Залия Галлямова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой край родной — Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Мой край родной Башкортостан»
Направленность: формирование представлений детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа;
Предпосылки: Знакомство детей с культурой родной Республики Башкортостан.
Проблема: Не сформирован познавательный интерес к национальной культуре башкирского народа.
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Продолжительность: Декабрь 2023 г. – Январь 2024 г.
Актуальность:
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Мой край родной — Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор.
Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о Республике Башкортостан, мы выявили, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о Республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством Республики.
Участники: Дети старшей группы № 8 «Теремок», воспитатели группы, родители детей.
По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителями.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и уточнять представления детей о родном городе, районе, республике.
2. Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;
3. Продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
1. Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор.
3. Развивать двигательную активность.
Воспитательные :
1. Воспитывать чувство любви к своему городу, району, республике.
2. Формировать чувства толерантности.
Формы совместной деятельности с детьми: проведение ОД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, рекомендации для родителей.
Ожидаемый результат:
Дети знают: свою республику, город, символику республики, достопримечательности своего города, климатические условия, природу родного края. Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Играют в национальные игры.
Материальная база: слайды, учебно – методические пособия, компьютер, художественная литература, картины, иллюстрации, дидактические игры.
I этап подготовительный: - Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития познавательно-творческих способностей детей.
Сроки Тема, цель Средства
1 неделя
Декабря 2023 г. • Разработка плана реализации проекта «Мой край родной Башкортостан»,
• Разработка перспективного плана, конспекты.
• Подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта
• Консультация для родителей:
«Воспитание личности на основе традиции и культурного наследия башкирского народа» Обучающая литература, интернет
Полезная информация
II этап основной: - Формировать и расширять представление детей об особенностях культуры, быта, традиций башкирского народа.
Дата Тема Цель Средства
2 неделя декабря 2023 г. «Моя республика - Башкортостан»
Слушание Гимн РБ.
Сказка «Лиса – сирота» • Продолжать развивать интерес к родному краю.
• Ознакомление с башкирской сказкой Плакат с изображением герба и флага РБ; иллюстрации о Республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики.
Книга с иллюстрациями к сказке
3 неделя декабря 2023 г. Лепка «Чак-чак» • познакомить с башкирским национальным блюдом «чак-чак»;
• разрабатывать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности; развивать воображение.
чак – чак, пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
2 неделя января 2024 г. Подвижная игра «Юрта»
Рисование «Юрта» • Повысить положительный настрой и психоэмоциональное здоровье;
• познакомить детей с особенностями быта башкир, с юртой (ее устройством, особенностями интерьера, со спецификой оформления);
• закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления юрты.
Музыка, стулья, платки.
Альбомный лист, образец (макет Юрта, акварельные краски, кисточки, стакан непроливайка, салфетки, шаблоны юрты - заготовки для украшения башкирским орнаментом из бумаги
2 неделя
Января 2024 г. «Мой город - Уфа» • Уточнить знания о родном городе; систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, людях разных национальностях, живущих в родном городе, природе родного края. Презентация о городе Уфы
3 неделя января 2024 г. «Рассматривание национальной башкирской одежды»
• познакомить детей с башкирским национальным костюмом, с названием деталей костюма; познакомить с праздником «Сабантуй».
башкирские национальные костюмы, картонная кукла с элементами одежды;
4 неделя января 2024 г. «Природа родного края» • Уточнить и расширить представления детей о родном крае, его природном богатстве Карта Республики Башкортостан, иллюстрации деревьев в разные времена года,
III этап заключительный: - Обобщить и систематизировать знания дошкольников о бытии, культуре, природе родного края.
Дата Тема Цель Средства
4 неделя января 2024 г. Изготовление коллажа о родном крае Закрепить знания о Республике Башкортостан Ватман, иллюстрации о родном крае, клей.
Итогом проекта стало изготовление коллажа о родном крае.
Анализ проекта :
В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитиям.
По итогам рефлексии многими детьми был материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смогли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта.
При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах.
Список использованной литературы:
1. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан : Учебная хрестоматия. Уфа, 2017.
2. Государственные символы РБ. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2017.
3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2008.№4. С. -79.
4. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2017. №4. С. - 77.
5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2017. №4. С. - 85.
6. Мой родной дом : Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2017.
7. Рассказы по истории Башкортостана : Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2017