Галина Тяпкина
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей 4–5 лет «Очумелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №17
структурное обособленное подразделение №1
Долгосрочный проект
по художественно эстетическому направлению
для детей средней группы 4-5 лет
«Очумелые ручки»
Составитель:
Тяпкина Галина Владимировна
Воспитатель
Г. Ревда
2022 г.
Паспорт проекта
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию для детей 4–5 лет „Очумелые ручки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Название проекта «Очумелые ручки»
Заказчик проекта МБДОУ детский сад №17
Разработчик проекта Тяпкина Галина Владимировна
Нормативные основания реализации проекта
Цель проекта Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество : аппликацию, рисование, лепку.
Задачи проекта 1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
Срок реализации проекта С сентября 2022 - по май 2023
Участники проекта Воспитатель, родители, дети
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта Дети будут знать :
- о разнообразии техник художественной деятельности;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- аккуратно пользоваться кистью и клеем;
- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
1. Пояснительная записка
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
1.1 Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
1.2 Новизна
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение, слышим (слово, звук, чувствуем, представляем, действуем – творим.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности : изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).
Эти эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
2. Основное содержание проекта
2.1 Этапы
I. Подготовительный этап
Подготовить ресурсного обеспечение для реализации проекта
1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
2. Картон (однослойный и многослойный).
3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
6. Леска, проволока.
7. Пуговицы.
8. Скотч.
9. Ткань.
10. Цветной бисер, бусы, стразы.
11. Киндер– сюрпризы.
12. Семечки. Крупа.
13. Вата.
14. Обертки от конфет и шоколада.
15. Цветные иллюстрации.
16. Клей. Пластилин.
17. Соленое тесто
II. Основной этап
месяц Тема работы
Вид работы
Сентябрь 1. «Букет к празднику» Рисование тычками
2. «Кап-кап дождик» Рваная аппликация
3. «Божья коровка» Аппликация с использованием пластилина
4. «Осьминожки» Рисование
Октябрь 1. Веточка смородины Отпечатки листьев, рисование пальчиками
2. «Урожай» Аппликация с использованием пластилина
3. «Дорожка для ежика» Лепка
4. «Осенние листочки» Аппликация
5. «Мухомор» Лепка
6. «Помидорки на грядке» Отрывная аппликация из салфеток
7. «Веселый светофор» Аппликация
8. «Солнышко и дождик» Объемная аппликация
Ноябрь 1. «Ежик» Поделка из пластилина и семечек
2. «Волшебные листочки» Рисование
3. «Далматинец» Аппликация с использованием пластилина
4. «Грибочки» Объемная аппликация
5. «Цыплята» Поделка из киндер-сюрприза и пластилина
6. «Воробей» Аппликация из крупы
7. «Зайчик» Аппликация из ваты
8. «Первый снег» Рисование тычками
Декабрь 1. «Лепим снеговика» Скатывание бумаги
2. «В гостях у елочки» Аппликация с использованием пластилина
3. «Дедушка Мороз» Аппликация с использованием салфеток
4. «Зажигаем огоньки» Коллективная аппликация
5. «С Новым годом!» новогодняя открытка Аппликация
6. «Зимний лес» Отрывная аппликация
7. «Рукавичка» Аппликация
8. «Снегопад» Рисование методом «тычка»
Январь 1. «Снежная баба» Аппликация с использованием ватных дисков
2. «Елочные игрушки» Лепка
3. «Овечки» Поделка из ваты и киндер-сюрприза
4. «Украшаем вазу» Аппликация с использованием пластилина
5. «Медали» Лепка из соленого теста и рисование на нем.
6. «Елочка – красавица» Аппликация
Февраль 1. «Рыбка» Аппликация из круп
2. «Открытка в праздник» Аппликация
3. «С праздником, папочка!» открытка к 23 февраля Аппликация
4. «Погремушка» Лепка
5. «Клоун» Аппликация
6. «Солнышко» Коллективная аппликация из ладошек
7. «Снежинка» Аппликация с использованием салфеток
8. «Зимний лес» Объемная аппликация.
Март 1. «Мамочке, мамуле» открытка к 8 марта Аппликация
2. «Веточка мимозы» Скатывание бумаги
3. «Одуванчик» Аппликация
4. «Капель» Лепка
5. «Мой веселый, звонкий мяч» Рисование тычками
6. «Угощение для гостей» Лепка из соленого теста
7. «Рамка для фотографии» Аппликация из крупы
8. «Скворечник» рисование
Апрель 1. «Началась капель» Коллективная отрывная аппликация
2. «Подснежник» Рисование тычками
3. «Почки на веточках» Лепка
4. «Тарелочка с фруктами» Аппликация
5. «Шары для Зайчонка» Аппликация
6. «Пасхальное яйцо» Аппликация крупой
7. «Платье для куклы» Аппликация из кусочков ткани
8. «Бусы для куклы» Моделирование из макарон и соломинок
Май 1. «Праздничный салют» Коллективная аппликация из конфетти
2. «Мать-и-мачеха» Рисование тычками
3. «Подарок для белочки» Аппликация
4. «Домик» Лепка
5. «Шарики воздушные – с ветерком дружные» Рисование
6. «Лебедь» Конструирование из природного материала
7. «Чудо-дерево» Модульная аппликация
8. «Подсолнухи» Аппликация из бумаги и гречки
III. Заключительный этап
Провести диагностику данного проекта и выяснить уровень развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество : аппликацию, рисование, лепку.