:
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Буклеты родителям:
• «Как воспитать будущего патриота».
• «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультации для родителей:
• Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
• Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
• Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»
• Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
• Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем»
• Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды :
• Определение цели и задач проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми.
• Разработка конспектов занятий с детьми по патриотическому воспитанию.
• Организация развивающей среды в группе - оформление патриотического уголка :
- в группе был расширен и обогащен новыми материалами патриотический уголок;
- в прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы;
- в родительском уголке менялись памятки и рекомендации.
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
• Подборка художественной литературы по теме проекта.
2. Работа с родителями:
• Оформление родительского уголка по теме проекта.
• Консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей по данной теме.
Дата Мероприятия ответственный
22
апреля Разработка плана реализации проекта «Я маленький патриот!»,
Консультации для родителей:
Буклеты для родителей: воспитатель
23
апреля Разработка перспективного плана, конспекты
Подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта воспитатель
Основной этап.
• Чтение стихотворений, рассказов о природе России. Обсуждение прочитанного.
• Беседа «Я люблю тебя, Россия», «Государственные символы России». Рассматривание альбомов на тему «Природа России», «Природа Башкортостана»
• Родителям предлагается прочитать ребенку сборник стихов «Необъятная страна» из книги В. Степанова «Мы живем в России».
• Пальчиковая игра «Родной край».
• Рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина».
• Просмотр презентаций «Моя Родина», «Мой родной город Уфа».
• Игра «Символика страны», «Найди флаг», «Найди герб»
• Аппликация «Флаг России».
Дата Тема Цель Средства Способы
22
апреля Беседа «А я живу в России»
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к своей Родине Рассматривание иллюстраций по теме беседы
Беседа
23
апреля «Украшение сапожка Айгуль башкирским орнаментом»
башкирского узора
Краски, кисточки, сапожки
Пособие по игре Рисование
Дидактическая игра
24
апреля «Найди среди гербов разных стран герб России»
«Юрта»
Закрепить знание детей о том, что такое герб
Пособие по играм
платки Дидактическая игра
Подвижная игра
25
апреля Чтение стихотворений, рассказов о природе России. Обсуждение прочитанного
«Везем детей на экскурсию по городу»
Ознакомление с художественной литературой
Сюжетно-ролевая игра
26
апреля «Флаг России»
«Найди флаг России» Развитие конструктивных способностей детей
Ножницы, клей, цв. полоски
Картинки флагов разных стран
Аппликация
Дидактическая игра
Заключительный этап.
• Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
• Викторина «Моя малая Родина»
• Изготовление родителями муляжей башкирской национальной кухни
Результат:
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:
• У детей сформировались знания о России, как о многонациональной стране.
• У детей появились устойчивые знания о символике РФ.
• Дети испытывают чувство патриотизма к своей Родине.
• Родители приняли активное участие в реализации проекта.
• Повысилась компетентность родителей в сфере патриотического воспитания своих детей.
По результатам проведенного мониторинга мы пришла к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались нравственно-патриотических чувств, любовь к малой Родине.
Реализация проекта в непрерывно-образовательной деятельности через образовательные области:
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие (ФЦКМ) Познавательная беседа: «Наша Родина – это Россия!».
Список литературы:
1. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2019.
2. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2018.№4. С. -79.
3. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2018. №4. С. - 85.
4. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2017.
Приложения
Приложение 1
Конспект по социально-коммуникативному развитию
«А я живу в России»
Цели: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Материал: глобус, иллюстрации природы, городов России.
Ход беседы:
Воспитатель. Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей).
— Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе.
— В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди.
— Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотритекак много места занимает территория России (показ на глобусе).
— Омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе).
— Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
— Посмотрите на глобус: видите, границы России проходят и по суше, и по воде.
— В нашей стране более тысячи городов.
— Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Новосибирск (показ иллюстраций)
— В России очень много рек: Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур.
— Россия — наша Родина! В народе говорят: «Человек без родины не живёт».
Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину!
— Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении поэт С. Васильев:
Россия…как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
— О России, о Родине писали многие поэты. В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках.
«Родина – мать, умей за неё постоять!»
«Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»
«Всякому мила своя сторона»
«Скучно Афонюшке, на чужой сторонушке»
«На чужой стороне и весна не красна»
— Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.
Приложение 2
Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»
Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы. /
Воспитатель : А почему ты выбрал этот герб?
Дети: Потому что на нём изображён двуглавый орел и Святой Георгий Победоносец.
Воспитатель : Я предлагаю вам отвернуться и закрыть глаза.
(Дети отворачиваются и закрывают глаза, воспитатель в это время меняет расположение герба, дети поворачиваются и находят герб России)
/Воспитатель с указкой в руках показывает детали герба и комментирует. /
Воспитатель : Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель : Какого цвета конь?
Дети: Белого
Воспитатель : Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синего
Воспитатель : Какого цвета щит?
Дети: Красного
Воспитатель : Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный
Дети: Цвета государственного флага России
Приложение 3
Конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе
«Украшение сапожка Айгуль башкирским орнаментом»
Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе «Украшение сапожка башкирским орнаментом»
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие
Дидактическая цель: научить детей украшать сапожок элементами башкирского орнамента.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана;
• познакомить детей с элементами башкирского орнамента.
Развивающие :
• развивать воображение, мышление, творческие возможности детей;
• развивать интерес к предмету, познавательный интерес.
Воспитательные :
• воспитывать эстетику и художественный вкус;
• воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа, интернациональные чувства к нашей многонациональной Родине;
• воспитывать интерес к легенде.
Методы:
• объяснительно – иллюстративный,
• метод проблемного изложения,
• самостоятельная работа;
• рассказ легенды.
Форма организации деятельности: подгрупповая.
Наглядный материал:
• плакаты с символами башкирского орнамента;
• кукла в башкирской одежде;
• посуда с башкирским орнаментом.
Раздаточный материал:
• кисточки;
• непроливайки;
• салфетки;
• сапожки (трафареты)
Предварительная работа:
• беседа о Башкирии,
• чтение башкирских сказок.
(Дети заходят в кабинет изобразительного искусства, здороваются, встают возле воспитателя).
Чтение стихотворения Г. Молодцова
Воспитатель :
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
— Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
— Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем.
-Ребята, хотите я вам расскажу одну легенду? Усаживайтесь поудобнее на коврик внимательно слушайте. (Включается музыка).
Рассказ легенды.
Воспитатель : Давным – давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу. Одна женщина сказала: «Почему у меня тёмные волосы, у вас чёрные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет. Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами. Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует, значит показывает жизнь на земле». Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес». А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ - синие горы». И с тех самых времён люди стремились выразить свои представления узорами, т. е орнаментом на предметах быта и на одежде.
- А кто, из вас знает какие цвета используют для башкирского орнамента?
Башкирский орнамент яркий, многоцветный.
красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия
коричневый – цвет старости, увядания
А теперь мы отдохнём и отправимся в полёт по нашей родной Республике.
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
-Ребята, садитесь на свои места.
- Сегодня в гости к нам пришла бабушка Айгуль. Посмотрите, какое у неё красивое платье. Она попросила меня, чтобы мы с вами украсили для её внучки сапожок. А украсим – башкирским узором. Мы начнём рисовать сверху вниз, стараясь всё уместить. Начинаю рисовать слева зелёный лес. В центре нарисуем жёлтое солнце с лучами. Посмотрите, как я нарисую.
Посмотрите, как я нарисую. Ребята, вспомним правила рисования.
Правила рисования.
1. Перед началом рисования новым цветом кисточка должна быть сухой! Не нужно её мочить в воде.
2. После мытья кисточки её нужно промокнуть салфеткой.
3. Кисть нужно держать свободно и уверенно.
Физминутка для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Самостоятельная работа.
-Ребята, приступайте к расписыванию сапожка, сели все красиво, спинки выпрямили, ножки сдружили.
Итог занятия.
Мы сегодня украшали сапожок – башкирским орнаментом.
-Какие элементы мы использовали? (солнце, зелёный лес)
Сапожки у всех получились яркие, красочные.
Приложение 4
Конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе
«Флаг России»
Цели: познакомить детей с государственным флагом России, формировать уважительное отношение к своей Родине, продолжать учить детей работать с ножницами, воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Материалы: Половинка альбомного листа для фона, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки для клея, клеенки, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, кто из вас знает как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Россия, это наша Родина. Наша страна очень большая и красивая. Ее окружают леса и многочисленные реки. У нашей страны есть свой флаг, герб, и гимн. Сегодня мы поподробнее изучим флаг нашей страны.
- Давайте посмотрим на изображение флага
(выставляется иллюстрация государственного флага РФ)
Воспитатель. Ребятки, внимательно посмотрите на картинку и скажите, из скольких цветов состоит наш флаг?
Дети. Три.
Воспитатель. Да, наш флаг состоит из трех цветов, которые расположены горизонтально и у каждого цвета свое предназначение.
Белая полоска напоминает нам о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о лёгких летних облачках, о белых ромашках на лугу.
Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря России.
А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.
Воспитатель. Сегодня каждый из вас сможет сделать флаг своими руками. Но для начала нам нужно разработать наши пальчики, чтобы флаги получились красивыми и аккуратными. Для этого давайте проведем с вами пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
(Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
Воспитатель. Какие молодцы, все правильно делали! Ну что отдохнули? А теперь пора и за работу.
Методика выполнения работы:
1. Берем цветную бумагу, вырезаем 3 одинаковые полоски разных цветов (белый, синий, красный) и 1 длинную полоску коричневого цвета (палка для флага)
2. На половинку альбомного листа приклеиваем наши вырезанные заготовки. Клеим нашу палку для флага (вертикально, затем сверху к палке приклеиваем белую полоску, синюю и в конце красную (полосы располагаются горизонтально).
Воспитатель. Ой, какие молодцы, хорошо справились с заданием! Какие красивые флаги у вас получились, как настоящие. Давайте ещё раз повторим, как называется наша Родина?
Дети. Россия.
Воспитатель. Какого цвета полосы на российском флаге?
Дети. Белый, синий, красный.
Приложение 5
Викторина «Моя малая Родина»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.
В какой стране мы живем?
В каком городе мы живем?
Как называется улица, на которой расположен детский сад?
В нашем городе много разных улиц. Кто знает, как они называются?
«Достопримечательности города»
Располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей города. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.
Воспитатель : Дети, вы знаете, что в городе много разных зданий. Все они
различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на вопросы и
узнать, что это за здание.
Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются,
играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
Как называется здание, в котором мы можем купить продукты?
Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника,
В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).
Как называется здание, в котором мы смотрим спектакль? (театр).