Любовь Скрылева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья» во второй младшей группе (дети 3–4 лет)
Авторы составители : Скрылева Л. П,
Вид проекта : долгосрочный, игровой,творческий.
Сроки реализации проекта : январь - июнь.
Место проведения: МБДОУ №188, г. Кемерово детский сад «Золотая рыбка»
Участники проекта : дети второй младшей группы «Смешарики», родители, воспитатели.
Актуальность.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема:
- Недостаток знаний у детей о своей семье.
- Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта :
- Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье.
- Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка).
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
Ожидаемые конечные результаты:
Дети:
- Владеть понятием «семья».
- Иметь представление о родственных отношениях.
- Знать информацию о своей семье, профессиях родителей.
- Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
Родители:
- Повысить педагогическую культуру родителей.
-Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
Формы организации проекта :
1. Опрос детей.
2. НОД.
3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Выставка детских рисунков и поделок
6. Консультации для родителей.
7. Фотовыставки.
Ресурсы:
Информационные: В ДОУ работают специалисты
- педагог-логопед
- психолог
- музыкальный руководитель
-педагог ИЗО
Наличие в ДОУ специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.
Научно-методические: учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы, игры, игрушки, дидактический материал.
Материально-техническое обеспечение: в ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам; музыкальный зал; кабинет для индивидуальных занятий с логопедом; методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Опрос детей на тему «Что я знаю о своей семье?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Семья».
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми)
Познавательная деятельность:
- Рассматривание фотографий членов семьи
- Тематические занятия «Я и моя семья», «Как я помогаю своим родным дома».
Беседа по фотографиям:
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Любимые занятия членов нашей семьи», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Радость или огорчение?»(родителям от поступков детей;)«Кто как трудиться в нашей семье?». «Где мы были, что мы видели»,
- Отгадывание загадок о семье.
- Знакомство с профессиями родителей.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Семья», «Скажи ласково» (мама-мамочка, папа-папуля и т. д.,)«Разложи по порядку» (фигурки человека с учетом возрастных изменений, «Составь семью», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Помоги маме (папе)», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя».
Подвижные игры
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».
Сюжетно-ролевые игры
«Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница». «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Поездка на автобусе», «Семья», «Дочки - -матери», «Поездка в магазин», «Пешеходы», «В театр».
- Драматизация по сказке «Репка». «Теремок».
Коммуникативная деятельность:
- Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья», «Мальчик-пальчик», «За работу», «На горе мы видим дом»
- Чтение художественной литературы на тему «Семья» : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди». «Три медведя» «Волк и козлята», Маша и медведь», К. Ушинский «Петушок с семьёй», Д. Габе «Моя семья»,
Чтение потешки «Ладушки – ладушки», «Потягушки-потягушечки», «Застучали ножки» и др.
- Разъяснение и заучивание пословиц и поговорок о семье.
- Чтение стихотворений о семье «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто; «Семья», «Мой дом» М. Тахистова; «Кто играет» А. Шибаев,
А. Барто «Посидим в тишине». Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».
- Составление детьми рассказов о своей семье.
Беседа по вопросам
«Расскажи, с кем ты живёшь»;
«В какие игры играют с вами ваши родители»;
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители»
«Как мы отдыхаем»
- Беседы по картинкам.
Где работает мама (папа?
Что делать, если кто-то заболел?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Изобразительная деятельность:
- Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация).
- Изготовление открыток для пап и дедушек к 23 февраля
- Изготовление открыток к 8 марта
- Рисование рисунков «Моя семья».
- Лепка «Мебель для моей семьи (стол)»
- Конструирование «Дом для моей семьи».
- Изготовление «Ромашки» -символа семьи.
Музыкальная деятельность:
Прослушивание музыкальных произведений по теме
Сотрудничество с семьей :
- Консультации для родителей. «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», Консультации: «Игры с ребёнком в домашних условиях» ,«Шпаргалки для родителей». «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка».
- День открытых дверей «Наша жизнь в детском саду».
-Совместное изготовление детьми и родителей поделок ко дню космонавтики.
- Проведение родительского собрания «Семья глазами наших детей»
- «Бессмертный полк» посвящённый празднованию Дня Победы.
- Празднование «Дня города» информация : детский праздник «С днем рождения, любимый город!» в Парке Чудес.
3 этап – заключительный:
- Аппликации изготовление с детьми «Ромашки» - символ семьи.
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Презентация проекта.
Тематическое планирование во второй младшей группе «Моя семья»
Месяц Содержание Цель
Январь 1. Рассматривание альбома «Моя семья» и беседа
2. Беседа «Как я помогаю своим родным дома». «Праздники в моей семье», «Расскажи, с кем ты живёшь»; «В какие игры играют с вами ваши родители»
3. Отгадывание загадок о семье.
4. Дидактические игра: «Семья», «Разложи по порядку» (фигурки человека с учетом возрастных изменений,
5. Подвижные игры «Наседка и цыплята»,
6. Сюжетно-ролевые игры «Семья».
7. Чтение: «Три медведя», Д. Габе «Моя семья». Стихотворения: Н. Майданник «Моя семья». Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья».
8. Конструирование «Мебель для дома».
9. Лепка «Мебель для моей семьи (стол)» Формировать у детей понятие «семья». Воспитывать любовь и чувство привязанности к своим родителям, родственникам.
Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
Февраль 1. Беседа: «Мой папа», «Я папин помощник, потому что я…», «Любимые занятия членов нашей семьи».
2. Изготовление открыток к 23 февраля.
3. Д. и:«Скажи ласково» (мама-мамочка, папа-папуля и т. д.,). 4. Подвижные игры «Птички в гнёздышках», Сюжетно-ролевые игры «Водитель», «Дорога»
5. Чтение: «Гуси – лебеди». «Кто играет» А. Шибаев. Потешки «Ладушки – ладушки».
Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины). Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
Март 1. Беседа: «Мамин день», «Моя бабушка», «Я мамин помощник, потому что я…».«Как мы отдыхаем»
2. Изготовление открыток к 8 марта.
3. Подвижные игры «Карусель». Сюжетно-ролевые игры «Дочки -матери»,
4. Чтение стихотворения «Как Вовка бабушек выручил»», Маша и медведь» А. Барто «Посидим в тишине».
5,Драматизация по сказке «Репка». Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.
Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
Апрель 1. Знакомство с профессиями родителей.
2. «В нашей семье все трудятся», Кто как трудиться в нашей семье?». «Кому, что нужно для работы?», «Где работает мама (папа?»
3. Д. и: «Составь семью», «Кто, что любит делать?», Сюжетно-ролевые игры «Семья принимает гостей», «Встречаем гостей»
Чтение «Волк и козлята Ю. Жуковой «Про нас», Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.
Май 1. Беседа «Где мы были, что мы видели»,
2. Д. и:«Можно – нельзя». «Хорошо или плохо?», «Вежливые слова», 3. Подвижные игры «Попади в цель»,
4. Сюжетно-ролевые игры «Поездка на автобусе», «Поездка в магазин»,
5. Драматизация по сказке «Теремок».
6. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
7. Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация). Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.
Июнь 1. Беседа: «Радость или огорчение?»(родителям от поступков детей;), «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Что делать, если кто-то заболел?» «Выходной день в моей семье»
2. Д. и: «Помоги маме (папе)», 3. Подвижные игры Гуси – лебеди»,
4. Сюжетно-ролевые игры «Дочка заболела», «Больница».
5. Чтение: К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто; «Мой
дом»
6. Рисование рисунков «Моя семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.