Белянчева Ольга
Проект по ознакомлению дошкольников с ПДД «Крошка Кот и переход»
▼ Скачать + Заказать документы
«Крошка Кот и переход» Проект по ознакомлению дошкольников с ПДД
Методическая разработка была оформлена и проведена в форме проекта для детей младшей группы (3-4 года) в рамках модульного курса игрового обучения дошкольников правилам дорожного движения в летний оздоровительный период.
Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников с ПДД „Крошка Кот и переход“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошки. Проекты
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Данный проект в рамках модуля имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются и интегрируются виды деятельности по дорожной безопасности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, ИЗО деятельности, и др). Он представляет собой долгосрочную игру и дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе с учетом зоны ближайшего развития. Сюжет модуля связан с любимым персонажем и послужил объединяющим стержнем для всех игр и непосредственно-образовательной деятельности.
Проект позволил сделать обучение дошкольников более интересным, понятным для детей, позволил реализовать принцип обучения в игре и повысил уровень знаний правил дорожного движения, усвоенных детьми.
Проект «Крошка Кот и переход»
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, практико-ориентированный.
Продолжительность проектной деятельности : средней продолжительности (1 неделя).
Возраст детей: 3-4 года (младшая группа).
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция познавательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность: Повседневная жизнь обычного гражданина на дороге таит множество опасностей. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах большого города. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо уже в младшей группе детского сада изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах.
Данный проект в рамках модульного курса игрового обучения дошкольников правилам дорожного движения в летний оздоровительный период должен способствовать обобщению первичных представлений о ПДД и формированию у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дороге.
Цель: Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах.
Цель во взаимодействии с семьями воспитанников: Повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам обучения детей ПДД, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
1. Сформировать мотивы участия в предстоящей деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора; уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: грузовом и пассажирском транспорте, их отличиях и назначении. Познакомить детей со знаками дорожного движения «Пешеходный переход» и «Остановка общественного транспорта». 3. Расширить ориентировку в окружающем пространстве.
4. Развивать наблюдательность, внимание, способность к самостоятельному решению игровых задач.
5. Воспитывать стремление выполнять правила безопасного перемещения по улице.
Предполагаемый результат:
-формирование первичных представлений воспитанников о правилах дорожного движения, о понятиях «улица», «проезжая часть», «тротуар»; о назначении светофора и значении его сигналов; о грузовом и пассажирском транспорте (их отличиях и назначении);
-развитие у детей наблюдательности, внимания, способности к самостоятельному решению игровых задач, стремления выполнять правила безопасного перемещения по улице;
-совершенствование развивающей среды в группе;
-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Формы реализации проекта :
С воспитанниками:
-беседы;
-целевые прогулки;
-рассматривание иллюстраций;
-наблюдения;
-просмотр мультфильмов;
-слушание песен, музыкальных произведений;
-чтение художественных произведений и стихов по теме;
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-сюжетные игры, игры-инсценировки;
-продуктивная деятельность;
-образовательная деятельность.
С семьями воспитанников:
- анкетирование родителей по выявлению знаний по ПДД;
- консультация «Безопасные дороги - детям»;
- пополнение уголка по ПДД в группе атрибутами и дидактическими играми;
- оформление выставки поделок «Машины на нашей улице»;
- изготовление макета «Моя улица»;
- создание книжек малышек «Крошка Кот и дорога», «Крошка Кот и Желтый автобус» (придумывание сказочных историй, иллюстрирование).
Этапы проекта :
1-й этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач.
Изучение методической и энциклопедической литературы.
Оповещение родителей о начале работы проекта, изготовление агитационных листов, отражающих цели и задачи проекта.
Разработка проекта.
1. Составление плана деятельности.
2. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Подбор художественной и познавательной литературы.
4. Изготовление пособий и атрибутов.
5. Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.
Мотивация деятельности детей.
В гости к детям группы приходит персонаж-игрушка Крошка Кот и рассказывает о том, что он с мамой кошкой переехал недавно в этот большой и красивый город. Поселились они недалеко от нашего детского сада, и котику захотелось подружиться с нашими ребятами. Дети знакомятся с Крошкой Котом. Котенок рассказывает, что ему очень понравился наш город, но в нем ему еще встречается много неизвестного. Крошка Кот спрашивает ребят, почему машины на нашей улице все такие разные, почему машины едут по одной части дороги, а люди ходят по другой, и что это за странный «фонарик» с разноцветными огоньками, мама называет его светофором и говорит, что его надо слушаться? Воспитатель предлагает детям помочь котенку и приглашает его вместе с ребятами поиграть и узнать много интересного о грузовом и пассажирском транспорте, о назначении светофора и значении его сигналов и о правилах дорожного движения. Крошка Кот благодарит детей и говорит о том, что будет приходить к ребятам каждый день, чтобы узнать что-то новое.
2-й этап. Внедрение проекта.
Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда.
Оборудование уголка по ПДД:
- книги познавательного характера : «Транспорт. Лучшая энциклопедия в картинках для малышей»; «ПДД для детей. Нескучные уроки для безопасности ваших чад», «Транспорт» (пособие для развивающего обучения).
- светофор;
- палочка «сигналы светофора» (красный, зеленый);
- дорожные знаки;
- выставка машин-игрушек «Такие разные машины», «Транспорт специального назначения»;
- маски-шапочки «автомобили»;
- руль;
- пазлы «Дорога»;
- коврик «зебра»;
- развивающий коврик «Веселый город»;
- коврик «Дорога»;
- дидактические карточки «Правила дорожного движения», «Наши помощники»;
- наглядно-дидактические пособия «Дорожная азбука», «Правила дорожного движения», «Транспорт», «Автомобильный транспорт»;
- макет «Моя улица»;
- макеты домов и машин для обыгрывания;
- игра «Гараж»;
- настольно-печатные игры: игра-лото «Умный светофор», «Чего не хватает?», «Моя улица»; пазлы «Полицейская машина», «Гонщики»;
- развивающие игры-лабиринты «Кто куда поедет?», «Едет, летит, плывет»;
- дидактические игры: «Разрезные картинки», "Куда едет машина", «Цветные автомобили», «Так, не так», «Разрешается, запрещается», «Куда спрятался котенок?», «Узнай и назови»;
- конструктор «Собери автомобиль»;
- разные виды строительного конструктора.
Литературный уголок:
1. Книги и художественные произведения по теме: М. Пляцковский "Светофор"; Б. Нойсе "Маша – пешеход"; С. Михалков «Моя улица»; И. Серяков «Улица, где все спешат», С. Маршак «Мяч», «Машины, «песенка о правилах», В. Кожевников «Светофор», А. Северный «Светофор».
2. Книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями.
Уголок художественного творчества:
1. Выставка детских работ по теме: «Машины на нашей улице» (поделки из бросового материала)
2. Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются:
-трафареты по теме «Машины», «Город» для рисования и печатания;
-опорные таблицы для лепки и рисования (по теме);
-д/игра «Собери картинку» (для выкладывания из геометрических фигур);
-д/игра «Посмотри и дорисуй» (дорисовывание из геометрических фигур по теме);
-раскраски по теме;
-бросовый материал (ватные и бумажные палочки) для рисования в нетрадиционной технике.
Театральный уголок:
- маски-шапочки «автомобили», «светофор»; костюм «инспектор ГИБДД».
Центр двигательной активности:
- атрибуты и маски для подвижных игр.
На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям. Сюжет модуля был связан с любимым персонажем и послужил объединяющим стержнем для всех игр и непосредственно-образовательной деятельности.
Познавательное развитие :
1. Целевая прогулка к пешеходному переходу (виртуальная).
2. Цикл наблюдений «Безопасный двор», «Машины на нашей улице», «Движение пешеходов по тротуару», «Помощник светофор», «Моя улица».
3. Беседы: «Моя улица», «Азбука безопасности», «Какой бывает переход», «Где можно и где нельзя играть», «Волшебные полоски», «Какие бывают автомобили», «Автобус и его семья».
4. Рассказ воспитателя о светофоре.
5. Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта, макета светофора.
6. Просмотр мультфильмов «Смешарики: Азбука безопасности».
7. Дидактические игры: «Где спрятался котенок?», "Найди свой цвет", "Назови правильно", «Разрезные картинки», "Куда едет машина", «Цветные автомобили», «Так, не так», «Разрешается, запрещается», «Узнай и назови», "Парные картинки", "Что лишнее?", "Найди то, что назову".
8. Настольно-печатные игры: «Чего не хватает?», «Моя улица»; пазлы «Полицейская машина», «Гонщики».
Речевое развитие:
1. Загадывание загадок о транспорте.
2. Составление творческих рассказов «Как Светофор ребятам помог».
3. Изготовление книжек малышек «Крошка Кот и дорога», «Крошка Кот и Желтый автобус» совместно с родителями (придумывание сказочных историй, иллюстрирование).
4. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский "Светофор"; Б. Нойсе "Маша – пешеход"; С. Михалков «Моя улица»; И. Серяков «Улица, где все спешат», С. Маршак «Мяч», «Машины», «Песенка о правилах», В. Кожевников «Светофор», А. Северный «Светофор».
5. Пальчиковая гимнастика «Машины», «Дорожных правил очень много», «Мы – пешеходы».
Художественно-эстетическое развитие:
1. Совместная деятельность воспитателя и ребенка: аппликация «Светофор», рисование «Зебра».
2. Конструирование «Гараж», «Дом для Крошки Кота» (обыгрывание построек, «Дорога для трамвая» (рельсы и шпалы).
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры «Моя улица», «Крошка Кот едет в гости», «Гараж».
2. Игра-ситуация «Переходим дорогу».
3. Игры с макетом дороги.
4. Игры с развивающим ковриком.
Физическое развитие:
1. Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».
2. Физминутки: «Пешеходы», «Светофор», «Автомобили».
3-й этап. Заключительный.
Непосредственно образовательная деятельность: «Крошка Кот и переход».
Продуктами проекта стали :
- Выставка детских работ по теме: «Машины на нашей улице» (поделки из бросового материала);
- Выставка машин-игрушек «Такие разные машины»; «Транспорт специального назначения;
-Макет «Моя улица», макеты домов и машин;
- Развивающий коврик «Веселый город»;
- Книжки-малышки «Крошка Кот и дорога», «Крошка Кот и Желтый автобус»;
- Картотека дидактических игр;
- Картотека загадок о транспорте;
- Карточки–подсказки «Что можно, что нельзя»;
- Игрушка Крошка Кот;
- Атрибуты и маски для подвижных и сюжетных игр;
- Консультация для родителей «Безопасные дороги - детям»;
- Подборка мультфильмов.
Результат проекта.
- Проект позволил сделать обучение дошкольников интересным, понятным для детей, позволил реализовать принцип обучения в игре и повысил уровень знаний правил дорожного движения, усвоенных детьми.
- У детей сформированы элементарные знания о правилах дорожного движения, о понятиях «улица», «проезжая часть», «тротуар»; о назначении светофора и значении его сигналов; о грузовом и пассажирском транспорте (их отличиях и назначении).
-Работа по проекту помогла развить у детей наблюдательность, внимание. В играх и игровых ситуациях ребята стремились выполнять правила безопасного перемещения по улице.
-В группе была усовершенствована развивающая среда.
-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками младшей группы.
Тема: «Крошка Кот и переход»
Цель: Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах.
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» :
Развивать диалогическую форму речи.
Обогащать словарный запас детей: улица, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, «зебра», светофор, сигнал, пассажирский транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, грузовой транспорт.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, красного и желтого сигналов светофора. Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходный переход». Уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: грузовом и пассажирском транспорте, их отличиях и назначении.
Развивать наблюдательность, внимание, способность к самостоятельному решению игровых задач.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Развивать стремление выполнять правила безопасного перемещения по улице.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности: улиц, домов, дворов.
Развивать творческое воображение.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развивать двигательную активность.
Поддерживать интерес к совместным играм детей.
Материалы и оборудование:
Оформление: Часть зала оформлена в виде двора (дома, деревья, мяч, игрушка котенок); другая часть – в виде дороги (проезжая часть, тротуар, зебра, знак «пешеходный переход», светофор, машины, игрушка щенок, мольберт, стол, палочка с сигналами светофора, шапочка-маска для светофора.
Демонстрационный материал: Дидактическая игра «Кто куда едет» (карточки на магнитах «грузовые автомобили», макет дороги, карточки с изображением мест назначения для грузовых машин.
Предварительная работа:
Наблюдения: «Помощник светофор», «Моя улица», «Безопасный двор», «Машины на нашей улице».
Беседы: «Где можно и где нельзя играть», «Волшебные полоски», «Какие бывают автомобили», «Автобус и его семья».
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Мяч», «Машины, «песенка о правилах», В. Кожевников «Светофор», А. Северный «Светофор».
Просмотрмультфильмов: «Смешарики: Азбука безопасности»
Примечание:
1. В занятии могут участвовать персонажи (взрослые).
2. Воспитатель может использовать персонажи кукольного театра.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад позвонил наш друг Крошка Кот. Мама ему подарила новый мяч, и он приглашает нас к себе во двор поиграть. Пойдем в гости к Крошке Коту?
Дети заходят в зал: одна часть зала оформлена как двор (дома, деревья); другая часть дорога (проезжая часть, тротуар, зебра, светофор, машины). Во дворе детей встречает Крошка Кот (игрушка) с мячом.
Воспитатель: Здравствуй, Крошка Кот!
Крошка Кот : Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости! Давайте поиграем с моим новым мячиком?
Дети играют в игру «Мой веселый звонкий мяч», перекидывают мяч друг другу. Мяч попадает к котенку и от него мяч выкатывается на дорогу.
Крошка Кот : Ой, мой новый мячик! (пытается догнать мяч, дети с воспитателем останавливают его).
Воспитатель: Крошка Кот, остановись! Мы вышли со двора. Где мы оказались?
Дети: На дороге.
Воспитатель: Мячик Крошки Кота укатился прямо под колеса автомобиля. Как называется та часть дороги, по которой едут автомобили?
Дети: Проезжая часть.
Крошка Кот : Я хочу забрать свой мячик.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Крошке Коту, почему нельзя выбегать на дорогу?
Дети: Автомобили торопятся, едут быстро. Не успеют затормозить и можно попасть под колеса.
Крошка Кот : Что же делать?
Воспитатель: Вот наш друг - Светофор Светофорович, давайте попросим его нам помочь. Здравствуйте, Светофор Светофорович!
Светофор Светофорович: Здравствуйте, ребята! Что вы делаете на дороге? Разве на дороге можно играть?
Дети рассказывают, что произошло.
Светофор Светофорович: Вы правильно сделали, что не побежали на дорогу за мячом. Я вам помогу.
Светофор включает красный свет, машины останавливаются. Светофор Светофорович отдает мяч детям.
Крошка Кот : Спасибо, Светофор Светофорович, я больше никогда не буду выбегать за мячом на дорогу.
Воспитатель: Ребята, давайте постоим на тротуаре и посмотрим, сколько здесь машин! Какие они все разные, красивые. Есть машины, которые перевозят грузы. Как они называются? (грузовые) А есть машины, которые перевозят людей. Как называется такой транспорт (пассажирский).
Светофор Светофорович: Давайте проверим, как знают ребята пассажирский транспорт? Я загадаю вам загадки, а вы постараетесь отгадать их и показать отгадки.
Проводится игра «Угадай, кто я?»
Светофор Светофорович читает загадки про автобус, троллейбус, трамвай. Дети имитируют отгадки (соответственно опустив руки вниз, подняв вверх, согнув дугой). В промежутках между загадками играет музыка, дети свободно двигаются.
Светофор Светофорович:
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом!
Крепко он держится за провода
И не заблудится он никогда!
(тройллебус)
Утром рано за окошком
Стук разносится и звон.
Это ходит по дорожкам
Красный и красивый дом.
(трамвай)
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Воспитатель: Очень нужен в городе пассажирский транспорт: быстро развозят людей в разные концы такси, автобусы, трамваи, троллейбусы. Но есть на улицах города много грузовых машин. Все они заняты тяжелой работой. Давайте поможем им? Посмотрите на эти машины и догадайтесь, какой груз они перевозят? (ответы) А теперь давайте поможем грузовикам найти нужную дорогу.
Проводится игра «Кто куда едет?»
Ребенок по желанию выбирает любую грузовую машину, ставит ее в центр транспортного кольца. Рассказывает, что она везет и куда она должна этот груз доставить, выбирает нужную дорогу и провозит по ней машину до нужного места.
Светофор Светофорович: Молодцы, ребята, помогли грузовикам справиться с работой!
Крошка Кот : Ой, ребята, посмотрите, на другой стороне дороги наш друг Бобик машет нам, хочет перейти на нашу сторону, встретиться с нами. Что же делать?
Светофор Светофорович: Давайте поможем ему. Подумаем, как это сделать правильно? В каком месте нужно переходить дорогу?
Дети: Там, где есть пешеходный переход.
Крошка Кот : А как я узнаю, где он?
Дети: Возле пешеходного перехода стоит специальный знак синего цвета «пешеходный переход» (дети описывают изображение на знаке). Переходить в этом месте дорогу можно по полоскам, которые нарисованы прямо на асфальте. Полоски эти заметны издалека и водителям и пешеходам. Этот переход называется зеброй.
Крошка Кот : Давайте найдем на нашей дороге пешеходный переход!
Дети помогают найти Крошке Коту пешеходный переход. Он хочет бежать навстречу Бобику, но его останавливает Светофор Светофорович.
Светофор Светофорович: Стой, Крошка Кот! Бежать под колеса движущегося транспорта нельзя, можно попасть в беду.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним нашему другу, как правильно нужно переходить дорогу. Кто помогает людям и транспорту двигаться без аварий?
Дети: Светофор.
Светофор Светофорович: На какой сигнал светофора нам можно переходить через дорогу?
Дети: Зеленый.
Светофор Светофорович: А если загорится красный свет, что нужно делать пешеходам?
Дети: Стоять.
Дети смотрят на сигналы светофора, объясняют, что нужно делать, помогают Бобику перейти через дорогу. Бобик встречается с ребятами, благодарит за помощь.
Воспитатель: Крошка Кот, Бобик! На дороге нужно быть очень внимательными!
Давайте еще раз напомним нашим друзьям правила поведения на дороге:
Играть можно только во дворе.
Переходить дорогу можно по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
Переходить дорогу можно только вместе со взрослыми, держась за руку.
Ну а нам ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте прощаться с нашими друзьями.
Дети прощаются, уходят.
Литература:
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-еизд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, ОН. Сирченко, Э. Г. Шамаева – Волгоград: Учитель, 2013. – 170с.
Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/ авт. -сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135с.
Саулина Т. Ф. Знакомим детей с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3-7 лет. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. / Саулина Т. Ф. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2013. – 168с.
Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 64с.