Надежда Чезрякова
Проект по нетрадиционной технике рисования для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ №42
Чезрякова Н. В.
Введение.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Публикация «Проект по нетрадиционной технике рисования для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Тип проекта : информационный, познавательный, творческий.
Вид проекта : краткосрочный (сентябрь,декабрь).
Участники проекта : дети средней группы в возрасте 4-5 лет.
Актуальность:
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Проблема:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «оттиск», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта :
метод обследования, наглядности;
словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
мотивационный (убеждение, поощрение).
Планирование результатов проекта.
Дети:
познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
получат практические навыки и умения по использованию техники «оттиск», «пластелинография», «Пальчиковое рисование»;
появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
обогатится словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт», они выучат стихи об осени, о деревьях, зиме, елке;
II Основное содержание.
Предварительный этап (организационный) :
обследование темы, мотивация ее выбора;
определение цели и задач проекта;
подбор литературы, пособий, дидактического материала;
обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
разработка содержаний НОД.
Основной этап (практический) :
Проведение:
НОД по рисованию в нетрадиционной технике, познанию.
Дидактических игр с детьми.
Родительского собрания по данной теме.
Итогового развлечения.
Организация выставки «Осень золотая», «Зимняя фантазия».
Заключительный этап (итоговый) :
Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
Беседы с родителями
Анкетирование
Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.
Мониторинг.
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностная, познавательно-речевая, художественно-творческая, а также чтение художественной литературы, музыка.
Реализация проекта :
Деятельность педагога:
1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на осеннюю тематику и по техникам нетрадиционного рисования.
2. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
картотека по нетрадиционной технике рисования;
альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования;
разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
изготовить дидактические игры.
1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Работа с детьми:
Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
Беседы и рассказы об осени, ее характерных признаках.
Наблюдения в природе за осенними и зимними явлениями.
Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь»,демонстрационных картинок «Зима» Праздник «Новый год».
Знакомство с техникой рисования «пальчиковое рисование» «Штампование», «Пластелинография».
Дидактические игры «Осенняя палитра», «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки» «Укрась ёлку».
Прослушивание аудиозаписи музыкальных пьес и театральных шумов.
Чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об осени, зиме, новогоднем празднике.
Организация выставки детских работ.
Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.
Работа с родителями:
Родительское собрание на тему: «Развитие творческих способностей детей младшего и среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
Помощь родителей в организации выставки «Осень золотая», «Зимняя фантазия»
Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.
Перспективное планирование:
Сентябрь-октябрь
Непосредственно-образовательная деятельность
«Дождик»
Задачи: Познакомить с приемами пальчикового рисования. Развивать чувство композиции и ритма. Закреплять навыки рисования гуашью.
«Осенние листочки».
Задачи: Развивать чувства композиции, цветовосприятия. используя рисование пальчиком. Развивать воображение, творческое мышление.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Что стало не так?»
Задачи: Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.
Дидактическая игра «Составь узор»
Задачи: Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Ноябрь – декабрь.
«Ёлочка нарядная»
Задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие творческих способностей. Эстетическое восприятие, а так-же восприятие формы и цвета.
«Праздничные шары»
Задачи: Обучать детей нетрадиционным техникам работы с
пластилином.
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.
Самостоятельная деятельность детей
Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол, аппликация «символ года»). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора техники воплощений; оформлению группы к новому году (украшаем елку) .
Работа с родителями
Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»
Папка-передвижка «Роль рисования в жизни ребёнка»
Работа с родителями
Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования»
«Обследование навыков рисования
с использованием нетрадиционных техник».
(средняя группа)
Результат обследования
Уровни
Сентябрь -октябрь
Ноябрь- декабрь
Высокий
0
5/25%
Средний
13/55%
16/70%
Низкий
10/45%
2/5%
Опираясь на данные обследования детей 2 младшей группы, которые впервые познакомились с использованием в рисовании нетрадиционных техник, можно смело говорить о том, что работа по данному направлению заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.
У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.
Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.
Лишь у двоих детей и в октябре наблюдается низкий уровень, что обуславливается длительным отсутствием в детском саду из-за болезни.
Заключение.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Анализ результатов.
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования;
У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Выводы:
Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.
Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.