Гульсум Мантаева
Проект по математике «Хотим все знать и измерять»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей первоначальные измерительные умения.
«ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ И ИЗМЕРЯТЬ»
Номинация: дошкольный возраст
Тип проекта : познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта2017- 2018г.
Автор: воспитатель
Мантаева Гульсум Абдрахмановна.
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по математике „Хотим все знать и измерять“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.
Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний.
Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.
Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.
Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи.
Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.
Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа, через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.
За время пребывания в детском саду наш выпускник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественно- изобразительной. И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация. Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.
В нашем проекте «Хотим все знать и измерять» мы предполагаем, что формирование и развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по теме «Величина» на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого, физического, художественно- эстетического, социально- коммуникативного, использования ИКТ будет эффективным. Проблема:
Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений.
В ходе констатирующих экспериментов выявилось :
-дети очень часто характеризуют предметы по какой-либо одной протяженности, в основном по длине ;-много ошибок делают дети при показе ширины. Характер допускаемых ими ошибок говорит о недостаточно четкой дифференциации других измерений, так как дети показывают вместо ширины и длину, и всю верхнюю грань предмета (коробки, стола);
-дети часто не отличают измерительные приборы от общепринятых единиц измерения. Так, под метром они подразумевают деревянный метр, с помощью которого производится отмеривание тканей в магазине, не воспринимая метр как единицу измерения. Точно так же под словом «сантиметр» имеют в виду сантиметровую ленту, которая в быту так и называется.
-в процессе повседневной жизни дети не овладевают общепринятыми способами измерения, они лишь с большей или меньшей степенью успешности пытаются копировать внешние действия взрослых, зачастую не вникая в их значение и содержание. Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер. Применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы.
Контингент участников проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель проекта : Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.
Способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации.
Задачи проекта :
Формировать у детей первоначальные измерительные умения.
Познакомить детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень (формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества)
Знакомство детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.
Познакомить детей с весами (сравнение веса предметов путем взвешивания).
Научить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)
Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
Учить самостоятельно, находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
Учить детей анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.
Развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике.
Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Воспитывать познавательный интерес к исследовательской деятельности по математическому развитию
Предполагаемый результат
В ходе проекта через исследовательскую, практическую и игровую деятельность дети овладеют общепринятым способом измерения длины, ширины, высоты, объема, познакомятся с единицей измерения жидкости, с условными мерками, с самим термином «измерить», «взвесить» однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка. Обучение детей измерению объема поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные на занятиях знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.
Полученные результаты:
После изучения результатов контрольного эксперимента было выявлено следующее:
- дети научились измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)
-дети, точнее стали дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи;
-сформировалось знание о способах измерения объема жидких и сыпучих предметов (они предлагают, при измерении объема выбрать подходящую мерку или взять мерный стаканчик).
-усвоили основное правило измерения (соблюдение полноты мерки)
-познакомились с весами
-стали понимать, что результат измерения (длины, веса, объема) зависит от величины условной мерки.
Коллективные работы, сочетание измерения со счетом помогло вовлечь малоактивных детей в работу.
Отражение способа и результата действий в речи способствовало совершенствованию умения давать полные, обдуманные ответы. Добиться хорошего усвоения материала нам помогла организация ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений. Дети с удовольствием играют в «Магазин», измеряя количество молока (2-3-5 литров); чая в чайнике (условной меркой, хватит ли на всех гостей). Научились правильно поливать цветы, готовить соленое тесто.
В течении всего проекта создавались проблемные ситуации, мы поставили детей в условия, когда они сами придут к выводу о необходимости измерения : как определить хватит ли в чайнике чаю для всех, как помочь определить где «живая», а где «мертвая» вода для Ивана царевича; в джунглях засуха пересохли все реки. Обитатели мучаются от жажды. Осталось одно ведро воды на всех, как разделить ведро воды поровну, чтобы всем досталось, и обидно не было и пр. Дети убедились в том, что измерения необходимы и на опытах проведенных в домашних условиях: Дима готовил блины; Карина измеряла воду, чтобы напоить братишку, Яна измеряла объем кастрюль, нашла в магазине товары с объемом в 1 литр. Тем самым знания полученные на занятиях, были включены в каждодневную практическую деятельность.
В результате применения этого в комплексе, выработались навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни.
Этапы реализации проекта :
I этап. Организационный.
Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.
II этап. Основной.
Составление проекта поэтапного плана работы;
Определение задач воспитательно- образовательной работы;
Планирование деятельности;
Разработка конспектов ОД, бесед, просмотр презентации «Как измеряли в древности», подбор дидактических игр, подбор практического материала для исследовательской деятельности.
III этап. Заключительный.
(Математический досуг «В гостях у королевы Величины»)
Создание презентации по теме проекта «Хотим все знать и измерять»
Вывод по итогам работы над проектом.
Планирование и организация деятельности
I этап – Организационный
1. Вопросник для родителей
«Математика для развития Вашего ребенка».
Провести опрос родителей для получения обратной связи с родителями, оказание помощи в вопросах подготовки детей к школе по математике. ответственный :воспитатель. (ноябрь)
Консультации для родителей «Учим детей логически мыслить»
ответственный воспитатель. (ноябрь).
Родительское собрание на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность» – как средство познания мира математики». (ноябрь).
Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей (ноябрь).
Показать достижения детей в области математики.
родители (декабрь).
2. Подбор литературы по математическому развитию детей. Подбор материала для выявления знаний по теме (тест- материалы).
Изучение литературы, выявление трудностей у детей.
Разработка планирования по теме проекта «Хотим все знать и измерять»
Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Создать развивающую среду: пополнение математического уголка различными измерительными приборами : весами напольными, безменом, ростометром.
подобрать материалы : атрибуты для исследовательско- познавательной деятельности: кружки -1л, 0,5л,01л. ;
тазы разного объема, мерные стаканчики.
дидактические игры «Веселые матрешки», «Длинное - короткое», «Широкое узкое», «Посади дерево», «Сварим кашу кукле»
презентации «,«Как измеряли в древности», «В гостях у королевы Величины», иллюстрированный материал, художественную литературу произведения Г. Остера, Г. Юдина «Полезная заниматика»,
Подобрать материал по продуктивной деятельности: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема. Воспитатель,родитель. (ноябрь,декабрь).
II этап - основной
Вид деятельности Цель Ответственные Сроки
1. Рассказ воспитателя «Как измеряли в древности».
(коммуникация, познание)
Показ презентации «Как измеряли в древности»
-знакомство детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень;
-закрепить понятия используемые в древности и сейчас.
Беседа «Инструменты измерения»
(коммуникация, познание). Знакомство детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины; Исследовательская деятельность:(познание, коммуникация, труд, здоровье)
«Измерение стола различными мерками»(бумажные полоски)
«Измерение роста детей» (ростометр)
Создание картотеки «Самый высокий в группе»,
-знакомство детей с линейкой как инструментом для измерения длин отрезков;
измерение при помощи ростометра, сантиметра, на глаз.
Научить детей правильно пользоваться измерительными приборами,Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», закреплять умение сравнивать предметы по длине.
Чтеие художественной литературы:
Чтение глав из книг Г. Остера «38 попугаев»;
Просмотр мультфильма «38 попугаев».
Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», «Длинный- короткий», «Низкий – высокий» .
Познакомить с произведениями Г. Остера, учить соотносить просмотренный мультфильм с текстом произведения, а также с иллюбстрациями в книге к данному произведению
При помощи художественных произведений закреплять математические понятия (В течении всего проекта)
Сюжетно – ролевая игры: «Ателье»
«Магазин», «Ветеринарная аптека» (Поможем доктору Айболиту (социализация, коммуникация, познание)
Закреплять полученные знания в игровой деятельности
Выработать навыки измерительной деятельности. Закрепить умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия
(В течении всего проекта).
Конспект ОД по ФЭМП
Тема «Измерение длины при помощи условной мерки» : (исследовательская деятельность)
Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.
Материалы : лента (1 м, мерка – полоска (10см, кубики.
Ход: На доске горизонтально прикреплена лента.
В. : Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показываю мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?
Выслушиваю ответы. Затем предлагаю показать, как надо измерять, помогаю ребенку и объясняю правила измерения.
Порядок измерения длины :
начать измерять от самого края;
отметить конец мерки;
после того как мерка уложится полностью, положить кубик (чтобы не запутаться);
перенести мерку и продолжить измерение.
- Сколько бантиков получиться? Как узнать? (Пересчитать палочки.)
Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.
Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ, вначале мы устанавливали, что будем измерять (например, горох, что необходимо для измерения (выбрать подходящую мерку, как надо заполнить мерку, до каких пор надо продолжать измерение.
воспитатель апрель
ОД по ФЭМП
Тема: «Знакомство с весами»
Цель: Познакомить детей с устройством и принципом работы весов.
Показать зависимость между величиной, меркой, числом.
Оборудование: различные виды весов, презентация, вата, камень-50 грамм Ход: Предлагаю просмотр презентации о весах, их возникновении и разновидностях. Беседа по теме.
Практическая часть. Предложила детям камень и вату (50 г). Спросила, что тяжелее? Все дети сказали, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему?» получила следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая». Далее измерили на весах, в результате дети увидели, что вата оказалась тяжелее камня. На вопрос «Почему так получилось?» лишь двое детей дали ответ: «Потому что ваты больше», «Потому что вата скручена в рулон и ее много». Сделали вывод, что вес камня меньше веса ваты
Просмотр мультфильма «38 попугпев».
Конспект ОД по ФЭМП
Тема «Измерение с сыпучих веществ помощью условной мерки»(измерение объемов сыпучих веществ- гороха,риса,пшена.)
Цель: Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки (стакан, ложка, блюдечко).
Материал : мисочка с крупой (например, горох), набор мерок, кукла.
Ход: Воспитатель выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.
- Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.
Педагог предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко (типа розетки).
- Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).
Конспект ОД по ФЭМП
Тема: «Измерение жидкости»
Цель: Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема;
Упражнять в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки.
Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема.
Игровое упражнение «Поможем доктору Айболиту».
Ход: Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию: доктор Айболит,собравшись ехать в Африку, заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом- лекарство для компрессов. Его пить нельзя. Кувшины перепутали. и доктор Айболит не знает где у него какая жидкость. Он помнит, что лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.
-Помогите доктору Айболиту.
Дети высказывают своё мнение. Воспитатель показывает опытным путём непригодные способы (на глаз сравнить нельзя,почему). В месте с воспитателем дети решают: надо измерять жидкость условной меркой и сравнить. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится таз, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют жидкость из 1-го ведёрка (желтая,а затем из 2-го (розового).Сравнивают их. Самостоятельная опытническая
деятельность:«Угадай сколько литров вмещается в посуду» (вначале объем измеряется на глаз, а затем - измерением);
III этап- заключительный.
Математический досуг «В гостях у королевы Величины».
Создание презентации по теме проекта «Хотим все знать и измерять»
Вывод:
В ходе проекта через исследовательскую, практическую и игровую деятельность дети овладели общепринятым способом измерения длины, ширины, высоты, объема;
познакомились с единицей измерения жидкости - литр, с условными мерками;
обучение детей измерению объема помогло устранить недостатки в формировании представлений о числе.
с измерительным прибором- весами; термином «измерить», «взвесить» однокоренными словами: мерили, померили, измерили, мерка.
Обогатилось содержание детских игр (сюжетно- ролевая игра «Ателье», где дети в роли модельеров самостоятельно снимали мерки, отмеряли нужное количество ткани для платья); в сюжетно – ролевой игре «Магазин», дети с удовольствием отмеряли крупы при помощи условной мерки (совочка, стакана, приобретенные знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.
Список использованных источников.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айриспресс, 2008.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006
Клещёва И. В. Основные требования к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики (The Emissia.Offline Letters) – СПб., 2010.
Михайлова З. Н. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Непомнящая Р. Л. Значение обучения детей дошкольного возраста измерениям – М. : Просвещение, 1988.
7. Помораева И. А,. Позина В. А,М. «Занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников подготовительная группа» : Мозаика-синтез, 2010. Г.
8. Интернет ресурсы: maam.ru nsportal.r u