Наталья Рукосуева
«Россия — Родина моя». Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в разновозрастной группе 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Публикация «„Россия — Родина моя“, Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в разновозрастной группе 4–6 лет» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
И главная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Постановка проблемы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Тема проекта: «С чего начинается Родина…».
Вид проекта: творческий, познавательный
По количеству учащихся: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный
Участники: дети разновозрастной группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей разновозрастной группы (4-6 лет) через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране.
Задачи проекта:
(для детей)
1. Создать условия для развития и поддержки познавательного интереса; формирование нравственных отношений и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, к природе родного края, Родины.
2. Расширять представления о Российской Армии, о воинах которые охраняют нашу Родину. Познакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и др.)
3. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь к родному краю, к нашей Родине-России.
Для педагога:
1. Повысить компетентность педагога в области нравственно-патриотического воспитания.
2. Составить перспективный план по реализации проекта.
3. Изготовить фотоальбомы, дид. игры, макеты и др. по теме проекта.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к пополнению развивающей предметно- пространственной среды в группе (центр нравственно-патриотического воспитания)
2. Активизировать и обогащать знания родителей с целью привлечения к реализации проекта (совместные изготовления игр, разучивание стихов о Родине и др.)
3. Стимулировать родителей к совместному творчеству (совместное рисование, аппликации по темам: «Моя семья», «Наш дом», «Улица и другое).
Этап (информационный) подготовительный включает в себя:
• Составление перспективного плана работы по проведению проект
• Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр.
• Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
2. Этап (практический) включает в себя:
• Привлечение родителей к оказанию помощи;
• Чтение художественной литературы;
• Рассматривание иллюстраций;
• Рисование рисунков;
• Проведение с детьми бесед;
• Игр;
3. Этап (Заключительный)
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина; испытывают чувства гордости за свое село.
Знают достопримечательности своего села.
Имеют представление об исторических памятниках.
Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в селе и семье.
Проведение викторины «Моя малая Родина».
План реализации проекта
Формы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителями
Октябрь – ноябрь «Моя семья»
Речевое развитие:
• Составление рассказа по картине на тему «Моя семья»
• Пальчиковые игры по теме «Семья»
• Чтение художественной литературы, стихотворений А. Барто «Семья», Е. Благинина «Посидим в тишине», Е. Карганова «Праздник бабушек и мам», «Про бабушек»,
• - Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Словесная игра «Как зовут тебя по другому», «Расскажи мне о себе»
Социально-коммуникативное развитие:
• Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гостях у бабушки»
• Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»,
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо и что такое плохо»
• Лото «Моя семья»
• Упражнение «Волшебный стул»
• Словесная игра «Назови по другому»
Физическое развитие:
- Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование и выставка рисунков (портреты) на тему «Нет на свете краше мамочек наших».
- Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»
Раскрашивание раскрасок «Семья»
- Изготовление поздравительных открыток ко «Дню Матери»
Познавательное развитие:
• НОД «Моя семья»
• Игра - ситуация «Знакомство с членами семьи»
• Беседа «Маленькие помощники»
Работа с родителями:
Составление фотоколлажа «Мой папа лучше всех»
Сотворчество родителей и детей «Родословное древо нашей семьи», «герб семьи»
• Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
• Подбор фотографии «Наш семейный отдых» (либо фотоколлаж «Моя семья»).
• Конкурс чтецов, посвященный дню матери.
• Гость группы. Тема: «Традиции в нашей семье»
Итог: развлечение «Моя семья»
Декабрь – «Я люблю свой детский сад»
Речевое развитие:
• НОД «Наш детский сад»
• Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад», И. Гурина «Воспитатель», И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой», Н. Лоткин «Тихий час». - Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Социально-коммуникативное развитие:
• Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников.
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Физическое развитие:
- Подвижная игра «Пирог»
Художественно-эстетическое развитие:
- Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад»,
«Наш детский сад», «Чудеса в саду».
Рисование «Игрушки нашей группы» (Раскрашивание раскрасок – игрушки).
Лепка: «Детский сад и игрушки»
Аппликация «Мой детский сад»
• Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»
Познавательное развитие:
• Беседа «Сотрудники нашего детского сада»
• Дидактическая игра «Расскажи о своем детском саде?», «Профессии».
• Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
• Беседа «Традиции нашей группы детского сада»
• Игровые ситуации «Правила поведения в нашей группе, в общественных местах».
Работа с родителями:
• Консультация для родителей: «Взаимоотношения детей в детском саду»
• Изготовление лэпбука «Мой детский сад»
• Рекомендации для родителей»
Итог Квест – игра «Мой любимый детский сад»
Январь «Село мое родное» (Тасеево – моя маленькая Родина). Край, в котором я живу.
Речевое развитие:
• Рассказывание по картинам «Профессии»
• Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
• - Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила».
• - Заучивание стихотворения «Мое село».
Социально-коммуникативное развитие:
• Дидактическая игра «Транспорт (виды транспорта,
• Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Столовая», «Транспорт–служба спасения МЧС нашего города»
Физическое развитие:
- Малоподвижная игра «Колечко».
- Подвижная игра «Автобусы».
Художественно-эстетическое развитие:
- аппликация «Дома на нашей улице».
- Рисование: «Салют над селом»
- Изготовление поздравительных новогодних открыток
Познавательное развитие:
• Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Мое село Тасеево»»
• Беседа «Где и кем работают родители». «Праздники в нашем селе»
• НОД (Виртуальная экскурсия)«Село, в котором я живу»
Взаимодействие с родителями :
- Изготовление макетов по теме «Достопримечательности нашего села»
- Выставка-конкурс игр и пособий по патриотическому воспитанию детей "В мире игр"
Итоговое мероприятие: Создание фотоколлажа «Наше село – Тасеево»
Февраль – май «Край, в котором я живу»; «Наша Родина Россия»
Речевое развитие:
Чтение стих. Е. Серова «Родные края».
Чтение И. Вершегонова «Мой край».
Чтение стих «Что мы родиной зовём».
Заучивание стихотворения Есенин «Белая береза»
Чтение А. Барто «Страна, где мы живем».
Беляев. А «Хочу быть военным моряком». Бойко Р «Наша Армия родная». Лермонтов «Родина» - Чтение стихотворений о Москве. Заучивание стихотворений о Родине.
Чтение Осеева «Волшебное слово»
Социально-коммуникативное развитие:
Дид. Игра «Четвертый лишний» (птицы нашего края)
Дид. Игра «Животные нашего края
Дид. Игра «Рода войск России»
Дид. Игра «Одень солдата»
Сюжетно-ролевая игра «Летчики»
Физическое развитие:
- Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Колпачок», Горелки, «Краски» «Гори, гори ясно», и др.
- Хороводная игра «Карусель».
- Подвижная игра «Перетяжки».
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка: «Флаг России».
- Рисование: «Люблю березу русскую».
- Прослушивание: гимна РФ, народных песен.
- Рисование по трафаретами (обводками) «Животные и птицы нашего края».
Изготовление поделок ко «Дню Защитника Отечества»
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин «Города России»
Рассматривание иллюстраций, картин, открыток «Защитники отечества» (с военной тематикой)
- Рассматривание народного костюма; кукол в народных костюмах.
Раскрашивание кукол в народных костюмах
Рисование «Матрешка»
Росписи народных игрушек по мотивам дымковских, филимоновских игрушек (лошадка, свистулька.)
Изготовление стендгазеты к празднику 23 февраля.
Познавательное развитие:
НОД «Путешествие по Красноярскому краю»
Беседа: Символы России
- НОД «Народные промыслы».
- НОД «Мы помним - мы гордимся»
НОД «Роды войск»
Беседа «Военные профессии»
- НОД «Россия – Родина моя».
- Просмотр мультфильма «Мы живём в России».
-Беседа на тему «Народно – прикладное искусство России».
Работа с родителями :
- Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну».
- Папка - ширма «Защитники отечества нашего села»
-Фотокаллаж «Мой папа, дедушка, защитник Отечества»
Выставка рисунков «С чего начинается Родина».
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Гость группы «Мой папа – защитник отечества» (рассказ папы о службе в армии, сюжетно-ролевая игра «Наша Армия»)
Создание мини-коллекции магнитов «Города России»
- Итоговое мероприятие - викторина «Россия – Родина моя.